Найти в Дзене
Сергей Михеев

Кроме слов надо предпринимать и существенные дела

Вы подчеркнули, что содержание речи – это тайна, что вполне логично. Но некоторая информация, в том числе из уст президента, поступила. Он недавно встречался с рабочими «Уралвагонзавода» и сказал, что могут быть озвучены новые меры поддержки семьи. Вопросам демографии, традиционным ценностям, семейным ценностям президент в последнее время очень много уделяет внимания и поднимает эти вопросы практически на каждом мероприятии, в котором он участвует. Когда он встречался с молодыми специалистами, беседовал с ними, спрашивал, есть ли у них дети, сколько планируют заводить детей. Можно ожидать, что новые меры поддержки семьи, тем более в Год семьи, в Послании Федеральному собранию будут озвучены.

Сергей Михеев: Я надеюсь, что это будет. Раз уж Год семьи, кроме слов надо предпринимать и существенные дела, потому что демографическая ситуация непростая. Что такое демографическая ситуация? Это вопрос выживания: будем ли мы или не будем; если будем, то какими? Как дальше развиваться? Здесь без государственной поддержки невозможно.

Я этой теме уделяю много внимания и считаю, что это одна из ключевых тем. Об этом говорят меньше, иногда с неохотой, но это и есть выживание, развитие, жизнь. Крепкие, большие семьи; дети, которые растут в здоровой, нормальной обстановке; родители, которые уверены, что не останутся один на один с проблемами, - это и называется благополучно развивающееся государство. Я думаю, что к этому надо стремиться, и в Конституции записаны эти приоритеты и то, что есть социальное государство. Особенно когда сложные периоды в истории - экономические, политические -семья как институт общества и особенно молодые люди, которые решают для себя вопрос, что им делать дальше, нуждаются во внешней поддержке. Это важно. Я очень надеюсь, что будут озвучены новые меры.

Сама по себе политика государственной поддержки, начиная с вопросов содержания информационной, культурной и образовательной политики и заканчивая конкретной материальной помощью, будет озвучена президентом. И в дальнейшем нам не год нужен, а «столетие семьи» для того, чтобы решить все проблемы, уверенно двигаться вперед, чтобы в экономике и внешней политике был мощнейший внутренний рынок, чтобы нам некого было бояться. Я уверен, что на эту тему надо говорить, и думаю, что президент об этом говорить будет.

На Ваш взгляд, какие меры на законодательном уровне надо закрепить если не на столетие, то хотя бы на ближайшее десятилетие? Если вспомнить, то в Послании в 2006 году было объявлено о создании материнского капитала. Государство, как и обещало, выплачивает, индексирует семьям, у которых есть дети, солидные суммы. Нужно ли в этом направлении двигаться или нужно на другие направления обращать внимание?

Сергей Михеев: Направлений может быть много. Создание семьи и рождение детей зависят от двух факторов: во-первых, что у тебя в голове и в душе; если для тебя это важно и нужно; считаешь ли ты, что это и есть путь развития, часть успеха. Во-вторых: решение жилищных, материальных проблем. Жилье является основным. По собственному опыту и по опыту многих людей могу сказать: чтобы обзавестись своим жильем, уходит полжизни. Это недопустимо, особенно если мы хотим, чтобы люди женились и рожали детей.

Исходя из двух проблем, которые я выделил, нужен системный подход к тому, чтобы изменять образовательную, культурную, информационную среду. Семья должна быть частью жизненного успеха и самореализации, о которой все вокруг говорят, но при этом семьи в этой самореализации пока не наблюдается. Что касается материальной поддержки: материнский капитал – это хорошо, но чтобы решить жилищную проблему, его недостаточно. Я думаю, что для семей нужны особые программы: или развивать то, что есть сейчас, или создавать новое.

Кредиты – это долговая петля на долгие годы вперед. Человек сегодня работает, завтра заболел, послезавтра еще что-то случилось. Одно из средств – это возрождение социальной аренды для людей, которые будут иметь право долгосрочной аренды, но при этом платить умеренную плату раз в месяц за пользование жильем. Я знаю, что по этому поводу есть разные формы поддержки аренды частного жилья, но этого недостаточно, чтобы решить проблемы. Здесь нужен более радикальный подход. Потому что ипотека – это хорошо, но она не для всех. Еще раз – первое: чтобы в головах изменилась ситуация, когда люди с семьей, с детьми будут восприниматься не как потерпевшие, а как те, на кого стоит равняться. Второе: из материального - это жилье. Жилье в вопросах семьи, рождения детей для подавляющего большинства людей является определяющим фактором при принятии решений.

Владимир Путин огласит Послание Федеральному Собранию как президент и кандидат в президенты. В Послании будут озвучены тезисы на более дальние сроки, чем 2030 год. И кабинет министров, и администрация президента принимают участие в подготовке Послания, но финализируется текст самим Путиным. Это заявление Дмитрия Пескова. Послание во многом можно будет считать предвыборной программой Путина. Президент никогда не выступал с пустыми обещаниями: все его планы тщательно просчитаны. В Послании будут отражены идеи общественности, которые президенту озвучивали во время его региональных поездок. Послание будет длиться больше часа. Задача – изложить план действий, а на минуты никто не ориентируется. Послание президента РФ Федеральному собранию приковывает интересы всего мира - его будут долго анализировать, считает Песков. В Послании президента будет часть слов, адресованных Западу, но акцент он сделает на вопросах суверенизации РФ. Ещё две важные темы, которые ждут внимания и новых мер поддержки, - это сельское хозяйство(против которого сейчас будет развиваться санкционное давление со стороны Запада) и оборонно-промышленный комплекс. Здесь поставлены очень большие, амбициозные задачи. Будут озвучены новые требования, направления работы в этих сферах. Как Вы считаете?

Сергей Михеев: Сейчас идёт активный период агитации - до выборов осталось две недели. Ясно, что ежегодное Послание Путина Федеральному собранию носит часть предвыборной нагрузки. Поэтому заранее сказали, что это будет на шесть лет вперед. И это правильно. В каком еще формате Путин должен познакомить депутатов, сенаторов, избирателей со своими взглядами на ближайшие шесть лет? Как правильно сказал Песков, перспективы направлений, которые Путин будет обсуждать и о которых будет говорить, будут выходить за пределы шестилетнего срока. Позиции президента страны, лидера государства и кандидата найдут сочетание в этом Послании.

Что касается ВПК: сейчас актуальность его очевидна. Многие вещи возрождаются, переосмысливаются ошибки прошлого, и об этом тоже необходимо говорить. Не вижу здесь ничего запретного: тот, кто не способен признать ошибки, тот не способен их исправить. Развитие ВПК является для нас приоритетом и сейчас, и в будущем, потому что ситуация в мире вряд ли будет становиться легче, лучше и спокойнее. К сожалению, предпосылок для этого нет. Наша оборонная мощь является залогом того, что мы будем существовать дальше, залогом нашей жизни и развития.

Сельское хозяйство – тоже несомненный приоритет. Если вы не можете сами себя обеспечить продовольствием, то вас и без оружия можно задушить. Главное, что есть все возможности быть самодостаточными. Что касается ВПК, здесь самодостаточность должна будет достичь 100%. У нас были проблемы с электроникой - сейчас они решаются. Что касается сельского хозяйства: на 100% закрыть нельзя, потому что условные апельсины, ананасы и бананы у нас не растут, но везде, где это можно сделать, этого надо добиться.

Плюс есть проблемы экспортеров, на которых сейчас наши враги на Западе будут обращать особое внимание с точки зрения санкций. Ясно, что правительство и президент будут этим вопросом заниматься. Если шире посмотреть, в качестве стратегической цели – надо добиться того, чтобы мы производили всё, что можно производить самим в надлежащем качестве. Вспомнить, как мы это делали, или научиться с нуля. Что такое суверенитет? Это максимальная независимость во всём: с точки зрения безопасности, экономики, культуры, образования. Чем больше вы покупаете на внешнем рынке, тем меньше ваш суверенитет. Я думаю, что как стратегическая задача она и на 6, и на 106 лет - ее поменять невозможно. Если вы всё покупаете у других, вы от них зависите: сегодня у них одно настроение - завтра другое. Зависимость никогда не является положительным фактором.

Наверное, в этой связи Песков, анонсируя Послание президента Федеральному собранию, заявил, что в Послании будут озвучены тезисы на более дальние сроки, чем 2030 год. Напомню, президент говорил, что минимум на 6 лет.

Сергей Михеев: В любом случае, стратегия должна быть долгосрочной. У нас одной из постсоветских проблем была надежда на «авось». «Рынок всё расставит на свои места – это и есть стратегия, а дальше будем сидеть и ждать». Глупость несусветная! Результаты того, как «рынок всё расставил на свои места», мы сейчас разгребаем. Поэтому ждать у моря погоды бессмысленно. Это нерациональная политика. Учитывая враждебный внешний мир, с которым приходится сталкиваться с точки зрения того, кто сейчас является гегемоном, ждать от них благосклонности бессмысленно. Поэтому нужна стратегия на десятки лет, которая выходит далеко за пределы жизни и далеко за пределы пребывания на своих должностях нынешнего поколения людей.

Детально проработать такую стратегию невозможно, но наметить её концептуальные направления нужно. И под эти стратегии новые поколения людей, которые будут управлять экономикой, политикой, должны будут встраивать свои тактические, среднесрочные решения.

Вы как политолог, как доверенное лицо Владимира Путина чего ждете?

Сергей Михеев: Я жду стратегии независимого развития России с точки зрения ее цивилизационной особенности. Для меня лично Россия - это исторически уникальная цивилизация со всех точек зрения, начиная от религиозной, заканчивая экономической. Это мой личный идеал, мой личный приоритет: сначала Господь Бог, затем Россия, а далее приоритеты идут по нисходящей. Когда я слышу от политического лидера то, что укладывается в такую систему ценностей, возникает уверенность в будущем. Этого я и жду.

Религиозная тема для Вас является важной. Что-то в Послании будет по этому поводу сказано?

Сергей Михеев: Сомневаюсь. Мы знаем, что Путин православный христианин и для него всё это очень важно, но в данном случае это не обязательно. Меня волнует, чтобы люди, принимающие решения, об этом не забывали, пытались руководствоваться этим, а не только цифрами, сиюминутными тактическими расчетами. Если мы развиваем Россию как суверенную цивилизацию, мы уже говорим о религиозном ее значении, даже не произнося ни слова. А вторичные модели, когда говорят: «Давайте будем похожи на этих, давайте как эти, давайте будем их указания выполнять», означают, что люди религиозной темы и ценности России не чувствуют, не понимают, не знают. Я считаю, что отсутствие страха Божия, понимания религиозных факторов привело ко многим нашим проблемам, которые мы сейчас разгребаем, в том числе к проблеме на внешнеполитическом контуре и проблеме, которую приходится решать на Украине.

Если я пойму, что такое отношение к России существует у руководителя государства, то для меня это будет залог того, что он об этом думает.

Наверное, по поводу спецоперации будет большой блок - наши военные успехи, дополнительные меры поддержки участникам СВО и членам их семей, о чем неустанно говорит президент. Я думаю, что этому будет посвящена определенная часть Послания Федеральному собранию.

Сергей Михеев: Насчет социальной политики по поводу людей, участвовавших в боевых действиях, - это принципиальный момент. Конечно, всё должно делаться рационально и трезво. Я вспоминаю операцию советских войск в Афганистане, которую мы провели успешно. Потом политическое руководство превратило это всё в поражение, а людей, участвовавших в этой операции, превратило в потерпевших, многие из которых потерялись в этой жизни. Мы ничего подобного допустить не можем - все наши бойцы и их семьи должны быть окружены заботой государства, которое за это и отвечает. Это тоже принципиальный момент. В этой ситуации всех тех, кто находится на защите родины и помощи нашей армии, куется элита нашего государства. Это люди, сделавшие осознанный выбор в защиту своей родины. Мне кажется, это очень важно.