Турция врывается в число стран, которые планируют выпускать собственный истребитель пятого поколения. Стоит отметить, что в мире сегодня ограничено даже количество стран, которые в состоянии просто спроектировать и произвести любой истребитель.
По сути, в последнее время такими странами являются только США, Россия, Китай, Швеция, Франция, а также консорциум ряда европейских государств (в первую очередь Германии и Великобритании), выпускающий истребитель Eurofighter Typhoon.
В этот список стран, рвутся также Южная Корея и Турция, которые подняли в воздух собственные истребители. При этом успехи Южной Кореи в авиастроении гораздо серьезнее. Страна серийно производит легкий многоцелевой истребитель FA-50, крупным заказчиком которого стала Польша. И доводит до ума истребитель поколения 4++ KF-21.
В этом плане Турция пошла ещё дальше, в Анкаре сразу же замахнулись на истребитель пятого поколения, коим и должен стать KAAN, совершивший первый полет 21 февраля 2024 года.
KAAN – с миру по нитке
Авиационная промышленность Турции сравнительно молода. Турецкая аэрокосмическая компания TUSAŞ была основана в 1984 году, став преемницей корпорации, которая существовала в стране с 1973 года.
50 лет – для авиационной промышленности срок не маленький, но и не самый большой. К 2024 году Турция самостоятельно разрабатывает и производить многочисленные линейки ударных и разведывательных беспилотников, а также освоила серийное производство ударного вертолета T129 ATAK и его модификации.
Вертолёт создан в тесном сотрудничестве с англо-итальянской компанией AgustaWestland. За основу была взята платформа существовавшего вертолета Agusta A129 Mangusta.
Не испытывает проблем Турция и с авиационным вооружением классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
При разработке собственного истребителя Турция также пошла по пути международной кооперации, опираясь на опыт, наработки и помощь стран, которые добились успеха в создании боевых самолетов.
Считается, что на первом этапе проектирования истребителя KAAN турки работали совместно с шведской компанией Saab. На втором этапе была налажена кооперация с британской компанией BAE Systems.
Итогом всех изысканий стала утвержденная компоновка самолета, напоминающая американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Также турецкие военные окончательно остановились на двухдвигательной схеме истребителя.
Утвержденный вариант нового истребителя в виде масштабной модели впервые показали на выставке Eurasia Airshow-2018. На авиасалоне в Ле-Бурже в 2019 году уже демонстрировали полноразмерный макет. Сама программа создания собственного истребителя стартовала в Турции в 2010-2013 годах.
С двигателями для самолета Турция также делает ставку на кооперацию, так как разработка современного двигателя для истребителя пятого поколения – это сверхсложная задача для любой страны. Скорее всего, в тендере на разработку двигателя для нового истребителя победит тандем Tusas Engine Industries и британской компании Rolls-Royce.
При этом в 2023 году появлялась информация, что в тендере участвует и украинский производитель – компания «Ивченко Прогресс». Стоит отметить, что Киев и Анкара плодотворно сотрудничают в области беспилотной авиации. До 2022 года Турция закупала двигатели для беспилотников Akıncı и была заинтересована в украинских турбореактивных двигателях для перспективных беспилотников и беспилотных истребителей.
Летно-технические характеристики истребителя KAAN
Сейчас невозможно сказать, каким в итоге получится истребитель KAAN. Машина только совершила первый полет, а серийное производство планируется начать в 2028-30 годах.
Пока можно руководствоваться лишь уже опубликованными в открытом доступе характеристиками будущего самолета.
Так турецкое агентство «Анадолу» со ссылкой на аэрокосмическую компанию TUSAŞ публикует следующие характеристики модели:
Длина самолета – 21 метр, размах крыла – 14 метров, высота – 6 метров.
Максимальная скорость – 1,8 Маха (2200 км/ч).
Практический потолок – 55 тысяч футов (16 760 метров).
Предельные перегрузки: от -3,5 до +9G.
Тяга двигателей: 2х13100 кгс.