Вавилон - самый известный город древней Месопотамии, руины которого находятся на территории современного Ирака, в 94 км к юго-западу от Багдада.
Название происходит от "бав-ил" или "бав-илим", что на аккадском означает "Врата Бога" (или "Врата богов"). В свое время это был великий культурный и религиозный центр.
Древнегреческие писатели с восторгом и благоговением упоминали об этом городе. Здесь находились легендарные Висячие сады Вавилона, одно из Семи чудес Древнего мира:
А в Библии описано драматическое "Вавилонское столпотворение"- эпическая история о башне до небес, вдохновлённая величественным зиккуратом:
Вавилон существовал уже во времена Саргона Аккадского (Великого, 2334-2279 гг. до н.э.) и, по-видимому, был небольшим портовым городом на реке Евфрат до возвышения Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.):
который сделал его столицей своей империи:
Кодекс Хаммурапи, составленный в 18 веке до нашей эры, является одним из самых ранних всеобъемлющих юридических кодексов. Высеченный на базальтовой стеле, кодекс содержит 282 закона, охватывающих области коммерческого, имущественного, семейного и уголовного права.
После смерти Хаммурапи его держава быстро распалась. Город потерял своё политическое значение, и был разграблен хеттами в 1595 году до нашей эры:
а затем захвачен касситами, (ок. 1474-1159 гг. до н.э.) которые переименовали его в Карандуниаш:
Касситский Вавилон стал одним из важных государств Ближнего Востока. При этом завоеватели приняли культуру покорённого народа, включая изобразительное искусство, науку (в частности, астрономию) и религию:
Касситы впервые вступили в контакт с египтянами, когда фараоном был Тутмос III (правил ок. 1460-1340 гг. до н. э.). Также важно отметить, что вся дипломатическая переписка между великими державами велась тогда на языке Вавилона, аккадской клинописью:
Недолгое время Вавилоном правили другие завоеватели, халдеи (9 век до н.э.), чье имя стало синонимом вавилонян для более поздних греческих авторов (в частности, Геродота) и библейских переписчиков, а затем находился под контролем ассирийской империи (912-612 гг. до н.э.):
Когда халдеи восстали, ассирийский царь Сеннахериб взял Вавилон в 690 году до нашей эры.
“Трупы людей, которых некому было похоронить, заполнили площади Вавилона”,
- гласит надпись.
Сеннахериб наложил страшное наказание на выживших: храмы Вавилона были разрушены, их руины затоплены, и даже верхний слой почвы в городе был вывезен.
Да, Ассирийская империя жестко контролировала регион, но переживала свои последние дни.
В 627 году до нашей эры ассирийцы послали двух своих представителей взять на себя управление Вавилоном, но Набопаласар, наместник, отправил их домой и короновался, как царь, в 626 году до нашей эры.
В течение следующих десяти лет Набопаласар неутомимо сражался с ассирийцами, пока его сын Навуходоносор рос, получая образование.
В 615 году до н.э. Набопаласар напал на город Ашшур, но не смог взять его, пока мидяне под предводительством своего царя Киаксара не присоединились к нему. Набопаласар закрепил союз, подтвердив его женитьбой Навуходоносора на дочери Киаксара.
Когда в 612 году до нашей эры вавилоняне захватили столицу Ассирии Ниневию, ассирийцы перенесли свою столицу в Харран.
Но когда даже Харран был захвачен вавилонянами в 610 году до н.э., столицу снова перенесли, на этот раз в Кархемиш на реке Евфрат, и ассирийскому царю Ашшур-убаллиту II потребовалась помощь его союзника, могущественного Египта.
Армия под командованием великого фараона Нехао II, начала в 609 году до н.э. поход, чтобы помочь ему против вавилонян.
Однако поход египетской армии под командованием фараона Нехао II, у Мегиддо, был задержан войсками иудейского царя Иосии.
Иосия был убит, а его армия потерпела поражение.
Затем египтяне присоединились к ассирийцам в безуспешной попытке отвоевать Харран. В 605 году до н.э. вавилоняне и мидийцы, возглавляемые принцем Навуходоносором, столкнулись с египтянами и ассирийцами при Кархемише.
Кархемиш, важнейший центр торговли и военной деятельности, располагался на западном берегу верхнего Евфрата, служа "воротами" между различными империями и цивилизациями. Городу помогло его расположение у одного из основных бродов Евфрата, где проходил важный торговый путь из Ниневии в Харран, а затем в долину Оронт в Ливане, прежде чем разветвляться на Средиземноморье, Палестину и Египет. Богатство Кархемиша было увеличено за счет налогов, взимаемых с караванов, проходящих по этому пути, что надолго обеспечило его экономическое процветание.
Трудно установить точную численность армий при Кархемише, но мы точно знаем, что египтяне потеряли значительную часть своей армии при Мегиддо. Ассирийцы также понесли многочисленные потери во время взятия Ниневии и Харрана. Однако, древние источники предполагают, что у египтян и ассирийцев было до 40 000 человек против 18 000 человек войск Навуходоносора, куда также входили скифы, персы и мидяне
Согласно "Хронике Навуходоносора", вавилонский полководец быстро переправился через реку Евфрат и атаковал египетскую армию, что переросло в кровопролитную битву. Люди Нехао покинули поле боя, а оставшиеся воины были перебиты.
Многие спасающиеся бегством египтяне оставили свое оружие и тоже стали легкой добычей вавилонян. Вскоре после битвы Навуходоносор оказался на вавилонском троне и основал империю, простиравшуюся от Египта до Персии.
Он пытался захватить Египет, но это ему не удалось.
Но это его не смущало:
"Далекие земли, далекие горы, от Верхнего моря до Нижнего, крутые тропы, нехоженые пути, где движение было затруднено, где не было опоры для ног, трудные дороги, путешествия без воды - я прошел, и непокорных я сверг; Я связал как пленников своих врагов; землю я привел в порядок, а людей Я заставил процветать."
Вассальные государства платили Вавилонии большую ежегодную дань и пополняли ее растущую казну:
“серебро, золото, дорогие драгоценные камни, бронза, пальма, кедр, всевозможные драгоценные вещи, которые я привез в мой город Вавилон”.
Навуходоносор II был воином по необходимости, но строителем по характеру. Налоги, собранные у вассалов, помогли профинансировать благоустройство его города. Навуходоносор сосредоточил большую часть своей строительной энергии на восстановлении Вавилона: ведь многолетняя война с ассирийцами, столетием ранее, привела к его разрушению в 689 году до н. э.
Продолжая работу, начатую Набопаласаром, царь построил большой ров, защитные стены и каналы. Он отремонтировал храмы и святилища, проложил Дорогу для священных процессий:
Построил себе роскошный дворец:
Ближе к концу своего правления, примерно в 575 году до н.э., он построил то, что, вероятно, является сегодня "культовой" достопримечательностью Вавилона: Ворота Иштар, украшенные рельефами из кирпича, покрытого кобальтовой глазурью:
Это сооружение и сейчас вызывает восторг и трепет:
Он не просто возродил Вавилон- он привёл его к небывалому доселе могуществу и немеркнущей в веках славе.
При этом Навуходоносор превозносил бога Мардука, божество-покровителя Вавилона, над другими богами месопотамского пантеона.
На Воротах Иштар мы видим символ Мардука- дракончика:
Надписи превозносят Навуходоносора II как "любимца бога Мардука", царя вселенной, у которого “нет врагов от горизонта до неба”, создавая узы величия, связывающие бога, царя и город Вавилон.
Если благосклонность бога считалась решающей для города, то более приземленный ресурс — вода — также был ключевым для превосходства Вавилона.
“Рядом с Вавилоном я насыпал огромные насыпи земли. Великие потоки разрушительной воды, подобные великим морским волнам, которые Я заставил обтекать его ”.
Возможно, эта ирригационная система питала одно из самых известных и загадочных достижений Навуходоносора: висячие сады Вавилона, чудо древнего мира.
В садах, якобы, произрастали виды всех деревьев и растений империи.
Вавилон пал под натиском персов при Кире II Великом, (550-530 гг. до н.э.) и стал одной из столиц империи Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.), пока его не захватил Александр Македонский, в 331 г. до н.э.:
Он продолжал оставаться торговым центром при более поздней империи Селевкидов (312-63 гг. до н.э.), Парфянской империи (247-224 гг. до н.э.) и Сасанидской империи (224-651 гг. н.э.), но так и не достиг высот, известных ему при Хаммурапи или Навуходоносоре II.
Город пришел в упадок после завоевания мусульманами в 7 веке нашей эры и был окончательно заброшен.