23 октября 2002 разгорелся неслыханный скандал: прибывших в Белоруссию сопредседателей СПС Бориса Немцова и Ирину Хакамаду перехватили в аэропорту сотрудники КГБ. И не дав ступить на гостеприимную белорусскую землю, с треском выдворили обратно.
Звонок другу Толе
В тот год политическая повестка двух стран крутилась вокруг буксующего проекта под названием Союзное государство, будущее которого представлялось туманным. Президент Владимир Путин предложил своему белорусскому коллеге три варианта сценария: полная интеграция и единое государство; надгосударственное образование по типу ЕС; отработка действующих положений Договора о СГ.
Белорусская оппозиция немедленно заголосила о полном аншлюсе и призвала дрейфовать в сторону свободной Европы.
За два месяца до описываемых событий газета "Советская Россия" опубликовала запись телефонного разговора Немцова с лидером Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолием Лебедько, который состоял в оппозиции президенту Александру Лукашенко.
В разговоре ныне покойный Борис Ефимович без затей рассуждал, как надо правильно «давить на Луку». В ходе диалога Немцов, даже заподозривший прослушку, накала откровенности не снизил.
Он рассказывал Лебедько, как убеждал Кремль пойти на переговоры с оппозицией в Белоруссии. И якобы даже убедил.
«Отношение к Луке сильно изменилось благодаря моим стараниям», – говорит Немцов.
Разумеется, прослушка все-таки и была, а доверительная беседа двух либералов немедленно стал достоянием ушей объекта обсуждения — Александра Лукашенко.
Незабываемый прием
Как вспоминала непосредственная свидетельница тех событий, журналистка «Ъ» Елена Трегубова, Немцова и Хакамаду сотрудники КГБ ждали прямо у трапа самолета, который, к слову, специально задержали на три часа. Остальных членов делегации — журналистов и телохранителей политиков из самолета сначала не выпускали, а затем под конвоем проводили в здание аэропорта.
«Через полчаса мне удалось дозвониться до Бориса Немцова.
— Борис Ефимович, вы там живы?
— Да, все в порядке. Только нас увозят в неизвестном направлении в тесном сопровождении КГБ, милиции и таможенников. Вот тут со мной рядом в машине сидит, например, полковник КГБ», — писала на следующий день впечатленная Трегубова.
Спустя некоторое время перепуганных Немцова и Хакамаду, которые в пути требовали срочно звонить в Кремль, привезли в аэропорт «Минск1», погрузили на Як-40 и отправили в обратный путь.
Официальный релиз КГБ был сух и лаконичен:
"В соответствии с законом Республики Беларусь <…> был выдворен гражданин России Немцов Борис Ефимович, который прибыл в страну с частным визитом и у которого была обнаружена большая сумма денег в зарубежной валюте, и также литература, которая была направлена на дестабилизацию обстановки в стране. Основанием для принятия такого решения послужили факты неоднократного вмешательства во внутренние дела РБ, а также его деятельность, направленная на нанесение урона государственным интересам РБ».
Описывая незабываемые приключения Немцова и Хакамады в Белоруссии, Владимир Жириновский озвучил версию, которую официальные СМИ дать не решились.
«Они приехали, чтобы деньги дать оппозиции, так КГБ с ними шутку сотворило: посадили их в УАЗик и поехали в лес. Все, на расстрел, говорят. Немцов обосрался. В итоге его вот такого засранного, привезли в аэропорт и в самолёт впихнули. Вот так Лукашенко проучил Немцова», — рассказывал Жириновский в 2018 году.
Свежо предание…
По воспоминаниям очевидцев, приземлившийся в России Немцов, был невероятно счастлив возвращению и не скрывал этого. Позже он, разумеется, на голубом глазу утверждал, что никаких денег для белорусской оппозиции у него не было. А 50 тысяч долларов в чемодане — ложь и происки провокаторов.
Впрочем, в Белоруссию он с той поры больше ни ногой.