ㅤㅤАннотация. Статья посвящена различиям между сюжетом фильма «Союз спасения» 2019 года и историческим событиям, о которых он рассказывает. Также упоминаются сходства и рекомендация по просмотру.
ㅤㅤКлючевые слова: исторический анализ, история, союз спасения, достоверность, декабристы, история России.
ㅤㅤВ конце 2019 году в кинотеатрах России начали показывать фильм «Союз спасения», повествующий о восстании декабристов 1825 года. Режиссером фильма стал Андрей Кравчук. Многие ждали премьеры, ведь на то было много причин. Во-первых, в русском кинематографе есть не так много фильмов о декабристах, а этот преподносили еще и как исторически максимально достоверный. Во-вторых, кинокартина финансировалась самим государственным «Фондом кино». Благодаря этому съемочной команде был выделен почти миллиард рублей - результат работы с таким бюджетом оказался интересен многим, ведь это предвещало невероятный размах фильма. В-третьих, среди актерского состава есть множество выдающихся лиц, любимых многими.
ㅤㅤОднако мнение людей о фильме оказалось неоднозначным. С одной стороны оказались неосведомленные зрители, которые после просмотра запомнили ту версию, что была показана, ведь это кино преподносится как исторически достоверное. Некоторым из них фильм понравился, но остальные из-за некоторых субъективных факторов (они будут названы позже) вовсе не поняли, что происходило на экране. С другой стороны же стороны оказались осведомленные зрители, которые заметили ошибки и плохо оценили фильм. После прочтения отзывов представителей всех этих групп людей мной было принято решение проанализировать фильм на историческую достоверность и опубликовать статью с результатами, чтобы прочитавшие ее могли развеять отложившиеся в голове недостоверные факты из фильма или узнать, чему из показанного можно доверять. Мной была поставлена цель проанализировать фильм «Союз спасения» и выявить различия с его реальным историческим контекстом. Чтобы ее достичь, необходимо было выполнить следующие задачи: изучить декабристское восстание вне рамок фильма, сравнить представленную в фильме версию с реальными событиями, выявить различия между фильмом и историей.
Различия.
Главным несоответствием является название. Дело в том, что такая организация, как «Союз спасения», существовала в 1816-1818 годах, хотя действия фильма происходят, в основном, уже в 1825 году. Вероятно, создатели посчитали это название самым благозвучным, сравнив с вариантами «Южное общество» и «Северное общество», однако это ошибка, а также в фильме не было комментариев по поводу этого названия организации декабристов.
ㅤㅤВ фильме можно заметить на фоне или на кадрах общего плана недостроенный Исаакиевский собор уже с колоннами и даже одним куполом, хотя на самом деле еще только колонны начали возводить лишь в 1828 году – через три года после окончания восстания.
ㅤㅤНа протяжение всего фильма генерал Михаил Андреевич Милорадович носит на своей груди Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Он действительно являлся обладателем этого ордена, однако носить ордена первой степени можно было лишь в особые случаи: в дни всех орденских праздников, когда назначено быть при Высочайшем Дворе, для выхода, или по другому случаю; на выход при Высочайшем Дворе, когда последует особое по сему предмету Высочайшее повеление.
ㅤㅤВопросы по поводу ношения орденов возникли не только к герою Милорадовича, но и самому Николаю I. Весь фильм император по непонятным причинам носит орден Нидерландского льва. Это не противоречит правилам ношения орденов, однако и никаких причин для этого нет, ведь это был даже не российский орден, а нидерландский.
ㅤㅤТакже была и грубая ошибка в ношении орденов Николаем I. В фильме он очень часто носит сразу два ордена первой степени: Святого равноапостольного князя Владимира и Святого апостола Андрея Первозванного. Такое происходило только по особым случаям или для портрета, однако император носил их и в обыденных ситуациях.
ㅤㅤТакая же ошибка, только еще более грубая, была с уже упомянутым генералом Милорадовичем. В одном из эпизодов фильма он носил три ордена первой степени без особого повода, что еще более недопустимо. Это были ордена: Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия и Святого равноапостольного князя Владимира.
ㅤㅤВ фильме есть эпизод, где полковник Павел Иванович Пестель приходит к капитану Аркадию Ивановичу Майбороде и требует от него написания расписки. Майборода использует обращение «Ваше Превосходительство», хотя Пестель – полковник, к нему необходимо обращаться «Ваше Высокоблагородие».
ㅤㅤНеверно представлено и восстание в Семёновском полку. В начале фильма нам показывают, как лейб-гвардейцы устраивают восстание, придя к дому полковника Шварца. Они выбивают окна камнями, угрожают. Однако все было далеко не так. В Семеновском полку служили не обычные рядовые солдаты. Это был элитный полк, в котором числился сам государь Александр I. Солдаты не устраивали бунта, они лишь выразили свой протест написанием прошения о смене командира полка.
ㅤㅤЗаметным отличием стало то, что в фильме была представлена возлюбленная Сергея Муравьева-Апостола – Анна Бельская, которой на самом деле не существовало. Это вымышленный персонаж в историческом кино, что мне кажется недопустимым. Комментариев и сносок по этому поводу не было, поэтому зрители после просмотра считают, что Анна действительно существовала.
ㅤㅤНе совсем верно нам представили смерть Александра I. В фильме кажется, что он умер от пореза бритвой, ведь император погибает как раз во время бритья. Однако на самом деле он болел, предположительно, тифом, но об этом в фильме не упоминается.
ㅤㅤВо время эпизода самого восстания декабристов в Петербурге мы видим князя Сергея Трубецкого и Кондратия Рылеева на площади, что является неправдой, ведь их даже рядом с ней не было. Однако в фильме они активно взаимодействуют с союзниками на площади, а Трубецкой даже разговаривает с Николаем I.
ㅤㅤСильно гиперболизирован в фильме характер Павла Ивановича Пестеля. Нам его показывают очень нервным, грубым и даже истеричным, хотя на самом же деле он лишь отличался жестокостью. При этом в кинофильме он сдается первым среди декабристов, когда узнал о раскрытии их заговора, что противоречит даже авторскому видению Пестеля и выглядит странным для зрителя. На самом деле он вовсе не был таким несдержанным.
ㅤㅤВо время эпизода, где Пестель узнает, что его собираются арестовать, он стремительно хватает какую-то документацию и сжигает ее. Нам не говорят, что это конкретно за документы, но, предположительно, среди них должна была и новая Конституция Южного общества – «Русская правда». Однако такого быть не могло, ведь до наших пор сохранился оригинал этой самой Конституции. Ее декабристы закопали, обернув в ткани, когда узнали о том, что среди них есть доносчик-предать. Само собой, потому и реакция Пестеля на новость о доносе была на самом деле вовсе не такой, как показали в фильме, ведь он уже давно был готов к аресту.
ㅤㅤВ эпизоде оглашения Николаю своего выбора наследника престола Александр I произносит фразу «Государство – это я», что очень несвойственно для него, как для правителя с либеральными взглядами. Эти слова мог бы произнести правитель с монархическими взглядами, но никак не либерал. Также эта фраза на самом деле принадлежит одному из королей Франции Людовику XIV, а вовсе не Александру.
ㅤㅤДалее упомянем субъективные факторы, которые повлияли на восприятие событий в фильме. Все, что будет перечислено далее, не выражалось в конкретных фактических ошибках, но искажало восприятие зрителями происходящего и привело к некоторым заблуждениям. Больше всего на неподготовленного зрителя повлияло количество героев и событий, что были представлены в фильме. Даже у разбирающегося в теме человека возникнет путаница, ведь не все персонажи нам были представлены напрямую. Их имена раскрывались только при обращении к ним других людей, приходится напрягаться, чтобы понять, кто из актеров играл ту или иную историческую личность, а потом еще и запомнить имя человека. При этом фильм очень насыщен событиями, ведь нам показывают то, что происходило на протяжение целого десятилетия. Однако из-за такой наполненности зрителю кажется, будто все это произошло за год или два.
ㅤㅤВероятно, опять же из-за нехватки хронометража, создатели фильма не смогли мотивировать многие события. К примеру, нам не объясняют, почему вообще декабристы захотели устроить восстание, почему они разделились на два общества. То, что Александр I решил передать власть именно Николаю I, а не брату, первоначальный отказ Николая от престола и отречение Константина нам преподносят как факты, никак не поясняя.
ㅤㅤТакже мало времени уделяется самим декабристам и их личностям, из-за чего их еще тяжелее запомнить. Мы не понимаем их характеры, мотивацию. Нам даже не представляют ни одну из написанных ими Конституций – а ведь это, ради чего на самом деле они и хотели устроить переворот. Из-за непонимания зрителями всего происходящего на экране и фактических ошибок теряется ценность этого фильма как исторического кино, хотя авторы и преподносят его именно таковым.
Сходства.
ㅤㅤВ фильме были и положительные черты относительно исторической достоверности. Например, хорошая работа была проделана и над военной формой, за исключением орденов. Зачастую ошибки в исторических фильмах находятся в области одежды, однако «Союз спасения» стал исключением.
ㅤㅤЗамечательно передана атмосфера и пейзажи Петербурга первой половины 19 века.
ㅤㅤТакже поражает внешняя схожесть некоторых актеров с историческими личностями, которых они играют.
Выводы.
ㅤㅤФильм предназначен не для каждого зрителя. Если человек хочет насладиться визуальной составляющей, атмосферой, освежить в памяти восстание декабристов, то фильм ему понравится и будет полезен. Однако не стоит смотреть фильм человеку, совершенно не помнящему эти события, с целью ознакомления с этим восстанием. Тем более этот фильм нельзя использовать как источник достоверной информации о восстании из-за несоответствий с историей. Однако с помощью ознакомления со статьей зрители могут развеять недопонимания и ошибки в своем восприятии восстания.
Список источников и литературы.
ㅤㅤ1. Беляев, А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном : 1805-1850 / А. П. Беляев. – СПб. : А.С. Суворин, 1882. – 507 с.
ㅤㅤ2. Карцов, П.П. Событие в лейб-гвардии Семеновском полку в 1820 г. / П. П. Карцов. – СПб. : М.И. Семевский, 1889. – 17 с.
ㅤㅤ3. Междуцарствие 1825 года и восстание декабристов в переписке и мемуарах членов царской семьи / Подгот. к печати Б. Е. Сыроечковский. - М. ; Л. : Гос. изд-во (Тип. Печатный двор), 1926. - 246 с.
ㅤㅤ4. Мурашев, Г. А. Титулы, чины, награды / Г. А. Мурашев. – М. : АСТ, 2004. – 367 с.
ㅤㅤ5. Оболенский, Е. В. В ссылке и заключении : Воспоминания декабристов: кн. Оболенского, Басаргина и кн. Волконской : [Письма, стихи и др. материалы] / Е. П. Оболенский – М. : Рус. т-во, 1908. – 96 с.
ㅤㅤ6. Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е : [с 1-го марта 1881 г.]. - СПб. : Гос. тип., Т. 9 : 1889 : от № 5686-6504 и дополнения. - 1891. - 1490 с.
ㅤㅤ7. Трубецкой, С. П. Записки князя Трубецкого / С. П. Трубецкой. – Спб. : Сириус, 1906. – 210 с.
ㅤㅤ8. [Электронный ресурс. Источник: Государственный музей-памятник Исаакиевский собор] https://cathedral.ru/ru/isaac/building
ㅤㅤ9. [Электронный ресурс. Источник: Президентская библиотека] https://www.prlib.ru/news/1307053