Найти тему

Игорь Угольников:«Чтобы называться народом, мы просто обязаны помнить о своих победах»

Беседовал Андрей МУСАЛОВ

Опубликовано в журнале «Пограничник Содружества». №3 2015 г.

— Игорь Станиславович, в феврале этого года в прокат вышел военно-исторический фильм о Первой Мировой войне "Батальонъ", автором идеи и генеральным продюсером которого Вы являетесь. А совсем недавно, 12 июня, в День России, более десяти тысяч москвичей смогли посмотреть Вашу картину на открытом показе во всех парках Москвы. Когда фильм показывают в большой государственный праздник — значит, он не только высоко оценен властями, но и востребован в обществе. Почему Вы выбрали сюжет именно о женском «батальоне смерти»?

— Мы обратились к истории «Батальона смерти» Марии Бочкаревой, потому что эта история уникальна. Впервые в истории России женщины были объединены в воинское подразделение, обучены воинскому делу и отправлены на фронт. Цель похода заключалась в поднятии боевого духа деморализованной российской армии. В период правления Керенского в России были созданы солдатские комитеты, с которыми офицерство вынуждено было согласовывать практически все решения. В стране царили смута, хаос и разлад. По указу Временного Правительства из тюрем были выпущены тысячи уголовников, упразднены полиция и суды. Государственность фактически перестала существовать. Страна неминуемо двигалась к Октябрьскому перевороту. Сегодня многие историки придерживаются мнения, что большевики просто «подняли власть с пола», поскольку в 1916-м году произошел заговор в окружении Государя. Этот период – один из самых драматичных в истории нашей страны. Конечно, во времена Первой мировой войны было множество эпизодов, достойных экранизации: это и оборона крепости Осовец, и маневр Ренненкампфа, и Брусиловский прорыв. Но история подвига батальона Марии Бочкаревой — это еще и глубоко трагический, яркий сюжет, достойный кинематографа. Подумайте только: батальон, состоящий из одних женщин, оставался держать оборону до конца. Кто-то, быть может, назовет их подвиг бессмысленным, но для этих девочек он бессмысленным не был. Они возвращали мужчинам достоинство, пытались вернуть достоинство стране. Враг стоял на нашей земле - и в этом есть определенное созвучие с сегодняшним временем. Заметьте, мы обдумывали сюжет «Батальона» три года назад, и тогда даже подумать не могли, что будем снимать такую, в некотором смысле, современную историю.

-2

— В съемках «Батальона» участвовало более трехсот девушек. Как проходил съемочный процесс? С какими сложностями столкнулись продюсеры, режиссер, актрисы?

— Сложностей было много. Знаете, за кинопроизводством всегда стоит огромный труд людей. А если речь идет о крупной военно-эпической ленте, то можно смело добавить к труду еще и «пот» и «кровь» этих людей. Ну а если серьезно, то трудности были, начиная с процесса сборки сценария и заканчивая настоящим подвигом, который совершили наши актрисы на съемочной площадке. Когда мы снимали, например, эпизод газовой атаки, девочки должны были бежать в атаку в противогазах - в грязи, под дождем, в дыму, держа винтовки с настоящими железными штыками. Я надел противогаз и понял, что это снимать невозможно, поскольку в дыму в нем ничего не видно. Мне оставалось только молиться, чтобы девочки ничего себе не повредили. Бог миловал, никто не пострадал. Кроме того, мне пришлось пойти на беспрецедентный для продюсера шаг – остановить съемки и дать возможность актрисе Марии Кожевниковой родить ребенка. Картину я снимал с питерским режиссером Дмитрием Месхиевым. Для меня было важно работать именно с ним, поскольку основное действие происходит в Петербурге. Съемки проходили не просто - между мной и Месхиевым возникли разногласия. Как бы там ни было, через споры, порой ожесточенные, мы все-таки находили в себе силы для компромиссных решений. Я благодарен ему за работу и рад, что мы довели проект до конца. В конечном итоге, самое важное – это положительный отклик зрителя, чьи ожидания, как мне кажется, были нами оправданы. Я очень благодарен продюсеру Федору Бондарчуку, моему другу, за то, что в ответственный финальный момент съемок он подставил свое продюсерское плечо и помог мне завершить картину, широко представив ее российскому зрителю. В прокате фильм «Батальонъ» вышел под слоганом: «От создателей «Брестской крепости» и продюсеров «Сталинграда». Мы, сделав две масштабных картины о Великой Отечественной войне, объединили свои усилия для фильма о Первой Мировой войне.

— Как Вы оцениваете результаты кинопроката «Батальона»?

— Производственный бюджет фильма, в котором были как государственные, так и спонсорские, партнерские и лично мои деньги, составил 400 миллионов российских рублей. Плюс около сотни миллионов на рекламу. В прокате картина собрала 488 миллионов рублей. Но с этих денег половину забрали кинотеатры, дистрибьюционные проценты, затраты за рекламу и прочее. Поэтому пока мы не окупились.

-3

— Хотелось бы вернуться к другой Вашей знаменитой киноработе - картине "Брестская крепость". Для многих пограничников этот фильм стал «настольным» фильмом. Картину часто можно встретить в фильмотеках пограничных застав. В связи с этим хочется узнать: как возникла идея создания картины?

— Снимать такую картину, как «Брестская крепость», было огромным испытанием. Ведь для нашего Отечества защита Брестской крепости полна как военного, так и духовного смысла. Когда мы создавали картину, мы думали о великом подвиге защитников крепости, о несломленной воле советских воинов против якобы непобедимой машины Вермахта, наконец, о духе народа-победителя, который, умирая, выигрывал войну на каком-то высшем, неземном уровне. Память о Великой Отечественной войне – это наша генетическая память. Поэтому, наша попытка сделать фильм о войне была продиктована, прежде всего, желанием почтить эту священную память героев и мучеников войны. Я - убежден для того, чтобы называться народом, мы просто обязаны помнить о своих победах. Победа в Великой Отечественной войне – это и есть наша национальная идея сегодня. Только через нее мы способны по-настоящему сплотиться и выстоять перед любыми трудностями.

-4

— Фильм «Брестская крепость» — первый совместный проект Союзного государства России и Беларуси. С 2007-го года Вы являетесь Председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства. Можно ли считать картину примером успешного сотрудничества Беларуси и России?

— Безусловно. В этом проекте Россия и Беларусь объединили усилия и продемонстрировали высокий уровень слаженной работы, как в творческом, так и в организационном плане. И для России, и для Беларуси фильм стал одним из символов общей судьбы, общей трагедии, общей победы. Конечно, в картине есть и политический смысл, который дает идейное наполнение строительству Союзного государства. Особенно актуально такое наполнение сегодня, когда тема подвига Солдата в Великой Отечественной войне фальсифицируется, искажается в угоду чьих-то геополитических интересов. К счастью, мы едины с белорусской стороной в подходах к пониманию роли и значения нашей общей Победы. И для нас, и для белорусов, которые к Великой Победе относятся с тем же трепетом, что и мы, этот фильм заложил фундамент в основу дальнейшего сотрудничества - как в области кинематографии, так и по линии культуры в целом. Поэтому, конечно же, «Брестскую крепость» можно рассматривать как пример успешного интеграционного взаимодействия, в полной мере отвечающего интересам двух стран. Что касается результата, то, надеюсь, он оправдал ожидания и российских и белорусских зрителей.

-5

— В картине "Брестская крепость" ярко представлены судьбы пограничников - защитников крепости. Каково Ваше отношение к представителям этой военной профессии?

— К представителям этой профессии я отношусь с огромным уважением. Защитники «Брестской крепости» - и комиссар Фомин, и майор Гаврилов, и лейтенант Кижеватов, и многие другие, кто решил идти до конца, своим поступком приблизили 9 мая 1945 года. Этим выбором они вершили судьбу не только своей страны, но и мира. Своей крепостью духа они повернули ход истории. И если перенестись в сегодняшнее время, то я не могу не выразить признательности Федеральной пограничной службе России за решение колоссальных по масштабу задач. Как в советское время, так и сегодня, те, кто охраняют государственную границу, продолжают играть важнейшую роль в обеспечении внешней и внутренней безопасности страны. Люди, которые стоят на страже российских рубежей — на жарком юге, холодном севере, работают на путях международных сообщений, патрульных судах – это люди, принадлежащие к особому боевому братству. Пограничники всегда рискуют жизнью – они ведь защищают страну не только в мирное время, но и в условиях сложной обстановки. Хотел бы пожелать ребятам —действующим сотрудникам погранвойск: стабильной и спокойной обстановки на государственной границе. А семьям пограничников — здоровья и благополучия.

— В одном из глянцевых журналов вас упрекнули в «избытке патриотизма», в том, что Вы стремитесь к самовыражению за счет военного кино. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?

— Я не совсем понимаю, что они подразумевают под «избытком патриотизма». В моем случае, думаю, «избыток» заключается в том, что я не просто голословно заявляю о своей любви к родине, а пытаюсь на деле продемонстрировать, доказать эту любовь - через картины, которые создаю. Мне интересно создавать фильмы о героических страницах нашей истории, о духовных скрепах русского мира, возвращать людям утерянную память поколений. И когда я снимаю обо всем этом, я действительно, в большей или меньшей степени, выражаю свое отношение к тому, о чем снимаю. Ну а если кому-то по душе во всем ругать Россию и подвергать ревизии ее святыни – а победа в Великой Отечественной войне, это, повторюсь, непререкаемая для русского человека святыня, – пусть это останется на его совести. Как поется в известной песне: «…Дьяволу служить или Пророку - каждый выбирает для себя».

-6

— Первая Мировая, Вторая Мировая... Планируете ли вы в дальнейшем творить в жанре военно-патриотического кино?

— Да, планирую. Сейчас мы готовим новый крупный исторический проект. Это будет фильм о событиях 1917 года и об участии в них Владимира Ильича Ленина-Ульянова. Учитывая глубоко неоднозначное отношение к фигуре Ленина в нашем обществе, можно сказать, что перед нами стоит невероятно сложная, амбициозная задача. Мы хотим честно рассказать о событиях Февральской революции и Октябрьского переворота, приведших впоследствии к гражданской войне в России, и, во многом, повернувших ход мировой истории. Что касается сюжета нового фильма, то, знаете, октябрьские события были именно «переворотом» — ведь сами большевики называли их «переворотом» вплоть до конца 1919 года. У меня есть книги и документы на эту тему — например, книга «Октябрьский переворот и диктатура пролетариата» с избранными статьями, в том числе и Ленина. Вот обо всем этом мы будем снимать. Очень надеюсь, что в новой картине нам удастся правильно обозначить важные для истории нашей страны вопросы, а ответы на них пусть каждый зритель ищет для себя сам…

-7

Фото из архива автора