Найти тему
психология с Алей

Другой Другой. Глубинная трансформация

Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!

Сегодняшняя тема будет особенно интересна тем, кто задумывается о длительной психотерапии и / или пытается понять необходимость терапии длинною в несколько лет.

Если терапия краткосрочная нацелена на решение точечных проблем, снятия напряжения, тревожности, проработку эмоций и т. п., то длительная позволяет проработать глубинные корневые трудности, связанные с тем психическим содержанием, которое сформировалось в очень юном возрасте.

Одна из причин психической нестабильности лежит в глубине психики.

У каждого из нас в психическом есть тот Другой, который не мы, собранный из как мозаика из тех многих других, кто окружал нас в детстве и так или иначе влиял на формирование нашей личности.

Многие жизненные трудности, в том числе в сфере отношений (здесь это ярко проявляется, т. к. своего Другого мы проецируем на партнеров) связаны с тем собирательным образом (сотканным из множества интроектов), который мы сами постепенно создали, нанизывая словно бусины на нитку качества (и наш опыт с ними связанный) мамы (первый значимый другой и значит первый значимый объект), папы, дедушек, бабушек, педагогов, друзей и т. п.

Так внутри нашей психики формируется внутренний объект, который влияет на нашу жизнь изнутри.

-2

Защитные реакции, сформированные в детстве (расщепление, идеализация, подавление, вытеснение, отвержение) как инструменты строителя создают ту или иную форму первичного объекта (образ) с одной стороны, с другой эти же защиты возникают в ответ на реальное столкновение с теми или иными сторонами (поведением) значимых взрослых из которых вытекает реакция ребенка -чувство (страх, стыд, вина) – решение.

Докопаться до этих младенческих (нелогичных с точки зрения взрослых) решений еще та задача. Узнавая решение, в терапии мы можем его трансформировать (принять иное решение).

Например, дочь, проявившая однажды бурное выражение мнения, в случае если родитель ее резко осек, принимает решение молчать, чтобы мама не беспокоилась и не злилась. Во взрослом возрасте эта разовая акция становится стратегией и человек отказывается от выражения мнения и проявления чувств в присутствии авторитетных фигур.

Если бы мы могли буквально препарировать психику и забраться внутрь такого человека (что и делает терапевт с помощью специальных инструментов), то обнаружили бы внутри собирательный образ с маминым лицом, запрещающий самовыражение при каждой новой попытке.

Первичный внешний объект (чаще мама), обрастая образами окружения, встраивается (интегрируется) внутрь психики – становится внутренним объектом.

И сбежать от него невозможно, куда бы мы не уехали, хоть на край земли.

На этот край с нами отправится отвергающий, критикующий, обесценивающий внутренний объект, а внешние обстоятельства через проекции и узнавание будут снова и снова прокручивать знакомый сюжет, помещая нас в болезненные ситуации детства (не по форме, а по содержанию / ощущению), потому, что, подлинная причина подобного отыгрывания не во вне, а внутри.

-3

Длительная терапия становится местом, где человек претерпевает глубинную трансформацию, становясь собой подлинным, открытым, проявленным, реализованным через личные таланты и способности. И уже в это настоящее Я интегрируются полученные за жизнь навыки.

Основой этой трансформации становится не столько и не только работа с Я, сколько работа с внутренним Другим.

Из идеализированного / демонизированного (одно часто переходит в другое) преследующего объекта вырастает здоровый поддерживающий объект (формируется та часть, надежный внутренний Родитель на который может опереться Внутренний ребенок). Психика взрослеет. Возникает Другой (новый) Другой.

Так постепенно внутри психики вырастает любящая часть. Так собственно человек и учится любить себя без искажений.

Если ребенок пережил разочарование в родителе, обнаружив в нем резкую перемену, вместо любви получил отвержение и агрессию, то психика не справляется. Возникает пограничная структура, в которой внутренний объект разделен (расщеплен), не целостен и значит не надежен.

Опыт младенца в этом смысле интересен тем, что он в своем фантазме движется от разрушения объекта привязанности до составных деталей до реконструкции (восстановления в новом качестве).

-4

Эту же динамику переживаем и мы во взрослом возрасте, которая у многих возникает в сознании как символ птицы Феникса.

Чем гармоничнее пройдены все психосексуальные стадии развития, тем спокойнее идет этот процесс.

Так, словно танцуя, мы то приближаемся, то удаляемся, танцуя этот танец с партнерами, профессией (ями), местом жительства, а по сути, со своими родителями (точнее с их образами внутри нас).

Так мы проходим отделение (сепарацию), осознавая свою индивидуальность и приближение (осваивая близость с другим).

-5

Проходя длительную терапию, человек, обретает новый (Другой) внутренний объект и сам становится другим!

Эту и другие статьи по теме сепарации и не только, Вы можете прочитать на моей странице на б.17 https://www.b17.ru/articles/zanogi/ , а также оставить там или в вацап 89602408475 заявку на консультацию.