Иноземные вторжения в нашей истории априори считаются чем-то плохим. Однако, например, одной из самых славных страниц английской истории является вторжение голландского экспедиционного корпуса во главе с Вильгельмом Оранским в ходе «Славной революции» в 1688 году.
Он сверг с трона своего дядю и тестя Якова II, слишком явно приближавшего к себе католиков и лишившегося поддержки английской знати, а, став королем, принял знаменитый Билль о правах, превратил Англию в сильную мировую державу, а также при нем абсолютная монархия окончательно сменилась конституционной.
Однако все это в будущем, а пока армии двух королей встретились в 1690 году на восточном побережье Ирландии, на реке Бойн, в решающей битве, определившей не только всю дальнейшую историю Англии, но и ставшую самой крупной в ирландской истории. Ее исход ирландские протестанты празднуют до сих пор.
Довольно легко одержав верх над своим дядей и тестем Яковом II в 1688 году, поскольку все слои английского общества и даже армия перешли на его сторону, Вильгельм Оранский в конце декабря 1688 года помог тому бежать во Францию.
Однако тот не унялся и высадился в Ирландии, где смог заручиться поддержкой местных католиков, и продолжил борьбу против племянника. В итоге два короля – старый и новый, встретились 11 июля 1690 года на восточном побережье Ирландии близ города Дроэда, на противоположных берегах реки Бойн.
На момент битвы армия Вильгельма Оранского насчитывала 36 тысяч солдат, наиболее обученными из которых были датчане и голландцы, вооруженные кремниевыми ружьями. Англичанам и шотландцам Вильгельм не особо доверял, поскольку совсем недавно они подчинялись Якову II.
Около 20 тыс. солдат находились в Ирландии еще с 1689 года, Вильгельм присоединился к ним с 16-тысячным войском. Его армия была лучше вооружена, обучена и снабжена, чем войска Якова II. Также за Вильгельма сражались несколько полков французских гугенотов-протестантов.
В армии же Якова II насчитывалось 23,5 тыс. солдат, 7 тыс. из которых составляли полки, присланных его союзником французским королем Людовиком XIV. Остальная армия состояла из плохо обученных ирландских ополченцев.
Войска Вильгельма достигли реки Бойн 29 июня 1690 года, причем за сутки до сражения он сам чудом уцелел, получив ранение от огня якобитской артиллерии (сторонники Якова II и его династии Стюартов в целом) во время осмотра брода на реке, по которому должна была пройти его армия.
Сражение продолжалось весь день 11 июля. Оранский отправил четвертую часть своей армии для пересечения реки близ деревни Слейн, Яков II же, боясь атаки с фланга, отправил навстречу им половину своих войск с большей частью артиллерии.
Однако из-за узкого ущелья войска противников на этом участке так и не вступили в бой, проведя большую часть сражения в бездействии. Как считают историки, именно это и предопределило поражение якобитов.
На главном же участке пехота Оранского, поддержанная артиллерией, пробилась через брод на реке Бойн, но подверглась атаке ирландской кавалерии. До подхода конницы Вильгельма его части удерживали ирландцев, пытавшихся перейти реку, а затем Оранский контратаковал пехотой. Этот этап битвы и стал решающим.
Несмотря на гибель двух командующих Вильгельма – герцога Шобмерга и Джорджа Уолкера, якобиты начали отступать и ушли с поля боя проигравшими.
Из около 50 тыс. сражавшихся на реке Бойн погибло порядка 2 тыс., большинство из которых составили сторонники Якова II. Якобитам удалось пресечь попытки преследования их со стороны армии Вильгельма, однако они все равно проиграли бой.
Войска Якова II не понесли слишком высоких потерь и могли еще продолжать сопротивление, но старый король пал духом и уехал во Францию, где и прожил до своей смерти в 1701 году. Ирландские католики не простили ему этого, прозвав Seamus a' chaca – «Джеймс-дерьмо», и продолжали сопротивление до 1691 г.
Протестанты из Северной Ирландии же до сих пор отмечают победу над католиками на реке Бойн в так называемый «День оранжистов» - 12 июля, и чтят Вильгельма Оранского как героя.