Артист балета, хореограф Большого театра России, народный артист СССР Борис Борисович Акимов побывал в гостях у участников проекта "Московское долголетие" в Сокольниках. И пришел он сюда не один, а вместе со своими коллегами - балеринами Ириной Прокофьевой и Анной Русских (Аня к тому же еще и является блогером).
Эта встреча стала возможной благодаря альманаху "Серебряный город” при партнерстве проекта “Московское долголетие”. Серия мероприятий, на которые приглашаются известные люди Москвы, представляющие различные учреждения культуры и искусства столицы, можно сказать - легенды столичной сцены и экрана, названа очень поэтически - “Серебряные вечера”.
Встреча "Балет - дело тонкое. Мифы и реальность Большого театра", прошедшая в "М" в понедельник. 26 февраля, посвящалась искусству танца вечному, как мир!
Знакомство
Перед началом всем собравшимся предложили обзорную экскурсию по зданию Центра "Московского долголетия".
Гости побывали на уроке танцев, поучаствовали в игре на бильярде, познакомились с преподавателем Кулинарной студии, заглянули в Тихую гостиную, узнали, когда состоится показ и обсуждение фильма “Любовное настроение”. А также искренне восхищались дизайном и общей уютной атмосферой одного из самых масштабных Центров Столицы.
Открывая встречу, заместитель директора ГБУ “Московское долголетие” очаровательная Анна Скорик напомнила, что Центры всегда ждут активных участников, лидеров направлений, открыты к новым идеям и сотрудничеству.
Спикеры
Русский балет давно является главным национальным брендом. В России почитаемые во всем мире балетные труппы и театры. О русском балете написаны книги и сняты документальные и художественные фильмы. Но вместе с тем, живущий по своим законам мир балета, скрыт от посторонних глаз и неразрывно связан со множеством легенд и мифов. Кажется, что этот мир для особенных, избранных людей.
Гостями встречи стали именно такие люди.
Борис Борисович Акимов – народный артист СССР. Легенда мирового балета, знаменитый советский и российский артист балета, хореограф и балетный педагог с мировым именем, а еще увлеченный композитор, музыкант и писатель. Лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, ордена "Знак почета" и "Орден дружбы", лауреат множества премий и наград, обладатель высшей японской награды "Орден восходящего Солнца". Заместитель председателя Художественного совета балетной труппы Большого театра.
Прокофьева Ирина Сергеевна – выдающаяся солистка Большого театра, заслуженная артистка РСФСР, обладатель ордена "Знак Почета". За время работы в Большом театре танцевала главные партии в балетах: "Спящая красавица" — Принцесса Флорина; "Жизель" - Жизель; "Каменный цветок" — Катерина; "Легенда о любви" — Ширин; "Шопениана", 7 вальс; "Спартак" - Фригия и другие.
Анна Русских – артистка балета Большого театра, педагог-репетитор, блогер "Записки артистки балета".
Рождение танца
Эмоциональное и вдохновенное исполнение, полное яркой выразительности - секрет неувядающей популярности русского балета.
"Не думать о ногах", а жить танцем, вкладывать в каждое движение душу - вот главное, считают артисты.
И надо было видеть, как взметнулась вверх и замерла в безупречном жесте рука Ирины Сергеевны Прокофьевой, когда она объясняла, как правильно "подать на сцене жест".
Как загорелись ее глаза, изменилась осанка, как будто зал, где проходила встреча, превратился на миг в роскошную сцену Большого театра.
О том, как появляются точные жесты и рисунок танца, замечательно рассказал Борис Борисович Акимов. Работа над ролью Злого гения в балете "Лебединое озеро" шла сложно, образ не давался долго, и Борис Борисович репетировал дни напролет.
Однажды он зашел в зоомагазин, отвлечься и посмотреть на животных, каждого из которых природа наделила невероятной грацией. И тут Борис Борисович увидел в клетке беркута. Хищные движения этой гордой птицы, "руки-крылья", резкие повороты головы стали основой рисунка канонического ныне танца. Именно Борис Борисович вводил на эту роль всех современных исполнителей, щедро делясь секретами мастерства.
Борис Борисович и Ирина Сергеевна пришли в Большой театр одновременно. Застали расцвет гения Бориса Григоровича, учились у великих Галины Улановой и Алексея Ермолаева, Мариуса Лиепа. Буквально одно рукопожатие соединяет это поколение с Михаилом Фокиным через педагога-репетитора, балерину Елизавету Гердт.
“Золотому веку” Большого театра соответствовал и "золотой кордебалет". Анна Русских считает, что именно кордебалет определяет уровень труппы. Удивительно, но в блоках спектаклей сменяются только исполнители главных партий, а кордебалет всегда остается тот же. Балетный спектакль - сложный организм, и без кордебалета он превратился бы в концерт.
Артист балета приходит на класс в 10 утра и покидает театр часто уже в 11 вечера, после спектакля. На вопрос о том, что для вас Большой театр - артисты ответили одинаково: "Это наш дом". Здесь проходит вся жизнь, в которой есть горе и радость, боль и творчество, успех и поиск, стертые в кровь пальцы, овации и цветы.
Никто из присутствующих не избежал травм. После них врачи предлагали Борису Борисовичу и Ирине Сергеевне завершить карьеру. Но артисты отказались верить врачам. Борис Борисович разработал собственную методику восстановления, излечился сам и помогает преодолеть последствия травм другим артистам. Ирина Сергеевна, получившая травму в самом начале карьеры, тоже своим упорным трудом опровергла приговор врачей.
"Сцена лечит!" - в один голос утверждают участники встречи.
Общий ответ на традиционный вопрос о том, какой совет могут дать наши звезды гостям вечера, можно сформулировать словами Бориса Борисовича Акимова:
"Побеждать себя - каждый день!".
Это значит - проявлять волю, не давать шанса апатии и твердо верить, что любое усилие вознаграждается самоуважением и прямой спиной, а это, поверьте, немало!