Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Художник-реалист Александр Иванович Морозов, один из тринадцати

Александр Иванович Морозов родился в 1835 году в Петербурге в семье художника. Его отец, происходивший из мещан города Суздаля, обучался в Академии художеств. Он писал заказные портреты, иконы, выполнял копии с картин старых мастеров. Первоначальные художественные навыки Морозов получил от отца, с которым был близок. Отец привил ему любовь к точному рисунку, к детальному изображению окружающей натуры. От него он унаследовал органическую близость к Венецианову и его школе. Здесь не было подражания, многое подсказывал опыт, художественный вкус времени. Простые люди, их повседневная жизнь глубоко интересовали художника. "Пиши то, что видишь" — этот венециановский завет был твёрдо усвоен Морозовым в самом начале творческого пути. Условность, аллегория, искажение натуры были ему чужды. Он преклонялся перед К.Брюлловым, с уважением относился к академическим профессорам, но живая жизнь была для него дороже. В Академию художеств Морозов поступает в 1852 году. Занимается успешно, числится учен

Александр Иванович Морозов родился в 1835 году в Петербурге в семье художника. Его отец, происходивший из мещан города Суздаля, обучался в Академии художеств. Он писал заказные портреты, иконы, выполнял копии с картин старых мастеров. Первоначальные художественные навыки Морозов получил от отца, с которым был близок.

И. Н. Крамской. Портрет А. И. Морозова. 1868 84,4 х 59,4 см. Государственный Русский музей
И. Н. Крамской. Портрет А. И. Морозова. 1868 84,4 х 59,4 см. Государственный Русский музей

Отец привил ему любовь к точному рисунку, к детальному изображению окружающей натуры. От него он унаследовал органическую близость к Венецианову и его школе. Здесь не было подражания, многое подсказывал опыт, художественный вкус времени. Простые люди, их повседневная жизнь глубоко интересовали художника. "Пиши то, что видишь" — этот венециановский завет был твёрдо усвоен Морозовым в самом начале творческого пути.

Александр Иванович Морозов                     Портрет жены
Александр Иванович Морозов Портрет жены

Условность, аллегория, искажение натуры были ему чужды. Он преклонялся перед К.Брюлловым, с уважением относился к академическим профессорам, но живая жизнь была для него дороже. В Академию художеств Морозов поступает в 1852 году. Занимается успешно, числится учеником А.Т.Маркова, который был прекрасным рисовальщиком. К жанровой живописи Марков относился сочувственно, народные сцены не вызывали с его стороны особых возражений.

Александр Иванович Морозов (1835-1904)      «За чаепитием», Бумага, акварель, 40 х 34 Краснодарский краевой художественный музей
Александр Иванович Морозов (1835-1904) «За чаепитием», Бумага, акварель, 40 х 34 Краснодарский краевой художественный музей

Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Перед свадьбой» 1879, холст, масло, 89 x 71 см
Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Перед свадьбой» 1879, холст, масло, 89 x 71 см

На академических выставках работы Морозова появляются с 1854 года. В 1857 году художник имел четыре серебряные медали за портреты.

Непосредственные впечатления от русской деревни легли в основу творческих поисков Морозова. Исторический сюжет был чужд художнику. На золотую медаль он пишет картину "Отдых на сенокосе".

Александр Иванович Морозов (1835-1904)  Отдых на сенокосе, 1861, холст, масло, 81 x 110 Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванович Морозов (1835-1904) Отдых на сенокосе, 1861, холст, масло, 81 x 110 Государственная Третьяковская галерея

С большой тщательностью пишет художник, — скромный, типично русский пейзаж, лишенный внешних эффектов. В композиции стремится быть естественным. Фигуры крестьян художник выдвигает на первый план. Сцена развертывается возле сарая для просушки сена. Обедать собираются крестьяне вместе. Они устали, каждому хочется скинуть лапти, напиться воды, утолить голод. Сенокос в полном разгаре, вся деревня от мала до велика принимает участие в работе. Пейзаж правдивый и выразительный. Л.М.Тарасов отмечает близость колорита к жанрам Венецианова, он скромен, не блещет эффектами солнечности, но как-то внутренне соподчинен с человеком. Большим душевным теплом проникнута эта картина. Она имеет успех, ей присуждают Вторую золотую медаль на академической выставке 1861 года.

Александр Иванович Морозов (1835-1904)Отдых на сенокосе, 1860  холст, масло,    46 x 63,5  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Иванович Морозов (1835-1904)Отдых на сенокосе, 1860 холст, масло, 46 x 63,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1863 году Морозов вступил в столкновение с Академией художеств в числе тринадцати человек. В дальнейшем Морозов принимал активное участие в организации Художественной Артели. Репин вспоминал:

"В Артель, как на выставку, шли бесчисленные посетители, все больше молодые художники и любители смотреть новинки ".

Поленов, вспоминая свои молодые годы, рассказывал, как на выставках увлекали его работы Попова и Морозова. Превосходно исполненные, они поражали свежестью, правдивым выражением чувств.

Заказов было много, но оплачивались они скудно. Морозову приходилось писать до тридцати — сорока портретов в год. Писал он детей в дворянских и купеческих семьях, женские портреты. Местонахождение большинства этих работ в настоящее время неизвестно.

Александр Иванович Морозов                   Женский портрет, 1888, холст, масло, 51 х 37,5 см
Александр Иванович Морозов Женский портрет, 1888, холст, масло, 51 х 37,5 см

Морозов Александр Иванович (1835–1904) Женский портрет, 1870. Холст, масло, 89 х 75 см
Морозов Александр Иванович (1835–1904) Женский портрет, 1870. Холст, масло, 89 х 75 см

Портретные работы Морозова имели успех. Крамской нередко говорил, принимая заказы на портреты:

"Но будто только я один могу их сделать? Первый Морозов выполнит их не хуже..."

Крамской писал:

"Я устал иметь дело с публикой по заказам... Я сделался портретистом по необходимости, и вследствие того испорчен..."
Морозов Александр Иванович (1835–1904) Старик,1889, бумага, акварель Государственный Русский музей, Санкт Петербург
Морозов Александр Иванович (1835–1904) Старик,1889, бумага, акварель Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Подобные слова мог сказать о себе и Морозов, который работал за гроши, рисовал портреты, постоянно думая о серьезной работе. Приходилось много заниматься иконописной работой.

В 1864 году Морозов закончил картину "Выход из церкви в Пскове". Это было самое совершенное и значительное произведение, которое ему удалось написать в своей жизни. Картина получила высокую оценку, вызвала восхищение своей жизненностью, свежестью восприятия натуры, яркостью колорита. На молодого Репина картина произвела неотразимое впечатление:

"Сколько солнца во всей картинке! Как все это ново, оригинально по пропорциям!"

Морозов одним из первых сумел создать подлинно народную сцену, способную взволновать и порадовать зрителя. Верность натуре в ней не оставляет сомнения.

Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Выход из церкви в Пскове», 1864. Холст, масло, 70 × 89 Третьяковская галерея
Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Выход из церкви в Пскове», 1864. Холст, масло, 70 × 89 Третьяковская галерея

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Отошла обедня в летний солнечный день. Из церкви выходит старушка барыня. Её поддерживает под руку молоденькая женщина в модном платье с капризным выражением лица. Барыня проходит, сложа руки, опустив глаза. Она как бы отрешена от мирской суеты, полна молитвенных настроенией, но ей приятны внимание и почтение, которые она вызывает. Чиновник почтительно кланяется, снимая фуражку. Купец оделяет мелочью нищую братию. Надменная приживалка замахивается зонтиком на нищую бабу, перебегающую ей дорогу. Нарядные одежды и жалкие лохмотья, внешнее богатство и вопиющая нищета - на таких жизненных контрастах построена яркая картина. Слева изображены монахи, собирающие подаяния. А справа разместился лоток с прохладительными напитками, с баранками, калачами и яблоками, у которого стоит расфранченный парень, готовый раскошелиться на угощение, и девушка в ярком псковском наряде. Под последние молитвенные возгласы выходит из церкви толпа, женщина торопливо крестится, мужчина надевает на ходу фуражку, девочка с просфорой задержалась на ступеньках. Все эти люди образуют пеструю толпу, которую "каждый видел всякий день" (Стасов).

Прекрасно написаны церковная паперть, часть колокольни, деревянная изгородь, за которой свободно раскинулось дерево. Церковь стоит на возвышенном месте, вниз идут мостики, а за ними раскрывается панорама Пскова с деревянными и каменными домами, со старинной церковью. Правдоподобие в целом и в каждой детали не было ново для русской живописи после венециановцев, но важно более глубокое осиысливание деталей, содержатьность общего.

Художник писал солнечный день. Л.М.Тарасов считает, что в картине Морозов достиг чистоты, свежести и прозрачности красок. Он усвоил всё лучшее, что могла подсказать ему Академия. В знакомой природе художник увидел богатство красок, полюбил чистоту и праздничность цвета. Он нашёл звучные краски для передачи освещенных солнцем стен церкви, для городского пейзажа, для толпы, выходящей на площадь.

Морозов тщательно продумал композицию картины. Группы естественно связаны между собой при полном впечатлении случайности. В картине нет ни одной случайной фигуры, которая не имела бы значения для обстоятельного рассказа.

Александр Иванович Морозов (1835-1904) Пейзаж с деревьями, 1893
Александр Иванович Морозов (1835-1904) Пейзаж с деревьями, 1893

Морозов сумел показать, что академические приемы оправданы, если за основу будут приняты реалистический метод и верное изображение живых людей.

А.Г.Горавский, покупавший в 1867 году по поручению П.М.Третьякова "Выход из церкви в Пскове" писал:

"Картину эту, однако же, помнят многие, и вещь действительно достойная внимания... Общество Артели, по-видимому, скорее оставит у себя, но не уступит..."

Горавский настоял на уступке в цене. Морозов за картину "Выход из церкви в Пскове" в 1864 году получил звание академика.

После распада Артели возникает более мощная организация - Товарищество передвижных выставок. Однако Морозов остаётся в стороне от этой организации. На академической выставке 1872 года появляются работы Морозова "Сельская бесплатная школа" и "Точильщик", которые были сразу приобретены П.М.Третьяковым.

Александр Иванович Морозов (1835-1904)  «Сельская бесплатная школа», 1865                 холст, масло, 54,3 x 78,8 см             Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Сельская бесплатная школа», 1865 холст, масло, 54,3 x 78,8 см Государственная Третьяковская галерея

Действующими лицами картины "Сельская бесплатная школа" являются передовые русские женщины, готовые посильно служить народу, учить его, облегчать его нужды, и крестьянские дети, жадно стремящиеся к знанию. Морозов писал то, что хорошо знал, чем жила его семья. Среди учителей, занимающихся с детьми, он изображает свою жену, её подруг. Горавский в письме Третьякову пишет о мнении критиков, что картина выполнена с большим вкусом и отменным мастерством, но всё же статична и производит впечатление некоторой угловатости.

Морозов Александр Иванович (1835 1904) Точильщик, 1872, ГТГ
Морозов Александр Иванович (1835 1904) Точильщик, 1872, ГТГ

"Точильщик" прекрасная жанровая сценка. Сценка правдива и незамысловата. Бродячий ремесленник, точильщик, ходит со своим станком по дворам. У Морозова он сохраняет степенный крестьянский облик. Художника интересует положительный образ, в этом отличительная сторона его творчества.

Морозов Александр Иванович (1835–1904 )«Странница с мальчиком» Холст, масло, 49 х 40 см. Государственная Третьяковская галерея
Морозов Александр Иванович (1835–1904 )«Странница с мальчиком» Холст, масло, 49 х 40 см. Государственная Третьяковская галерея

"Странница" — нищая крестьянка с мальчиком, сидящая у придорожного камня на фоне полей. В картине большую роль играет пейзаж, проникнутый глубоким настроением.

Изображая эти фигуры, художник не стремится поучать, у него нет сатирической остроты. Это помешало ему пойти по главной линии развития критического реализма, найти общий язык с передвижниками. Но он не мог решиться и на окончательный разрыв с Академией, где его творчество не получило необходимого для успеха направления.

Александр Иванович Морозов, "Лес", х.м.
Александр Иванович Морозов, "Лес", х.м.

В 1874 году Морозов определяется на действительную службу, становится преподавателем рисования в Петербургском училище правоведения, где имеет твёрдый, обеспечивающий его оклад. Морозов продолжал творческую деятельность. Больше всего времени уделял рисунку. Сохранилось несколько его альбомов с замыслами жанровых картин. Его интересуют бытовые сюжеты, сцены городской жизни. Всё это не осуществленные планы. Большой интерес представляют портреты близких и друзей художника.

Александр Иванович Морозов                                 В бильярдной, 1876, Русский музей, Санкт-Петербург, холст, масло, 44,5 х 60,7 см
Александр Иванович Морозов В бильярдной, 1876, Русский музей, Санкт-Петербург, холст, масло, 44,5 х 60,7 см

Александр Иванович Морозов (1835-1904) Летний день, 1878, холст, масло, 32 x 43,5 см Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванович Морозов (1835-1904) Летний день, 1878, холст, масло, 32 x 43,5 см Государственная Третьяковская галерея

К 1878 году относится лучший пейзаж Морозова "Летний день". Морозов сумел передать ощущение неяркого солнечного света на лужайке, у края елового леса. Природа, самая неприхотливая, обыденная, знакомая с детства, подлинно русская, написана художником любовно и задушевно просто. Безмятежное чувство покоя выражено в картине, имевшей значительный успех. По просьбе П.М.Третьякова Морозов пишет повторение пейзажа.

Александр Иванович Морозов                  Утренняя заря в лесу, 1860-е, картон, масло, 73 х 37см
Александр Иванович Морозов Утренняя заря в лесу, 1860-е, картон, масло, 73 х 37см

Как пейзажист Морозов не получил должной оценки. Его заслонили Саврасов, Шишкин, Васильев, которые открыли новые стороны в пейзаже. Редкие работы Морозова оставались совершенно незамеченными. Пейзажи его всегда интимны, подкупают прелестью любовно выписанных деталей деревьев, колосьев, земли. Они подлинно реалистичны, скромны и лиричны.

В 1887 году было создано Петербургское общество акварелистов, где Морозов был действительным членом Общества. Критика отмечала его лучшие акварели на сюжеты из народной жизни.

Морозов Александр Иванович (1835–1904) «Портрет графини С. А. Бобринской, урожденной Шереметевой» 1867 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, лак, 59 х 44 см, Государственный Исторический музей
Морозов Александр Иванович (1835–1904) «Портрет графини С. А. Бобринской, урожденной Шереметевой» 1867 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, лак, 59 х 44 см, Государственный Исторический музей

Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Портрет неизвестного» 1867 Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина, белила, 46,3 х 37 Государственный Исторический музей
Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Портрет неизвестного» 1867 Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина, белила, 46,3 х 37 Государственный Исторический музей

Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Женский портрет» 1866 Бумага, акварель, белила, 46,5 х 38,7 Государственный Русский музей
Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Женский портрет» 1866 Бумага, акварель, белила, 46,5 х 38,7 Государственный Русский музей

Александр Иванович Морозов (1835-1904) "Женский портрет" Бумага на картоне, акварель, белила, 26,8 х 21,2 см. Рыбинский музей-заповедник
Александр Иванович Морозов (1835-1904) "Женский портрет" Бумага на картоне, акварель, белила, 26,8 х 21,2 см. Рыбинский музей-заповедник

Морозов был основательно забыт ещё при жизни. В конце века, когда началось развитие декадентских школ, его причислили к эпигонам венециановской школы, назвали "запоздалым венециановцем", обошли молчанием все положительные, прогрессивные стороны его деятельности. Сам художник уже давно как будто не существовал.

Александр Иванович Морозов (1835-1904)«Крымское утро», 1880-е, холст, масло
Александр Иванович Морозов (1835-1904)«Крымское утро», 1880-е, холст, масло

Александр Иванович Морозов               Хозяйкины заботы, до 1904
Александр Иванович Морозов Хозяйкины заботы, до 1904

Морозов работал до последних дней. Не прекращал он и своей педагогической деятельности. В 1904 году после тяжёлой болезни художник умер. Смерть его прошла совершенно незамеченной. Морозов - скромный, правдивый художник. Творчество его не связано с ведущей линией развития реалистической школы. Он всегда был художником-реалистом. Его лучшие работы прочно вошли в историю русской живописи. Его небольшие картины 60-70-х годов способствовали развитию русского жанра. В его пейзажах было много жизненной простоты и естественности.

Источник: Биографический очерк "А.И.Морозов", Л.М.Тарасов, издательство Искусство, Москва, 1962. Материалы ГТГ и ГРМ, Wikimedia

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.