В комментариях ко многим постам про мой автомобиль есть такие фразы. Ну не то чтобы совсем обидно, но скажем так: неприятненько.
- Купи себе новую машину.
- Чермет, чермет!
- Это небезопасно.
- Зачем тебе это?
Поэтому я решила вдруг (не вдруг) рассказать часть её (моей Копеечки) истории.
Дед получил её в городе Улан-Удэ, в пяти тысячах километров отсюда. Он возил на ней картошку и тогда, возил семью на дачу. Ездил только летом, зимой на электричке ездил. Бабушка начала на ней учиться, дед ей помогал. Но когда у неё начало хорошо получаться, он ей запретил, потому что его мужики на работе засмеяли. И бабушка никогда больше не ездила, и права так и не получила. Потом он хотел подарить её старшему внуку - моему двоюродному брату. Но когда они переезжали в Рязань (а брат остался в Бурятии), дед почему -то не пожелал расстаться с машиной. Её на поезде привезли в Рязань за кучу денег. Она столько не стоила даже тогда, сколько взяли за её перевозку. Все знакомые деда, вся родня крутили пальцами у виска. Проще было её продать в Улан-Удэ, и купить в Рязани другую. Но она оказалась в Рязани. Здесь он ездил несколько лет (пока зрение позволяло), и даже сам прошел на ней техосмотр с восьмой или девятой попытки. А потом он стукнул её об гараж, поставил туда и больше никогда не выезжал. Она стояла десять лет. Колеса стали квадратными, около ворот гаража выросла берёза толщиной с мою ляжку. Потом я пошла учиться на права. И дед, узнав об этом, пообещал её мне подарить. Её восстановили, срубили берёзу и выкатили, когда я сдала экзамен по вождению. Когда я её забирала, дед сказал, что хотел из неё сделать трактор. Её бы просто не было, этой машины. Когда я поехала в том году в Рязань одна в первый раз на ней, вы бы видели, как дед плакал, и разговаривал с ней. У меня у самой глаза мокрые стали:
- Пришла, умничка моя! Я знал, что повидаемся ещё. Вот и свиделись.
И обнимал эту машину.
А когда я собралась домой, бабушка подошла и стала её гладить по капоту, по крыльям:
- Пожалуйста, я тебя прошу. Довези мою внученьку.
Мне ехать надо, а у меня перед глазами всё плывет от слез. Пришлось за деревней постоять и успокоиться. А потом уже ехать.
А вы говорите: "Чермет, чермет... Да про неё кино снимать можно!
Более того, она волшебная. Иногда она не заводится, если "мне туда сейчас не надо бы ехать". Сколько таких случаев было. Вот и когда гаишникам попалась, так не хотелось ей ехать. С пятого раза завелась, когда я уже взвыла:
- Ну пять вёдер стоят с теплой кашей! Как и на чем я их повезу!? Давай всё же поработаем! Я тоже не хочу, но надо. Если ты не поедешь, я не пойду тоже, а как? Пусть животные голодные что-ли до утра стоят!?
И нехотя она поворочала стартером, попыхтела, старчески покашляла и завелась:Ну черт с тобой, но если что - ответственность твоя". И мы на обратном пути попались гаишникам, где вообще не должны были попасться даже теоретически.
Таких ситуаций много было. Было и такое, что в поле уже собиралась с ней ночевать, а она вдруг с тяжёлой поломкой находила силы и довозила меня до дома, а там уже сдыхала окончательно. Мастер удивлялся, как это я доехала своим ходом,больной скорее мертв, чем жив". У меня муж в такой ситуации говорит тихонько:
- Ну прям "Кристина", блин. По Стивену Кингу. (он её вообще не то чтобы "побаивается", но в целом относится уважительно, как к существу, видевшему моё рождение (и не дай бог - мою смерть).
Насчёт восстановления машины после десяти лет стоянки тоже много чего было. Оплатой ремонта занялась моя мама. У неё возможности были, и им нужен был гараж в планах на будущее (тот где она стояла, где береза выросла). И её (маму), обманул мастер. Она отдала за восстановление 200 тысяч. А сделано там было очень мало. Колеса мама купила новые, карбюратор, аккумулятор, кое что по мелочи. А мастер хотел её купить целиком, но так как дед упёрся, и не стал продавать ("внучке моей надо"), тот психанул и нихрена толком не доделал. Там надо было менять все трубки, резину, пластик. Всё это пересохло, разрушилось и аукается по сей день. Он, взяв за работу 200000, сделал так, чтобы она смогла доехать до Владимира, и всё. И то по дороге лопнул ремень генератора, я стала менять и обожглась по неопытности. (Ремень нельзя что-ли было заменить?! Двести тыр, блин!) Я ее здесь показала своему автомастеру. Он её поддомкратил, схватил руками колесо и начал его раскачивать. А оно качается и по вертикали, и по горизонтали и вообще крутится так, как будто оно овальное. И всё это сопровождалось такими выражениями, что мой колхозный лексикон обогатился на пару десятков фраз за несколько минут. Он за голову схватился.
- Да как у тебя колесо не выпало по дороге!? Нельзя на ней было ехать! Интересно, как бы этот "мастер" в глаза твоему деду смотрел, если бы тебе не повезло, и он бы фактически его внучку за двести тысяч рублей убил?! А вероятность была крайне высока!
И мы с ним весело меняли шаровые, амортизаторы (которые вросли), ступичные подшипники и много чего другое. То-то я чувствовала по ней, что что-то тут не то. Вообще дорогу не держит никак. Хуже чем учебная, хотя те все давно раздолбаны.
Я это к тому говорю, что эта машина - не кусок металла. Это История. Всего нашего народа, на примере моей семьи, или только моя.
Эта машина - как кусочек стекла в калейдоскопе. Можно и без него, но картинка будет совсем другая...
Я в этой машине могу поплакать, пожаловаться ей на жизнь, особенно если было тяжело в этот день работать, и уже всё болит (у неё тоже "всё болит", я знаю). Она никому не расскажет и не осудит, с ней можно просто помолчать, что не с каждым другом можно.
Отдельную песню посвящаю тем, кто предлагает мне от неё избавиться, потому что очень переживает за свою безопасность, что встретит меня на этой старой машине на дороге.
Первый куплет: а ты не гоняй! И не шашечествуй. У меня правило: умирать в своей полосе. Я больше сотки не еду никогда и лишний раз не перестроюсь, если по правилам не надо. Не делаю резких движений. Резко не торможу (а ты попробуй резко на ней, тормоза-то ого-го, ничего их не усиляет). Лучше прими меня за константу и едь себе мимо, если ты добрый человечек. Если не добрый, тем более - мимо едь. Я тебе для обгона расстояние приличное держу между мной и впереди идущей машиной.
Второй куплет: если я от неё теоретически буду избавляться, я не сдам же её за 4500 в чермет? Нет конечно. Я её продам, чтобы купить себе другую какую-то. А кому? Тому кто спрашивает. А кто спрашивает? Многонациональные люди. И шансов встретить меня на дороге на ней у вас гораздо меньше сейчас, чем потом "этих людей" на ней же. Вы, наверное, меня боитесь больше чем их). А зря. Я езжу реже.