Посмотрела интервью Николая Цискаридзе блогеру Александру Соколовскому, записанное пару месяцев тому назад.
Сразу отмечу, что слушать Цискаридзе - это отдельный вид искусства и наслаждения. Грамотная речь, глубокие знания и невероятная харизма - редкие качества, которые сочетаются в одном человеке.
В интервью были затронуты некоторые интересные темы, и гость программы весьма метко давал характеристику тем или иным вещам. Мне нравится, как при все этом Николай открыто демонстрирует огромное чувство собственного достоинства, не упускает возможности похвалить себя, но это не выглядит чрезмерно пафосно и отталкивающе. И пожалуй, он имеет на это право, как один из немногих достойных людей современности.
Цискаридзе, став руководителем Академии русского балета в Санкт-Петербурге, естественно много времени проводит в общении с подростками. Современная молодежь в данный момент максимально ориентирована на западные ценности. Наверное, это не хорошо и не плохо - так сложились обстоятельства, продиктованные развалом большой страны и трудными 90-ми, когда родители нынешних молодых людей, будучи такими же юными, остались брошенными и никому не нужными, а Запад манил разноцветными фантиками и яркими обложками.
"В один прекрасный день я вдруг понял, что это поколение не знает, ну элементарно, "Золушки", "Аленького цветочка", они не смотрели никогда "Снежную королеву". Потому что они выросли в эпоху "Хоббитов", они выросли в эпоху "Гарри Поттера" и т.д. Они вот это знают лучше. Чтобы они меня услышали - я должен это выучить. Я должен это узнать." (с)
Как грамотный педагог, Цискаридзе стал настраиваться на одну волну со своими подопечными, хотя не думаю, что такой подход приносил ему большое удовольствие. "Ты не должен быть вчерашним." Это крайне важный аспект воспитания, про который почему-то забывают не только учителя в школах и ВУЗах, но и родители. Да, конечно, можно говорить о том, что никто никому не обязан, родители еще возможно, но вот учителя - нет. Они должны, в первую очередь, обучать своему предмету. Но разве только в предметных знаниях заключается сила преподавателя? Я напрочь забыла лица и фамилии тех учителей, которые приходили на свои собственные занятия как на некую повинность, и все их поведение едва ли не кричало о том, как глубоко наплевать им на своих учеников. Но зато исключительно с благодарными воспоминаниями я думаю о тех редких преподавателях, которые старались найти подход к каждому из своих "детей", оставались после занятий, могли запросто выпить чашку чая (ну это уже в институте, конечно), поделиться какими-то своими личными мыслями и наблюдениями о том или ином событии, которое вовсе не обязательно касалось предмета. Что случилось с нашими учителями сейчас? Неужели их настолько задавили бюрократией?
Николай Цискаридзе с большим сожалением говорит о потерянном интересе современной молодежи к творчеству, ставшим уже классикой. И дети приводят один-единственный аргумент: "Это слишком долго". В эпоху гаджетов и высоко скоростного интернета, когда все знания лежат на поверхности и ни в какую тему можно уже не углубляться, не только дети и подростки, но и более старшее поколение привыкло хватать "вершки", забывая о "корешках". И если я когда-то совершенно спокойно прочитала все четыре тома "Войны и мира" Л.Н.Толстого, и мне это произведение не показалось каким-то чрезмерно утомительным (хотя признаю, описание военных баталий на меня все же навевало тоску и уныние, а многих вещей, вроде переживаний Болконского под небом Аустерлица, я просто не понимала в силу своего юного возраста), то сейчас уже по собственной 12-летней дочери я вижу, как тяжело ей и ее одноклассникам даются даже элементарные произведения вроде "Алых парусов". Безусловно, я стараюсь быть на одной волне с ребенком и аккуратно прививать ей любовь к классическим произведениям (благо разница с ребенком в 20 лет - это все-таки не разница в 30+, которую нам, опять же, пытаются навязать как современную норму), но без искреннего участия в воспитании детей учителями - это делать крайне сложно.
Николай Цискаридзе назвал современное поколение - "поколением огрызков". Ярким представителем этого определения, что забавно, стал сам блогер, который брал данное интервью. Александр, готовясь к интервью, кажется, совершенно недооценил кругозор знаний своего гостя. И в процессе записи интервью Николай Цискаридзе уже с трудом сдерживал улыбку, глядя на своего собеседника. Он приводил цитаты из книг, пытался обсуждать величайших деятелей искусства и различные произведения, на что блогер лишь беззаботно хлопал глазами. "Вы смотрели этот фильм?" - "Эээ...может быть когда-то очень давно... Ну если вы мне напомните сюжет..." Мне казалось, что в тот момент, я сама готова была от стыда провалиться сквозь землю вместо этого блогера! Ну как? Как! можно быть таким невеждой! И при этом в полной уверенности общаться с людьми, до интеллектуального уровня которых ты никогда не дотянешься. Никто не говорит о том, что ты должен быть осведомлен обо всем, что говорит гость. Каждый является специалистом в своей сфере, но ведь есть еще понятие фундаментальных общих знаний. Цискаридзе - артист балета, но он отлично знает мировую художественную литературу, прекрасно разбирается в музыке и многих других аспектах. Более того, он получил дополнительное образование, никак не связанное с искусством, для того, чтобы быть достойным руководителем и разбираться в более "приземленных" вещах, необходимых для управления Академией. И сидит блогер, который смеется над Даней Милохиным, но при этом не понимает, что сам находится на одном уровне с объектом своего ехидства, с той лишь разницей, что он на десяток лет старше, и у Дани еще есть какая-то возможность успеть восполнить пробелы в знаниях. Другое дело, что вряд ли он будет это делать.
В общем, интервью получилось занимательным. Крайне рекомендую его посмотреть. Есть над чем подумать.