В среде владельцев животных есть выражение: "Смесь бульдога с носорогом" - животное, чью породную принадлежность не может определить даже ветеринар или другой эксперт. И даже примерно не может сказать метисом каких пород является эта зверюшка.
У психологов тоже есть свои гибриды бульдога и носорога - фрейдомарксизм, православная психология, групповой психоанализ, интеграции психоанализа и КПТ. Когда берут две казалось бы противоположных концепции и соединяют их друг с другом.
Из таких бульдогоносорогов состоит интегративный подход, изящно сочетающий в себе совершенно несочетаемые вещи - сначала десенсебилизируем и прорабатываем движением глаз (это КПТ), потом раскапываем Эдипов конфликт, а заканчиваем рисованием и поиском смысла жизни.
Это кажется нелогичным или попросту лицемерным, но на самом деле это не то и не другое. Просто так устроен человек.
В силу крайней структурной и функциональной сложности мозга, человек имеет столь же сложную психику. И развитые лобные доли. В них то весь фокус и состоит.
Природа человека это постоянное противостояние общественного и личного. Если точнее - животных и человеческих стремлений.
В деятельностном подходе (разработан в СССР, является доминирующим так же и в РФ) психические функции делят на низшие и высшие. Низшие это базовые потребности, присущие как животным, так и человеку - питание, размножение, безопасность, сенсорное наслаждение и т.д. и высшие, которыми обладает только человек - труд, творчество, познание, созидание, чувство прекрасного, стремление оставить что-то после себя и т.д.
Противостояние этих функций создаёт сущность человека - его противоречивость, сложность, непостоянство. Это противостояние возносит человека на высоты духа, недоступные животным, и швыряет его в такие глубины подлости и низости, куда ни одно животное пасть не способно. Нет существа более совершенного, нежели человек и нет существа более омерзительного, чем человек.
И это глубинное противоречие своей природы человек понял задолго до того, как появились психологи - об этом писали философы, говорили люди искусства, проповедовали пасторы разных религий. Люди пытались понять глубинную суть дуализма собственной природы.
Дуализм природы света (свет является одновременно волной и частицей) в свое время перевернул физику с ног на голову, разрушил существующую парадигму и совершил научную революцию. А дуализм природы человека для психологов в общем-то был данностью, с самого начала существования психологии, как науки - это было очевидно ещё до психологии.
В силу ограничений человеческого мышления один психолог, создававший своё течение в психологии, сосредотачивался на одной стороне человеческой психики. Виктор Франкл - на поисках смысла жизни. Зигмунд Фрейд - на неврозах. Карл Густав Юнг - на коллективном бессознательном. Альфред Адлер - на комплексе неполноценности. Список можно продолжать долго.
Но те, кто изучал труды "патриархов" замечали эту сосредоточенность на одной стороне сложной и многогранной человеческой личности. И пытались встать на плечи своих учителей и объять необъятное - создать исчерпывающую модель личности человека, охватывающую все его грани.
Они пытались сделать невозможное, но нельзя было не пытаться - человек перестанет быть человеком, когда перестанет пытаться познать самого себя. И пытались соединить противоречивые теории в одну стройную, идеальную теорию, вмещающую в себя всё, чем является человек.
Так психологи и создали своих гибридов бульдога с носорогом. Получилось, что получилось.
Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)
Электронная почта - g19478227@gmail.com
WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48
Вконтакте - @id760655281