В первый день Союза 1975 года в Миассе я сразу попал в тридцатку (был 24м) и оказался третьим из москвичей, так что в эстафету попал не только по обещанию тренера, но и по спортивному принципу. Но всё равно ощущал себя салагой: два моих напарника по эстафетной команде в тот день оказались в десятке – Сергей Симакин был 4-ым, а Гена Воронцов - 10-ым.
Замечу, что ни у ленинградцев (А. Ширинян-А.Базанов-С.Кузнецов), ни у действующих чемпионов эстонцев (Ян Мильян-Арво Кивикас-Йоханес Таса) в ту десятку никто не попал, а самым звёздным выглядел состав латышей: первый этап Валерий Киселёв (победитель 1 дня!), второй - Илмар Лимбенс (3 место), третий – Гунар Дукште (6 место). Но это им не помогло.
Миасс- 75
Седьмые ВСЕСОЮЗНЫЕ ЛИЧНО-КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
г.Миасс, Челябинская область, 6 - 9 сентября 1975 г.
Эстафета Морскалинские озёра (07.09.1975) Мужчины.
3х(6,6-7км 8КП), рассеивание простым перемешиванием 3х этапов
1. Эстония (Я.Мильян, А.Кивикас, И.Таса) 1:59:15
2. Ленинград (А.Ширинян, А.Базанов, С.Кузнецов) 1:59:43
3. Москва (С.Лавренюк, Г.Воронцов, С.Симакин) 2:00:15
Рассев на эстафете был сделан на всех трёх этапах; было подготовлено 3 варианта (АI, AII и AIII) с секретным распределением по командам порядка их прохождения. Дистанции были почти без общих пунктов (только два последних), об этом было объявлено заранее, но о том, что вариант AIII настолько короче и проще двух других, перед стартом никто не знал. За эстонцев стартовал Ян Мильян, за ленинградцев – Саша Ширинян. Мне и Киселеву достались два почётных первых места в стартовой шеренге - в соответствии с командными результатами мужчин первого дня.
Пункт К был далеко, метров 300 по маркировке. Мы стартовали, промчались толпой мимо зрителей по живописному берегу озера, скрылись в лесу, и тут начался цирк с перемешиванием этапов, все рассыпались на несколько ручейков и заметались по лесу, оглядываясь друг на друга.
Стало ясно, что рассев удался (если не сказать больше). На финише всматривались в бинокли в противоположный склон с предпоследним КП (№25) и ничего не понимали.
Только к третьему этапу стало что-то проясняться, а поначалу все просто с недоумением наблюдали, как взмыленный Киселёв проигрывает на первом этапе 8 минут и недоумённо разводит руками: «больше минуты не потерял!».
Киселеву и Мильяну достался сложный «AII», а мне и Шириняну – лёгкий «АIII». Дело было даже не в длине, а в наборе высоты по оптимальному пути. У нас он был заметно меньше. Саша Ширинян выиграл первый этап с отрывом, убежал ото всех где-то в середине, потом изредка мелькал далеко впереди меня. Я бежал в одиночку и выжимал из себя все силы. Это был не совсем тот первый этап, который я ожидал, но и к такому развитию событий я был готов. Я знал, что надо делать в такой ситуации. Два года подготовки даром не прошли. На затихший от изумления финиш я пришёл вторым в двух минутах за Шириняном, и только ещё через долгие 6 минут появились Киселёв и Мильян.
На втором этапе Воронцов отыграл у ленинградцев минуту, но всё равно Кузнецов ушёл на 3 этап впереди Симакина и не уступил ему до финиша. У этих двух Сергеев были разные, но близкие по сложности длинные варианты «AII» и «AI» и лучшие результаты на них. Но в итоге у Ленинграда оказалось всего лишь «серебро», у нас - «бронза», потому что «золото» опять непостижимым образом ушло к эстонцам. Иоханес Таса убегал в 6-и минутах сзади Кузнецова и Симакина, но бежал короткий вариант «АIII», и это позволило ему в концовке отыграть всё и финишировать в нескольких десятках секунд перед ними. Тоже с лучшим временем моего варианта «АIII».
Латыши после второго этапа вернулись в головку (Илмар Лимбенс прошёл свой короткий этап почти без ошибок), а вот на третьем этапе их подвёл Гунар Дукште, проигравший Симакину целых 9 минут на одинаковом с ним варианте «AI». Латвия не попала даже в пятёрку.
Так мужская команда Москвы после 9-летнего перерыва вернула себе место на пьедестале в летних эстафетах Союза. И я в этом поучаствовал.
После дня отдыха состоялся финал личного первенства и этот день был днём Симакина.