Найти в Дзене

Цензура СССР. Режиссёры были вынуждены придумывать новые способы, чтобы фильм вышел в прокат

Оглавление

В СССР была цензура. Это вовсе никакой не секрет и не теория заговора. Цензура была вполне определенная, существовали специальные органы, которые занимались контролем за тем, кто и что выпускает в народ.

Особо внимательно следили за кинематографом. Ведь ещё Ленин говорил, что кино – это чуть ли не самое главное оружие пропаганды. Поэтому мимо партийного надзора просто так ни один фильм не проходил. И это вполне можно объяснить.

Вот только не всегда авторы были согласны работать в загнанных рамках. Всем им хотелось свободы, хотелось простора для творчества и фантазии. Они устраивали бунты и даже шли на некоторые ухищрения, что тоже превратилось в настоящее искусство.

Но что конкретно нельзя было показывать в советских кинолентах? От чего партия ограждала население? Как это контролировалось? И как режиссёры работали с этими запретами? Обо всём этом мы сегодня и поговорим.

Критика власти

Это самое банальное и очевидное. Кинорежиссёрам нужно всеми силами избегать критики власти, коммунистической партии, законов и многого другого. И в обычной жизни, и на страницах прессы за такое по головке бы не погладили. А тут на всю страну.

Поэтому, например, фраза «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!» изначально звучала немного иначе. В ней говорилось: «Да здравствует советский суд!».

Даже непрямое указание на какие-то пороки власти и власть имущих цензурировались. Так, например в «Иван Васильевич Меняет Профессию» ответ на легендарный вопрос «За чей счёт банкет? Кто оплачивать будет?» изначально был «Народ, батенька!». Но был заменён после замечаний цензора.

Даже имя нужно было выбирать подходящее, чтобы не пересекалось с лидерами партии. Например, в «Операции Ы» героя изначально должны были звать Владлен (имя, созданное из сокращения Владимир Ленин), но, очевидно в комедии использовать имя вождя не стоит, поэтому имя изменили на нейтральное, назвав Александром.

Нравственность

Естественно, перед режиссёром не ставилось цели показывать морально нравственные ориентиры в кино. Однако, некоторые ограничения все же существовали. Так, изображение полуголых или вообще обнажённых женщин очень жестко пресекалось. Например, очень раскритиковали сцену в «Операции Ы», где Лида появлялась в купальнике.

Актрису еще долгое время называли «голытьбой». Сегодня такое представить довольно сложно…

-2

Или же фильм «Неуловимые Мстители». Там режиссер еле уговорил актрису Курдюкову сняться обнаженной. При условии того, что ничего видно не будет и на экран попадёт лишь её силуэт. Но все это было зря, ведь и это советская цензура не пропустила.

Также как она не пропустила полностью песню «Если б я был султан». Ведь это тоже не в советском духе и второй припев с наиболее жесткими словами немного заглушили

Но что ещё интереснее, так это скандал с изображением африканца в «Операции Ы». Сейчас то, что происходило модно называть «блэкфейс». Тогда таких слов не знали, но руководство страны, которое активно работало с африканскими странами, потребовало убрать сцену.

К слову, о том, что может произойти если не послушаться цензора. Гайдай тогда решил оставить эту сцену и фильму банально закрыли возможность широкого проката. Его смогли отстоять только благодаря звонку из «Мосфильма». Но в любом другом случае мы бы фильма не увидели.

Жестокость

Естественно, даже сейчас на многих каналах не показывают жестокие сцены, которые сняты уж слишком натурально. В то время всё было ещё жестче. Но как работать с военными фильмами, если нельзя показывать ничего хоть сколько-нибудь жестокое?

Изящный подход к этому нашёл Тарковский. Он обходил почти все запреты, заменяя прямое изображение чего-либо каким-то символом или знаком, который без проблем считывался зрителем.

Так, например, в своём фильме Иваново детство он, показывая ужасы войны, не снимает горы тел, как это сделал бы любой другой. Он показывает поле, усеянное надгробными крестами. И это сделало сцену куда более трагичной и пугающей! Но сейчас о том, как можно обходить цензуру, поговорим немного поподробнее.

Обман цензуры

Как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать. Вот и в советские времена были такие хитрецы, которые действительно находили способ обмануть цензуру и пропихнуть на экраны то, что цензор бы не позволил.

Все режиссёры знали тонкости профессии цензора. Ему обязательно нужно было указать на какую-то ошибку. Иначе получается, что он просто так посмотрел кино. Поэтому они специально делали очень грубое нарушение, которое полностью привлекало внимание цензора и отвлекало его взор от всего остального.

-3

Давайте возьмем в пример «Кавказскую Пленницу». Чтобы на многие моменты фильма не обратили внимание Гайдай сделал очень провокационную заставку. В ней герои его фильмов пишут на заборе известные буквы «ХУ…», но очень быстро к ним прибегает милиционер. И они в спешке дописывают «..дожественный фильм»

Режиссёр комментировал «Я знал, что это уберут и успокоятся».

Были и другие случаи. Также Гайдар вставлял в свое кино ядерный взрыв, увидев который цензор забывал обо всем на свете.

В заключение

На самом деле, не существует одной единой точки зрения по поводу цензуры. Ведь действительно порой она может делать фильмы лучше, не давать попадать на экраны чёрт пойми чему и так далее. А порой она и в правду мешает людям творить, воплощать свой замысел.

Наверное, один из самых сильных аргументов – это то, какие хорошие фильмы выходили в СССР под цензурой и что крутят сейчас, когда никаких ограничений нет. Хотя, у этого подхода есть множество противников.

Лично я считаю, что цензура должна быть в меру. Все таки не все стоит выставлять на всеобщее обозрения, есть то, что мы должны ограничивать иначе это может привести к плачевным последствиям. Но мешать людям творить, создавать искусство тоже не нужно.

А каково ваше мнение по этому поводу? Делитесь своими мыслями и подписывайтесь на канал!