Найти в Дзене

Музыкальный мир Вены на фоне неспешного расследования

Штраус, Брамс, Брукнер, Цемлинский и множество других известных творцов и поклонников волшебных звуков музыки – похоже, этот детектив вобрал в себя весь музыкальный мир венской оперы конца XIX столетия! Сюжет «Реквиема в Вене» Джея Сидни Джонса начинается с покушений на жизнь директора и главного дирижера Придворной венской оперы Густава Малера (1860-1911). Хотя, быть может, это всего лишь несчастные случаи? Новые происшествия выводят неофициальное следствие к загадочным смертям практически всех известных музыкантов конца XIX в. Но нет ли здесь связи с процветающим антисемитизмом? Или разгадка в личном прошлом одного из музыкантов? Ревность? Плагиат? Украденная слава? Распутывать загадки и даже стараться предупредить покушения и неожиданные смерти берется адвокат Карл Вертен вместе со своей супругой Бертой Майснер (не без некоторой приверженности феминизму). Втянувшись в это дело практически с похорон «короля вальсов» Иоганна Штрауса, герои, порой начинают ходить по кругу, вникая в сме

Штраус, Брамс, Брукнер, Цемлинский и множество других известных творцов и поклонников волшебных звуков музыки – похоже, этот детектив вобрал в себя весь музыкальный мир венской оперы конца XIX столетия!

Джонс, Дж. Сидни Реквием в Вене / в перев. Н. Н. Сотниковой. – М. :  АСТ, 2011. – 384 с. – ISBN 978-5-17-073650-8.
Джонс, Дж. Сидни Реквием в Вене / в перев. Н. Н. Сотниковой. – М. : АСТ, 2011. – 384 с. – ISBN 978-5-17-073650-8.

Сюжет «Реквиема в Вене» Джея Сидни Джонса начинается с покушений на жизнь директора и главного дирижера Придворной венской оперы Густава Малера (1860-1911).

Густав Малер (1909). Изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Малер,_Густав#/media/Файл:Gustav_Mahler_1909.jpg
Густав Малер (1909). Изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Малер,_Густав#/media/Файл:Gustav_Mahler_1909.jpg

Хотя, быть может, это всего лишь несчастные случаи? Новые происшествия выводят неофициальное следствие к загадочным смертям практически всех известных музыкантов конца XIX в. Но нет ли здесь связи с процветающим антисемитизмом? Или разгадка в личном прошлом одного из музыкантов? Ревность? Плагиат? Украденная слава?

Придворная опера в 1898 году // URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Малер,_Густав#/media/Файл:Staatsoper_(ca.1898).jpg
Придворная опера в 1898 году // URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Малер,_Густав#/media/Файл:Staatsoper_(ca.1898).jpg

Распутывать загадки и даже стараться предупредить покушения и неожиданные смерти берется адвокат Карл Вертен вместе со своей супругой Бертой Майснер (не без некоторой приверженности феминизму). Втянувшись в это дело практически с похорон «короля вальсов» Иоганна Штрауса, герои, порой начинают ходить по кругу, вникая в смерти знаменитостей музыкального мира. Вскоре, – ещё одна удивительная черта книги, – к ним присоединяется их друг Ганс Гросс.

Ганс Густав Адольф Гросс (1847-1915) – юрист, учёный-криминалист, один из основоположников криминалистики как науки, написавший, по сути, первый учебник по криминалистике –  «Руководство для судебных следователей…»
Ганс Густав Адольф Гросс (1847-1915) – юрист, учёный-криминалист, один из основоположников криминалистики как науки, написавший, по сути, первый учебник по криминалистике – «Руководство для судебных следователей…»

Однако, несмотря на участие Гросса, не стоит ожидать от него слишком многого. Да, поначалу он может показаться кем-то вроде Шерлока Холмса на фоне теряющего вдруг способность самостоятельно мыслить (присутствие Гросса, по словам автора, «лишало его всяческой умственной инициативы») Карла Вертона – чем не Ватсона? На месте преступления он, конечно же, сразу обнаруживает следы, никем до него не замеченные (убийца – любитель, – делает он вывод, – «не позаботился, чтобы обмануть нас»). Но, особого представления, что именно этот человек мог действительно разработать ценные (и до нашего времени не потерявшие свою актуальность) рекомендации по проведению осмотра места происшествия, допроса и т. п., персонаж, увы, как-то не создает. В конце концов, представляясь больше добрым дядюшкой, разрешающим все проблемы молодой пары (Вертена и его жены), часто желающим лишь испробовать изысканные яства, приготовленные фрау Блачки, чем знаменитым юристом. Тем более что разгадка в итоге может показаться читателю в большей степени случайной, чем плодом долгого и упорного расследования, проверки всех фактов, логических умозаключений и выводов. В итоге Гросс предстает обычным человеком, которого можно ввести в заблуждение, пустить по ложному следу. Вот тут то и наступает звездный час Карла Вертена и Берты – их черёд быть более проницательными.

Пусть как детектив книга, возможно, не всецело удовлетворяет требованиям жанра, кроме того все события и действия неторопливы, герои проводят время зачастую в не слишком полезных для расследования беседах, но, нельзя не признать, что автор стремится всячески проникнуть в эпоху, даже сам стиль изложения подчиняя давно ушедшему от нас времени (хотя в некоторых моментах проявляются современные ноты, но это не вредит общему впечатлению). Сама атмосфера книги, музыкальная среда, наполненность всяческими зримыми, вкусовыми, звуковыми и иными сведениями о жизни Вены конца XIX столетия, поражает воображение. Причем автору действительно удалось сделать книгу насыщенной точными сведениями и деталями не в ущерб художественному повествованию, что, как представляется, в современных детективах о прошлых временах бывает большой проблемой некоторых авторов. Да, это не справочник, не очерки о жизни великих музыкантов, а настоящее художественное произведение.

К сожалению, переведены всего две книги Дж. Сидни Джонса с вышеупомянутыми главными героями. Второе (а по хронологии событий, как выяснилось после прочтения «Реквиема», первое) – «Пустое зеркало», где, судя по аннотации, подозреваемым в убийстве станет ещё один знакомый Карла Вертена – скандальный художник богемы Густав Климт (1862-1918), который с точки зрения полиции отлично подходит на роль преступника. Карл Вертен и Ганс Гросс начинают своё расследование…