Штраус, Брамс, Брукнер, Цемлинский и множество других известных творцов и поклонников волшебных звуков музыки – похоже, этот детектив вобрал в себя весь музыкальный мир венской оперы конца XIX столетия!
Сюжет «Реквиема в Вене» Джея Сидни Джонса начинается с покушений на жизнь директора и главного дирижера Придворной венской оперы Густава Малера (1860-1911).
Хотя, быть может, это всего лишь несчастные случаи? Новые происшествия выводят неофициальное следствие к загадочным смертям практически всех известных музыкантов конца XIX в. Но нет ли здесь связи с процветающим антисемитизмом? Или разгадка в личном прошлом одного из музыкантов? Ревность? Плагиат? Украденная слава?
Распутывать загадки и даже стараться предупредить покушения и неожиданные смерти берется адвокат Карл Вертен вместе со своей супругой Бертой Майснер (не без некоторой приверженности феминизму). Втянувшись в это дело практически с похорон «короля вальсов» Иоганна Штрауса, герои, порой начинают ходить по кругу, вникая в смерти знаменитостей музыкального мира. Вскоре, – ещё одна удивительная черта книги, – к ним присоединяется их друг Ганс Гросс.
Однако, несмотря на участие Гросса, не стоит ожидать от него слишком многого. Да, поначалу он может показаться кем-то вроде Шерлока Холмса на фоне теряющего вдруг способность самостоятельно мыслить (присутствие Гросса, по словам автора, «лишало его всяческой умственной инициативы») Карла Вертона – чем не Ватсона? На месте преступления он, конечно же, сразу обнаруживает следы, никем до него не замеченные (убийца – любитель, – делает он вывод, – «не позаботился, чтобы обмануть нас»). Но, особого представления, что именно этот человек мог действительно разработать ценные (и до нашего времени не потерявшие свою актуальность) рекомендации по проведению осмотра места происшествия, допроса и т. п., персонаж, увы, как-то не создает. В конце концов, представляясь больше добрым дядюшкой, разрешающим все проблемы молодой пары (Вертена и его жены), часто желающим лишь испробовать изысканные яства, приготовленные фрау Блачки, чем знаменитым юристом. Тем более что разгадка в итоге может показаться читателю в большей степени случайной, чем плодом долгого и упорного расследования, проверки всех фактов, логических умозаключений и выводов. В итоге Гросс предстает обычным человеком, которого можно ввести в заблуждение, пустить по ложному следу. Вот тут то и наступает звездный час Карла Вертена и Берты – их черёд быть более проницательными.
Пусть как детектив книга, возможно, не всецело удовлетворяет требованиям жанра, кроме того все события и действия неторопливы, герои проводят время зачастую в не слишком полезных для расследования беседах, но, нельзя не признать, что автор стремится всячески проникнуть в эпоху, даже сам стиль изложения подчиняя давно ушедшему от нас времени (хотя в некоторых моментах проявляются современные ноты, но это не вредит общему впечатлению). Сама атмосфера книги, музыкальная среда, наполненность всяческими зримыми, вкусовыми, звуковыми и иными сведениями о жизни Вены конца XIX столетия, поражает воображение. Причем автору действительно удалось сделать книгу насыщенной точными сведениями и деталями не в ущерб художественному повествованию, что, как представляется, в современных детективах о прошлых временах бывает большой проблемой некоторых авторов. Да, это не справочник, не очерки о жизни великих музыкантов, а настоящее художественное произведение.
К сожалению, переведены всего две книги Дж. Сидни Джонса с вышеупомянутыми главными героями. Второе (а по хронологии событий, как выяснилось после прочтения «Реквиема», первое) – «Пустое зеркало», где, судя по аннотации, подозреваемым в убийстве станет ещё один знакомый Карла Вертена – скандальный художник богемы Густав Климт (1862-1918), который с точки зрения полиции отлично подходит на роль преступника. Карл Вертен и Ганс Гросс начинают своё расследование…