Найти в Дзене
Forbo Flooring Russia

TEd'A arquitectes - "Каждый элемент должен иметь свое собственное выражение"

TEd'A arquitectes локализуются: повторное использование материалов и работа с тем, что находится под рукой. "Для нас архитектура - это перезапуск снова и снова".

"Мы там, где мы есть" - каталонский художник и поэт Пережауме написал это простое предложение в своей книге "Местные слова". По словам архитектора Jaume Mayol Amengual, все также зависит от того, где вы находитесь, потому что вы реагируете на потребности, которые у вас там есть.

-2

Соответственно, это интервью проходило в квартире в Пальма-де-Майорка. Квартира находится в муках захватывающего процесса ремонта уже более десяти лет. В данном случае клиентами были сами архитекторы, Жауме Майоль Аменгуаль и Ирен Перес Пиферрер, которые вместе возглавляли студию и мастерскую архитекторов TEd'A на Майорке. То, что было сделано и что создавало это место - это то, что осталось в первозданном виде: бетонный пол и цементные строительные блоки, которые образуют потолок. Для создания кухни, ванной комнаты и спальни, в большое пустое пространство были вставлены деревянные балки. Так же подвешиваются лампы, подключены выключатели и форма крана в ванной комнате (садовый шланг с изогнутой медной трубкой внутри). В своей игривости, как будто импровизированной, каждая деталь выражает свою сущность и красоту с удивительной оригинальностью.

Применительно к архитектуре, повторяющиеся слова Пережауэ относятся к местным ресурсам, ландшафту и климату", - объяснил Жауме Майоль Аменгуал. "Как архитектор, вы должны внимательно считать эти слова. Это то, о чем всегда были традиции, и почему они отличаются от места к месту. Традиция происходит от латинского слова tradare, что означает оглядываться назад, чтобы двигаться вперед. Когда вы учитесь на прошлом, вы копируете прошлое тщательно и серьезно. Процесс копирования, воспроизведения и повторения создает идентичность места. Нам действительно интересно оглянуться на то, что было сделано раньше. Мы, как люди, не можем просто начать с нуля.

Именно к этому стремился модернизм, начиная с нуля. Был ли модернизм, по вашему мнению, огромной ошибкой?

Нет, конечно. После Первой мировой войны была огромная потребность в строительных материалах и технологиях, и новое жилье было необходимо в массовом масштабе. Это было вполне понятно в тех обстоятельствах. Строители тогда придерживались низкобюджетной идиомы послевоенного кризиса. Материалы, которые использовались, не были ни натуральными, ни местными, и они производились и транспортировались по всему миру. Это разорвало связь с традицией и со всем, что принадлежало определенному месту. Мы слишком хорошо знаем результат: загрязнение атмосферы, выбросы CO2 и т. д. Мы должны принять новый формат, но мы также должны уважать стратегии, которые оказались успешными в прошлом.

-3

Глобализация привела к практике массового туризма и серьезным изменениям. Майорка, например, была переполнена туристами на протяжении многих десятилетий. Это ваше стремление противодействовать массовому туристическому явлению через вашу архитектуру?

Я родился в деревне в центре острова Майорка, где мой отец работал в полях. Конечно, я знал о том, что там строятся отели, но я там не жил. Когда мы с Ирен закончили обучение на архитекторов и вернулись на Майорку, мы оба поддержали этот местный подход. Это было интуитивно, хотя сначала мы об этом не думали. Это было именно то, что мы склонны делать.

Я очень хорошо помню, что когда я вернулся, я свежим взглядом посмотрел на то, как строились новые здания. Я не обращал внимания на какие-то вещи до того, как покинул остров, чтобы изучать архитектуру, возможно, потому, что они были так распространены.

Здесь, на Майорке, мы впечатлены знаменитым домом Can Lis, построенным датским архитектором Йорном Утзоном на восточном побережье острова. Когда Утзон приехал на Майорку, он заметил местный песчаник Марес и использовал его для строительства дома. Мне ясно, что местная архитектура повлияла на него, как на незнакомца. То же самое произошло с нами в Швейцарии. Мы осмотрелись и построили школу на основе ферм, которые мы видели вокруг нас, с их деревянными конструкциями, компактностью, скатной крышей и каменным подвалом.

Современность кардинально изменила жизнь, даже в сельской местности. Почему вы считаете традицию такой актуальной?

Многое изменилось, но люди все еще приспосабливаются к определенному месту. На Майорке приятный летний бриз, когда море прохладнее, чем воздух на острове. Ветер называется Embat, и когда вы открываете окно, чтобы почувствовать ветерок, у вас есть бесплатный кондиционер. Еще один способ охлаждения без автоматизированного кондиционирования воздуха - это воспользоваться преимуществами толстых стен. Это не потому, что мы не должны использовать современные технологии, а потому, что важно уменьшать и замедлять вещи и смотреть на то, как строительство было сделано в прошлом. Мы ожидаем, что уровень моря поднимется на шестьдесят сантиметров в 2050 году, поэтому все эти отели на берегу моря, так сказать, потеряют свой первый этаж. Мы должны положить конец процессу ускорения и глобализации, например, больше не импортировать камень из Китая или какой-либо другой страны, потому что это дешевле. Нам нужно работать с тем, что есть под рукой, и заново открыть для себя методы строительства и знания о том, что действительно старое.

Это предложение коренным образом изменить то, как мы строим, не так ли?

Да, вы должны держать глаза и уши открытыми, чтобы оценить возможности проекта. Когда мы начали работать над домом моего брата Джорди, в здании была снесена куча старых камней. Именно мой отец задал простой, но важный вопрос о том, что делать с этими старыми камнями. Ответ был не таким важным, но сам вопрос был очень умным. Мы нашли способ повторно использовать каменные блоки на фасадах. Мы разрезали блоки пополам и перевернули их на 90 градусов, так что прорези, которые ранее должны были быть заполнены раствором для крепления блоков вместе, теперь имели декоративный эффект. Требуется время, чтобы найти подобные идеи, поэтому это замедляет процесс строительства. Архитектор должен принять этот факт.

-4

Архитектор обычно делает чертеж перед началом строительства. Означает ли это ваше открытое отношение, что дизайн появляется понемномногу во время процесса строительства?

Да, на сто процентов. Результат, внешний вид здания, является результатом процесса. Эстетика актуальна, но она не ждет там заранее. Это произойдет позже. Окончательная форма может быть более серьезной или более игривой в соответствии с решениями архитектора. Это своего рода импровизация, как игра в джаз. Одна из первых вещей, которые я делаю на месте, это где-то ставлю свой номер телефона, чтобы напомнить строителям позвонить мне, когда нужно будет принять быстрое решение.

В ваших проектах есть интригующая игра контрастов, например, между структурой и орнаментом. То, что обычно имеет структурную функцию, становится декоративным по характеру, например, использование несущих блоков из песчаника в качестве облицовки. Слоты в старой кладке образуют декоративный мотив на фасаде. Почему вас так интересует эта игра в контрасты?

Мы стараемся придать каждому элементу роль в здании. Каждый элемент должен иметь свое собственное назначение. Это имеет большое значение, если вы расположите кирпич так или иначе. Это может быть часть конструкции, или просто часть перегородки или для облицовки. На вилле Can Jaime I n'Isabelle есть одна колонка, которая выделяется, выражая ее присутствие в виде колонны. Зеркало встроено в пол, чтобы обозначить, что колонна не заканчивается там, где она достигает пола. Колонна продолжается, и, кажется, говорит: "Эй, я колонна, и я иду до самого фундамента". И из-за выразительности колонны сами стены приобретают большее значение.

Обычно архитекторы делают дизайн элементов подчиненными общей эстетике, к которой они стремятся. Однако результатом вашей стратегии является то, что каждый элемент, кажется, разговаривает с вами. Как будто они разделяют своего рода сочувствие.

Каждое решение, которое вы принимаете во время строительства, само по себе является проектом. Это похоже на повествование: за каждым элементом стоит история, и нам нравится, когда эту историю рассказывают. Легче работать таким образом и придавать элементам свое собственное выражение. Вы начинаете с конкретных качеств элементов, с того, что они хотят сказать, и объединяете их в конце процесса.

Если точнее, что элементы должны сообщать клиентам?

Мы не говорим клиентам, что они приветствуются только тогда, когда дом будет завершен. Мы стремимся тесно сотрудничать с ними в процессе строительства.

Мы хотим, чтобы клиенты участвовали и осознали принятие решений, которое принимается, место, где он построен, и то, как строится дом. Это их дом: они платят за него и должны знать о роли каждого элемента, из которого он состоит.

-5

Это ваша цель возродить мастерство?

Абсолютно. Мастерство является одним из ресурсов, которые находятся под рукой и должны использоваться. Если ремесленники исчезнут, все их знания и навыки тоже исчезнут. Поэтому важно поддерживать эти способности и передавать их во времени. На Майорке раньше было около тысячи карьеров Mares, часто очень маленьких, сделанных кем-то, кто просто копает в земле. Почти все эти карьеры были закрыты в двадцатом веке, но теперь некоторые молодые архитекторы снова начали использовать этот местный песчаник, и карьеры вновь открываются.

В ваших проектах появляется еще один контраст: разница между простым, строгим, а иногда и почти крепостным экстерьером и сложностью интерьера. Там каждое пространство связано с другими сложным образом.

Когда здание должно проявить себя публично, оно должно быть как можно более тихим. Здания не должны кричать. Они просто часть городской среды или ландшафта, но когда вы входите в здание, оно может предложить свой собственный мир. Семья, которая там живет, может иметь свой мир, богатый и фантастический. Это то, что я бы назвал домашним ответом: в отличие от обычного ответа экстерьера, интерьер состоит из множества небольших ответов, которые резонируют со сложностью семейной жизни. Это также связано с тем, как люди воспринимают вещи и мир. Замысловатый интерьер с его многочисленными подразделениями и разнообразием материалов приглашает нас реагировать на невероятные способности человеческого глаза и прикосновения, а также на ощущения, которые они могут предложить. Например, нет камня, нет кирпича. Как и люди, они нерегулярны. Нам нравятся эти нарушения.

Для дома Can Jordi in'Africa, а также для таких проектов, как туристические апартаменты в Кан Пикафорте, вы используете строительные материалы, которые являются традиционными на Майорке. Однако в том, как вы их раскрываете, они выглядят очень оригинально и необычно. Они не особенно народные, но они, безусловно, дышат местной атмосферой. Эти здания создают ощущение Майорки.

Их, безусловно, можно описать как майоркскую архитектуру, а не как народную. Есть песня бразильского певца самбы Каэтано Велозу: «Я хочу быть старым, я хочу снова быть вечным, я хочу снова быть новым». Каким-то образом я признаю нашу интуицию и отношение в этой песне? Для нас архитектура - это новое и вечное, перезапуск всего снова и снова.

Вы бы сказали, что время, течение времени, является центральной темой вашей архитектуры?

Да, во многих отношениях это так. Слово "время" может быть, прежде всего, мерой продолжительности, например, сколько времени требуется для строительства дома или завершения какого-либо другого проекта. Время также может быть периодом, в котором мы живем в наши дни, или историческим временем, выраженным в знаниях, которые заложены в традиции. Кроме того, есть следы, которые время оставляет на строительных материалах с годами. Мы не стремимся построить что-то, как это видно на первой фотографии, когда здание только что было завершено. Вместо этого это следует задуматься о том, как будет выглядеть фотография, которая будет сделана в будущем, через много лет, когда материалы будут изношены и выветрены, и, следовательно, приобретут красоту.

Вы, кажется, не слишком обеспокоены выражением текущего времени, что является догмой для многих архитекторов. Почему это так?

У нас есть увлечение трансформацией традиций, и мы не заинтересованы в современной моде - ни в одежде, ни в еде, ни в архитектуре. Но нам нравятся некоторые архитектурные шедевры прошлого века, которые, на наш взгляд, все еще очень актуальны, такие как дом Йорна Утзона Can Lis. И мы следим за историческими зданиями, а также за новыми. Вместе со всем, что мы изучали и видели на протяжении многих лет, даже в детстве, они образуют рюкзак, полный вещей, которые могут внезапно вывалиться на стол, даже если мы этого не хотим.

Источник: https://www.archidea.com/archidea-68/teda-arquitectes