Господь Вишну – один из индуистской Тримурти богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Он изображается в виде четырехрукого мужского образа: четыре руки указывают на его всемогущую и всепроникающую природу. Физическое существование Вишну представлено двумя руками спереди, а две руки сзади символизируют его присутствие в духовном мире.
Гопала Тапани Упанишада так описывает четыре руки Вишну:
Четыре руки олицетворяют осуществление проявлений во всех сферах жизни. Они символизируют власть над четырьмя направлениями пространства и, таким образом, абсолютную власть над всей вселенной.
В случае Вишну три руки также считаются символами трех фундаментальных функций или тенденций:
- созидание (шришти),
- сохранение (стхитхи),
- рассеяние и освобождения (лайя),
А четвертая рука — это понятие индивидуального существования (ахамкара), из которого возникают все индивидуализированные формы.
Описание внешнего вида Вишну
Его четыре руки держат Шанкху (раковину), Чакру (диск), Гаду (булаву) и Падму (Лотос).
Его форма очаровательна и благоприятна (дивья мангала виграха). Он - сияющий, как Шарад – полная луна. Его глаза светятся, как голубой лотос, цветущий среди водоема с прозрачной водой.
Его брови подобны хорошо натянутому луку. Его нос тонкий и прямой, как лепестки цветка чампак. У него спокойная, прохладная, нежная улыбка, чистая, как коровье молоко, танцующая на его полных и красивых красных губах, освещает весь мир.
Его подбородок твердый и пропорциональный. Горло его яркое и звонкое, по форме напоминающее раковину. Тилака, украшающая его лоб между бровями, сияет, как полумесяц на ясном безоблачном небе.
*Согласно теории йоги, горло является местом расположения Вишуддха-чакры – центра исключительной чистоты – которая символизирует чистое сознание и творчество. Это центр, связанный со способностью высшего различения и с бесформенным пространством. Горло также является центром, где пашьянти вак, бесформенная речь, проявляется как слышимый звук (шабда). Гирлянды вокруг горла Вишну символизируют проявление (двойственности), окружающее бесформенную ниргуну. Ванамала — это Вишну-майя, сила иллюзии того, кто пронизывает все существование.
Его руки длинные, сильные и гибкие, как хобот слона. Грудь у него широкая, сильная и здоровая.
Он украшен золотисто-шелковыми одеждами (питамбара). Он богато и со вкусом украшен. Он — само воплощение всей грации, красоты и радости вселенной.
Синий цвет кожи
"Цвет его кожи должен быть синим, как новое облако".
Синий цвет указывает на его всепроникающую природу, синий — это цвет бесконечного неба, а также бесконечного океана, в котором он обитает, и бесконечного, бесформенного, всепроникающей субстанции пространственной вселенной, символизирующей его природу безграничного блеска и пронизывающую все вселенные.
Знаки на груди Вишну
На груди у него знак стопы мудреца Бхригу. Откуда он взялся, читайте здесь:
Также на груди Вишну находится знак Шриватса, символизирующий его супругу Лакшми. Шриватса переводится как «любимец Шри», то есть любимец богини Лакшми. На самом деле это прядь волос, расположенная на правой груди и вьющаяся вправо. Ее цвет напоминает цвет жасмина; (шукла варна дакшинаварта ромавали).
Таким образом, Вишну — это Шриватсанкита, тот, кто носит знак Шриватсы. Говорят, что он символизирует йогические силы Вишну (йога шакти). Он также представляет собой источник природного мира, основную природу (прадхана).
В более ранних изображениях образа Вишну Шриватса обозначалась в виде треугольника небольшого размера (в виде трёх листьев) на правой груди. В изображениях более поздних периодов Шриватса представлен в виде небольшой по размеру Лакшми (Вьюха – Лакшми) с двумя руками. Некоторые говорят, что это означает, что в этой форме состояние джаграта, энергия Лакшми, отличается от Вишну (Пуруши).
Его голову должна венчает корона, которая олицетворяет его высшую власть в вайшнавизме. Его изображают с двумя серьгами, которые символизируют двойственность всего в творении – жизнь и смерть, знание и невежество; тьму и свет, добро и зло, наслаждение и страдание и т.п.
Он покоится на Ананте: бессмертном и бесконечном змее. Его ноги отмечены благоприятными знаками небесного знамени, царского зонтика.
Наиболее распространены изображения Вишну стоящим (стханака) в сама-бханге на лотосовом пьедестале (падма) или сидящим (асана), расслабленным и удобным. Его также изображают как Йога-Нараяну, сидящего в йогической позе на пьедестале из белого лотоса. Другое наиболее распространенное изображение Вишну — лежащего (шаяна) на кольцах Шеши, также известного как Ади-Шеша.
Четыре Аюдхи Вишну
Аюдха обычно переводится как оружие, но в Шилпа-шастре этот термин обозначает любые предметы, которые бог держит в своих руках. Предметы, которые он держит в разных руках, различаются, создавая двадцать четыре комбинации иконографии, каждая комбинация представляет собой особую форму Вишну. Каждой из этих особых форм дано особое имя в таких текстах, как Агни Пурана и Падма Пурана .
Чаше всего Вишну держит следующие атрибуты: Шанкха (ритуальная раковина), Чакра (оружие-диск), Гада (булава) и Падма (Лотос).
Шанкха Панчаджанья и Сударшана-чакра
Раковина имеет спиральную форму и символизирует все взаимосвязанное спиральное циклическое существование, в то время как диск символизирует его как того, кто восстанавливает дхарму с помощью войны, если это необходимо, когда космическое равновесие нарушено злом.
Чакра имеет форму колеса. Колесо символизирует жизнь, постоянно обновляющуюся в цикле времени. Колесо сияния символизирует Солнце. Шесть его спиц символизируют 6 времен года. Центральная часть чакры символизирует реальность, которая неподвижна и неизменна. Чакра вращается, что олицетворяет постоянную иллюзию или Майю.
Гада, булава Каумудики
Булава, которую дрежит Вишну символизирует власть и силу изначального знания, то есть адья-видья. Гада появляется как атрибут самой старой известной скульптуры Вишну (из Малхара , Чхаттисгарх ), датированной ок. 200 г. до н.э.
Булаву Каумудики часто называют женщиной, ослепляющей, уничтожающей все, что ей противостоит. Каумудики иногда сравнивают с понятием Каала, силы времени и смерти, которую ничто не может победить. Об этом говорится, например, в Кришна Упанишаде.
Лотос
Считается, что ассоциация Вишну с лотосом происходит от присутствия цветка в символике его супруги Лакшми , для которой он олицетворял воду и плодородие. В гимнах вайшнавов падма часто упоминается как атрибут Вишну или Нараяны, намекая на его лотосные стопы, лотосные глаза, лотосный пуп и лотосное горло.
Вишнудхармоттара утверждает, что лотос, выходящий из пупка Вишну, символизирует землю, а стебель представляет космическую гору Меру , ось вселенной. В руке Вишну он символизирует воду, а в руке Лакшми — богатство.
Диск Сударшана-чакра
Прекрасен на вид, имеет шесть спиц, эквивалентных шести лепесткам лотоса. Его природа – вращаться. Он представляет собой универсальный разум, волю к умножению (Вишну Пурана 1-22-68). Чакра представляет собой связующий (стхитхи) аспект Вишну.
Чакра имеет форму колеса. Колесо символизирует жизнь, постоянно обновляющуюся в цикле времени. Колесо сияния символизирует Солнце. Шесть его спиц символизируют шесть времен года, шесть циклов года. Неф, в котором расположены спицы, центр, представляет собой неизменную и неподвижную реальность. Вращение колеса создает иллюзию двойственности Майя.
Гада, булава Каумудики
Ослепляет и опьяняет ум. Булава в руках Вишну символизирует изначальное знание (адья-видья).
Булаву Каумудики часто называют женщиной, ослепляющей, уничтожающей все, что ей противостоит. Каумудики сравнивают с Кали, силой времени. Ничто не может победить время. (Кришна Упанишада-23).
Лотос
Безупречный цветок, поднимающийся из водной глубины, всегда удаленный от берега и раскрывающийся во всей своей красе, представляет собой развивающуюся вселенную, расширение творения. Он развивается из бесформенной бесконечности случайных вод. Лотос символизирует чистоту, духовное богатство, изобилие, рост и плодородие. Иногда его считают эмблемой шести трансцендентных сил (бхага: джняна, шакти, бала, айшварья, вирья и теджас), характеризующих божественность (бхагаван).
Лук и стрелы
Изображение Вишну иногда наделено луком и набором стрел. Его лук — Саранга, а сам он Саранга-пани - тот, кто владеет Сарангой. Лук нацелен на далекое и неизведанное.
Острый и пылающий меч Нандака - источник радости
Олицетворяет острый, проницательный интеллект, сущностью которого является мудрость (видья) (Вишну Пурана 1.22-74). Пылающий меч – мощное оружие, уничтожающее невежество. Ножны, которые удерживают и скрывают меч знания, — это авидья. Он представляет тьму, которая также является атрибутом божественности. Меч сияет, когда его вынимают из ножен.
Каустубха
На груди Вишну изображается блестящий драгоценный камень, которые называют Каустубха, сокровище океана. Драгоценность олицетворяет сознание, проявляющееся во всем, что сияет: например, в лучах солнца, свете луне, в Огне и символически в речи.
Вахана Вишну Гаруда
Гаруда, орел или беркут, — получеловек-полуптица огромных размеров и силы, равный по великолепию богу огня Агни. После того, как творческий процесс запущен, Вишну едет на Гаруде в своем джаграте (бодрствующем состоянии). Гаруда - тот, «чьи крылья переносят одно слово в другое со скоростью света».
Гаруда как три Веды несет Вишну Яджна-пати с Ригом (ритмом); Сама (звук); и Яджур (субстанция), все из которых являются элементами речи, а также ритуала.
Гаруда, сын мудреца Кашьяпы, считается олицетворением мужества.
«Прекрасная триада крыла — это само мужество, превращенное в птицу» (Шатапатха Брахмана: 6.7.2.6).
Змей Шеша
Шеша, изначальный змей, другое имя которого — Ананта, представляет собой неразвитую форму природы (Пракрити). Вишну спит в йога-нидре на Шеше, плавающему по воде вселенского океана, пока не пожелает следующего цикла творения.
Ананта (бесконечность) — это также имя Вишну. Некоторые исследователи считают, что Шеша (напоминание) или Ананта — это сам Вишну в его могущественном состоянии, как вселенная, впадающая в спячку перед наступлением следующего цикла эволюции.
Вишварупа: Вселенская форма бога
Немного менее известное изображение Вишну — это изображение Вишварупа, которое представляет собой высшее существо в индуистской философии вайшнавизма. Это зображение представляет его сущность, охватывающую все. Корень этого изображения указывает на то, что, несмотря на все различия, всегда существует одна универсальная форма, которая связывает все вместе в единство.
Изображение Вишварупа показывает, что Вишну имеет семь или девять голов слева и справа. Каждый из них имеет свою собственную космическую функцию или представляет собой аспект космоса. Среди изображенных богов - Шива, Брахма, Ганеша, Хануман, Индра , Агни (Бог Огня), Сурья (Бог Солнца), Чандра (Бог Луны), Марута (Бог Ветра), Кубера (Бог богатства), Варуна (Бог воды), Яма (Время) и трое сыновей Брахмы. Вишну здесь занимает центральное положение.
В то время как Шива, Брахма и Вишну образуют Тримурти, Ганеша и Хануман представляют веру и божественность. Агни или Огонь представляет жизнь, энергию и жизненную силу. Марута, бог ветра, олицетворяет пространство, а Индра олицетворяет дожди и космическое равновесие. Яма изображает бесконечную природу времени, а Варуна, бог океана, представляет воду. Кубера представляет процветание и богатство. Солнце и Луна представляют цикл рождения, смерти, распада и, наконец, растворения. Трое сыновей Брахмы представляют все человечество. Взятые вместе как одно целое, они составляют целый космос.
Образ божества в индийской традиции — это Бимба (отражение) или Пратхима (олицетворение добродетелей, славы и атрибутов, которые ассоциируются с божеством). Объясняется, что Бимба, подобная отражению далекой луны в спокойном пруду, является виртуальным образом концепции/мысленного образа своего божества, но не самим богом/божеством. Это внушение или предлог (нимитта) для божества.
Поклоняющийся осознает, что формы (мурти), звуки (мантры) и диаграммы (мандалы), используемые в поклонении, являются человеческими приближениями и неадекватным представлением Бога (пратхима свальпа буддхинаам). И все же через них он находит подход к Всевышнему.
Лидия Яхонтова
Читайте также: