Найти в Дзене
ИА Регнум

«Фига в кармане». Что стоит за словами Вучича о поддержке Украины

Президент Сербии Александр Вучич известен своей многовекторной политикой, за которую ему постоянно достаётся от Брюсселя.

   Александр Вучич Иван Шилов (с) ИА Регнум
Александр Вучич Иван Шилов (с) ИА Регнум

Сербия с 2012 года является кандидатом в члены Европейского союза, а евробюрократы привыкли относиться к таким странам, как к вассалам. В первую очередь их недовольство проявляется, когда речь заходит о тесном сотрудничестве Белграда с Москвой и Пекином. И Россия, и Китай являются геополитическими соперниками Брюсселя, но отношение ЕС к сотрудничеству Сербии с ними различное.

К примеру, подписание в минувшем году договора о свободной торговле между Сербией и Китаем вызвало лишь раздражительный комментарий еврочиновников о том, что этот договор прекратит своё действие после вступления Сербии в ЕС. А вот требования к Белграду ввести санкции в отношении России и запретить деятельность российских СМИ в Сербии звучат от ЕС чуть ли не каждую неделю. Причём звучат с весны 2014-го — просто в последние два года давление Брюсселя на Белград в этом вопросе постоянно усиливается.

При этом Совет национальной безопасности Сербии после начала СВО заявил о полной поддержке территориальной целостности Украины, однако решил не вводить санкции в отношении России, при этом обязавшись не обходить антироссийские санкции ЕС.

В таком подходе есть непротиворечивая логика.

Во-первых, от Сербии при вооружённой поддержке Запада в 1999 году отторгнута часть её территории — автономный край Косово и Метохия (КиМ). Албанцы, которые составляли относительное большинство населения в КиМ, за прошедшие 25 лет изгнали оттуда более 200 тысяч сербов, а в 2008-м в одностороннем порядке провозгласили там частично признанную «Республику Косово».

Потому Белград последовательно выступает за территориальную целостность всех государств в международно признанных границах — это касается не только самой Сербии или Украины, но и Китая.

Во-вторых, введение санкций против России было бы крайне болезненным ударом по Сербии.

И дело не только в экономике, хотя страна получает от «Газпрома» большую часть природного газа по одной из веток «Турецкого потока» и зарабатывает на его транзите в Венгрию. А компания NIS (мажоритарный пакет акций принадлежит «Газпромнефти» и «Газпрому») превратила сербские нефтеперерабатывающие заводы в одни из самых современных и прибыльных в Европе.

Не менее важен и политический момент: более 88% сербов выступают против введения антироссийских санкций даже в том случае, если это помешает вступлению Сербии в ЕС.

Потому неудивительно, что на различных международных форумах, Генеральной ассамблее ООН и т.п. делегация Сербии, как правило, голосует за различные декларации и резолюции, поддерживающие территориальную целостность Украины и осуждающие Россию за её нарушение. Однако дальше подобных голосований дело не идёт и, более того, Сербия наращивает экономическое сотрудничество с Россией. Увеличивается число авиарейсов из Белграда в российские города. Граждане РФ, которым для въезда в Сербию не нужна виза, за последние два года открыли в этой балканской стране тысячи новых фирм.

С другой стороны, Белград присоединился к программе ЕС по предоставлению временного убежища для граждан Украины, хотя их в Сербии всего несколько тысяч — ведь тут, в отличие от Чехии или Германии, им не платят денежных пособий.

При этом некоторое время назад Александр Вучич обратил внимание на весьма парадоксальную ситуацию.

Отвечая 8 февраля на вопрос немецкого журналиста о количестве россиян и российском влиянии в Сербии, Вучич отметил, что русских в Сербии немного — где-то 45-50 тысяч. По его словам, «эти русские в основном настроены против президента России Владимира Путина » .

«С другой стороны, украинцы в Сербии преимущественно русскоязычные и гораздо больше ориентированы на президента Путина» , — подчеркнул Вучич.

Вряд ли президент Сербии говорил об этом с Владимиром Зеленским на встрече, которая состоялась в среду, 28 февраля, в рамках форума «Украина — Юго-Восточная Европа» в столице Албании Тиране.

На сайте Зеленского после этой встречи появились дежурные слова благодарности «за поддержку Сербией суверенитета и территориальной целостности Украины, предоставленную гуманитарную и финансовую поддержку и приют для украинцев» , также упомянуто обсуждение «политических вызовов и вызовов безопасности в Восточной Европе» .

В свою очередь, Александр Вучич заявил, что Украина является другом Сербии, потому что Киев не признал независимость Косово.

«Украина — одна из немногих стран, которая может говорить о территориальной целостности, потому что она не попирает территориальную целостность других народов. Верю, что мы продолжим строить дружественные отношения с этой страной, которая не признала провозглашённую в одностороннем порядке независимость Косово, уважая решение Совета Безопасности ООН, а также что мы будем упорно придерживаться политики дружбы по отношению к другим странам Восточной Европы, включая Российскую Федерацию» , — написал президент Сербии в соцсетях.

Однако в живом общении с сербскими журналистами Вучич вынужден был признать, что часть граждан Сербии плохо относится к Украине. Он заявил, что не понимает причину такого отношения и не разделяет его.

«Украина никогда ничего против Сербии не сделала. Они наши славянские братья так же, как и наши славянские братья русские» , — заявил сербский лидер.

Про поставки в Хорватию украинского оружия, которое в 1995-м было использовано для изгнания сотен тысяч сербов в ходе операции «Буря», политик дипломатично промолчал.

«Мы считаем, что мы справедливая страна и что вы не услышите плохого о Сербии от украинцев, как вы не можете услышать от русских или кого-либо ещё, потому что мы ведем свою политику, и я горжусь тем, что Сербия ведет свою политику» , — подчеркнул Вучич.

При этом президент Сербии несколько раз повторил, что настоял на исключении упоминаний о санкциях против России из итоговой декларации участников саммита «Украина — Юго-Восточная Европа».

Вучич рассказал сербским журналистам, что предложения по декларации обсуждались «весь день и ночь» и по настойчивой просьбе Сербии из нее убрали пункты о введении санкций против России и российском деструктивном влиянии на Балканах.

Это действительно так, но уже первый пункт упомянутой декларации гласит: «Неспровоцированная военная агрессия России против Украины остается самой большой угрозой европейской безопасности и международному миру. Этот акт агрессии неприемлем, он является грубым нарушением международного права, включая Устав ООН, и преступлением против украинского народа» .

«Российская агрессия» упоминается в декларации ещё три раза, и отдельный её пункт полностью посвящён осуждению выборов президента России в Крыму, Севастополе и четырёх новых регионах РФ, названных в документе «временно оккупированными территориями Украины» .

Одним словом, формулировки декларации по отношению к России сложно назвать компромиссными, но и выдвигать за это претензии Вучичу абсолютно некорректно.

Особенно учитывая получение им на прошлой неделе своеобразной «чёрной метки» — в 13-й пакет антироссийских санкций ЕС впервые была включена сербская компания, консалтинговая фирма Conex Doo Beograd — Stari Grad.

Кроме того, западные «партнёры» Сербии постоянно устраивают провокации против военно-промышленного комплекса этой страны, когда поставленные в третьи страны сербские боеприпасы — с запретом перепродажи — вдруг оказываются в арсеналах ВСУ.

Сербские комментаторы считают, что Александр Вучич будет продолжать описанную выше компромиссную политику до тех пор, пока России не удастся изменить баланс сил в Европе.

Ведь на данный момент Сербия окружена членами НАТО, а в единственной формально нейтральной соседней стране, Боснии и Герцеговине (БиГ), армия находится под контролем США. При этом в БиГ размещён «миротворческий» контингент ЕС численностью более тысячи человек.

По мнению сербского журналиста и писателя Даниела Симича , стратегически выгодный для Сербии исход СВО только один. Если российская армия прорвется на границу с Приднестровьем, что приведет к политическим изменениям в Румынии, Болгарии и Греции. Одновременно Черногория должна выйти из НАТО и сербам снова позволят получить выход к морю. Такой сценарий подразумевает и более тесное сотрудничество Белграда и Москвы.

В нынешней же ситуации следует признать, что Александр Вучич действительно делает всё возможное, чтобы Сербия не присоединилась к санкциям ЕС против России. Более того, сербский лидер иногда показывает Западу своеобразную фигу в кармане, как это было 14 февраля.

Тогда во время выставки вооружений в городе Нише Вучич представил российскую систему радиоэлектронного подавления беспилотников «Репеллент», которую Сербия получила несколько месяцев назад.

Однако для противодействия давлению Брюсселя одной этой системы Белграду явно недостаточно.

Еще больше новостей на сайте