Найти в Дзене
Рашн Кантри

Поросший шиповником Холмск

Что посмотреть в городе, у залива Невельского в Татарском проливе?

Прежде всего, немного из различных открытых источников: Холмск —незамерзающий морской порт на острове Сахалин и крупный транспортный узел. Связан с большой землёй морской грузопассажирской переправой «Холмск - Ванино». Центр морского рыболовства и судоремонта.

Изначально на территории нынешнего Холмска жили айны, назвав своё поселение Маука. И только в 1870 году здесь был основан русский военный пост Маука. Именно в айнско-русском словаре М. М. Добротворского, мау означает «шиповник», а ка — «холм», «вершина». То есть, «Маука» — «холмы, поросшие шиповником».

После поражения Российской империи в Русско-японской войне 1904—1905 гг. и подписания Портсмутского мирного договора, Японская империя получила Южный Сахалин (часть острова к югу от 50-й параллели), назвав его губернаторством Карафуто. И Маука вошёл в состав Японии как город Маока, (название обозначает селение на холмах).

Японцы занимались в незамерзающей бухте рыбным промыслом, строили морской порт, дороги, в том числе железнодорожные пути, протянули телеграфные и телефонные линии до нынешнего Южно-Сахалинска. К 1930-м годам Маока претерпел трансформацию из племенного поселения местных жителей в современный город с перспективным развитием и промышленными возможностями.

В 1945 году, после победы СССР и его союзников во Второй мировой войне, город (как и весь остров Сахалин) вошёл в состав СССР, где был переименован в Холмск. Несмотря на смену власти, город продолжал функционировать с множеством культурных и промышленных предприятий. Некоторые из них были модернизированы в соответствии с современными стандартами, в то время как другие оставались без изменений. Нам посчастливилось увидеть старые японские постройки, но они уже даже и не памятники архитектуры, а просто увядающие заброшенные груды "чего-то, что было когда-то".

Итак, переносимся в наши дни и наше путешествие. Добраться до Холмска из Южно-Сахалинска можно на автомобиле, такси и автобусе. Железнодорожного сообщения Южно-Сахалинск - Холмск нет. Мы выбрали автобус, регулярно курсирующий от вокзала Южно-Сахалинска до автостанции Холмска. Маршрут №516. В пути 1 час 44 минуты. Стоимость билета на одного взрослого 446 рублей (2023 год). Посмотреть расписание и купить билеты можно как в кассах вокзала, так и на сайте www.rfbus.ru

По дороге из Южно-Сахалинска в Холмск (трасса А-392. Сама автодорога была построена ещё японцами в начале XX века)
По дороге из Южно-Сахалинска в Холмск (трасса А-392. Сама автодорога была построена ещё японцами в начале XX века)

Приехали. В городе недавно прошёл дождь. Тепло. Знакомство с городом начали с восхождения на эти самые поросшие холмы.

Вид площади у автовокзала
Вид площади у автовокзала
Вид площади у автовокзала
Вид площади у автовокзала
Граффити у остановки Сбербанк
Граффити у остановки Сбербанк

Перешли по пешеходному переходу улицу Советскую (ост. Сбербанк) и двинули к виадуку.

Почти поверили, что Тото Кутуньо будет выступать в местом ДК
Почти поверили, что Тото Кутуньо будет выступать в местом ДК
Церковный шрифт, лигатура и хлеб. Всё прекрасно в этом фото
Церковный шрифт, лигатура и хлеб. Всё прекрасно в этом фото
Приближаемся к виадуку
Приближаемся к виадуку
Ещё раз осматриваем начало пройденного пути через дыру в стене виадука
Ещё раз осматриваем начало пройденного пути через дыру в стене виадука
И двигаемся дальше
И двигаемся дальше

Поднялись до Сахалинского морского пароходства, по крутому повороту Капитанской улицы.

Памятный знак в сквере Сахалинского морского пароходства, посвящённый экипажу парохода «Баскунчак»
Памятный знак в сквере Сахалинского морского пароходства, посвящённый экипажу парохода «Баскунчак»

Справочно о пароходе «Баскунчак»: В феврале 1955 года Холмск крайне нуждался в угле. Чтобы решить эту проблему, пароход «Баскунчак» был направлен в Красногорск, где судно загрузилось твёрдым топливом и направилось домой. На борту, помимо 44 членов экипажа, находились пять пассажиров – их жены и дети. На подходе к Холмску моряки столкнулись с непогодой. Судно затонуло. В живых не осталось никого. Знак установлен местной общественной организацией ветеранов при поддержке Сахалинского морского пароходства.

Остановились. Обернулись. Ну какова красота!
Остановились. Обернулись. Ну какова красота!

Выдохнула, пошла дальше.

На Капитанской улице стоит маяк. Информацию про него не нашла. Кто в курсе, что за маяк - пишите в комментариях
На Капитанской улице стоит маяк. Информацию про него не нашла. Кто в курсе, что за маяк - пишите в комментариях

Побродили по улице Флотской. А затем отправились в сторону Дома культуры, что на Морской улице.

Братская могила советских воинов, павших в августе 1945 года в боях при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов
Братская могила советских воинов, павших в августе 1945 года в боях при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов

Справочно о памятнике: В братской могиле захоронены 46 солдат и офицеров 113 отдельной стрелковой бригады, погибших в ходе десантной операции по взятию г.Маока 20-23 августа 1945 г.

Операция началась утром 20 августа 1945 г. В условиях густого тумана, сторожевые катера высадили на причалы роту автоматчиков. Обнаружив высадку, японцы открыли огонь, и оказали сильное организованное сопротивление. Туман ограничивал видимость, но советские корабли десанта и артиллерийского прикрытия действовали согласованно и решительно. И уже через 40 минут после начала высадки все причалы порта были очищены от японцев. После окончания боёв на братской могиле поставлен памятник, возведенный бойцами 113-ой отдельной стрелковой бригады. Первоначально памятник был деревянный, облицован бетоном. Впоследствии памятник украшался дополнительными архитектурными деталями, характерными для стиля 1940-1950-х г., а также литыми барельефами с изображением сцен сражений и воинской атрибутики. Реконструкция была завершена в 1954 г. В 1970 г. над братской могилой работниками Сахалинского морского пароходства был воздвигнут мемориал, созданный по проекту архитектора Ю. А. Регентова и художника Б. А. Алексеева. Авторами была использована идея трёх пилонов – штыков, соединённых кольцом, символизирующая связь трёх поколений – дедов, отцов и сынов. На кольце высечен текст: «Вечная слава героям, павшим в боях за освобождение города Холмска 23.08.1945 г.», а также фамилии павших воинов.

Историко-культурный центр Холмска
Историко-культурный центр Холмска

В музей попасть в тот день не удалось. Кассир, видимо, вышел надолго.

-16

Памятник Юнгам огненных рейсов открыли в 2015 году и посвятили морякам пароходов «Кола», «Белоруссия», «Павел Виноградов», «Обь» и «Трансбалт», погибшим в водах Охотского и Японского морей в годы Великой Отечественной войны. Рядом на мемориальной доске названия судов и фамилии 22 юнг.

-17

Вдоль улицы Победы прошли мимо одного из немногочисленных в городе муралов.

-18

На площади имени Ленина нас встретил Владимир Ильич в чёрном.

-19

В торговом центре на площади Ленина пообедали в «Сити Пицца». Еда относительно сносная. Вообще в Холмске, как нам показалось, не очень развито общественное питание. Хочется верить, что мы просто не там ходили)

После обеда вернулись на Приморский бульвар.

Ничего необычного. Просто женщина и просто рыбачит
Ничего необычного. Просто женщина и просто рыбачит
-21
-22
Вид с Приморского бульвара.
Вид с Приморского бульвара.
Яркие лавочки на фоне хмурой приморской погоды.
Яркие лавочки на фоне хмурой приморской погоды.
-25
Памятник пожарному на Приморском бульваре.
Памятник пожарному на Приморском бульваре.
-27

Оставался час до следующего путешествия и мы отправились по Советской до автовокзала, мимо красивых, но уже давно уставших от морского климата домов. Архитектура потрясающая. Ниже делюсь несколькими фото. Вообще, если говорить с точки зрения эстетики - Холмск не для нежных любителей смузи и ровных тротуаров. Мы же пришли к выводу, что красота в глазах смотрящего. И Холмск однозначно впечатлил своим суровым, но добрым приветствием.

-28
-29
-30
-31
-32
Морской пункт пропуска, на территории которого расположились два магазина с морепродуктами.
Морской пункт пропуска, на территории которого расположились два магазина с морепродуктами.
За продуктами по ковровой дорожке.
За продуктами по ковровой дорожке.

Справочно о памятнике: Всё началось с высадки на западном берегу Сахалина десяти человек – они приплыли на шхуне «Восток». Поручик В. Фирсов и солдаты четвёртого Восточно-Сибирского линейного батальона основали военный пост чуть севернее айнского селения Маука – крупнейшего в этих местах. С 1884 года оно относилось к Корсаковскому округу, в состав которого входило вплоть до русско-японской войны. В 1946 годом Мауку переименовали в Холмск. Памятник установлен на двухуровневом бетонном основании. На стене сзади – карта «Маука – Холмск» и герб города. По бокам размещены старинная фотография айнских поселенцев и картина, изображающая русских мореплавателей.

-36

На этом встреча с Холмском завершилась и я отправилась вдоль утопающей в зелени береговой линии в город Невельск, на автобусе № 125.

* Уже в автобусе, мы проехали мимо руин бумажной фабрики принадлежавшей в период Карафуто сахалинскому филиалу акционерного бумагоделательного общества «Одзи». Фото сделать не успели. Ниже делюсь фото из открытых источников в интернете было/стало.