Что посмотреть в городе, у залива Невельского в Татарском проливе?
Прежде всего, немного из различных открытых источников: Холмск —незамерзающий морской порт на острове Сахалин и крупный транспортный узел. Связан с большой землёй морской грузопассажирской переправой «Холмск - Ванино». Центр морского рыболовства и судоремонта.
Изначально на территории нынешнего Холмска жили айны, назвав своё поселение Маука. И только в 1870 году здесь был основан русский военный пост Маука. Именно в айнско-русском словаре М. М. Добротворского, мау означает «шиповник», а ка — «холм», «вершина». То есть, «Маука» — «холмы, поросшие шиповником».
После поражения Российской империи в Русско-японской войне 1904—1905 гг. и подписания Портсмутского мирного договора, Японская империя получила Южный Сахалин (часть острова к югу от 50-й параллели), назвав его губернаторством Карафуто. И Маука вошёл в состав Японии как город Маока, (название обозначает селение на холмах).
Японцы занимались в незамерзающей бухте рыбным промыслом, строили морской порт, дороги, в том числе железнодорожные пути, протянули телеграфные и телефонные линии до нынешнего Южно-Сахалинска. К 1930-м годам Маока претерпел трансформацию из племенного поселения местных жителей в современный город с перспективным развитием и промышленными возможностями.
В 1945 году, после победы СССР и его союзников во Второй мировой войне, город (как и весь остров Сахалин) вошёл в состав СССР, где был переименован в Холмск. Несмотря на смену власти, город продолжал функционировать с множеством культурных и промышленных предприятий. Некоторые из них были модернизированы в соответствии с современными стандартами, в то время как другие оставались без изменений. Нам посчастливилось увидеть старые японские постройки, но они уже даже и не памятники архитектуры, а просто увядающие заброшенные груды "чего-то, что было когда-то".
Итак, переносимся в наши дни и наше путешествие. Добраться до Холмска из Южно-Сахалинска можно на автомобиле, такси и автобусе. Железнодорожного сообщения Южно-Сахалинск - Холмск нет. Мы выбрали автобус, регулярно курсирующий от вокзала Южно-Сахалинска до автостанции Холмска. Маршрут №516. В пути 1 час 44 минуты. Стоимость билета на одного взрослого 446 рублей (2023 год). Посмотреть расписание и купить билеты можно как в кассах вокзала, так и на сайте www.rfbus.ru
Приехали. В городе недавно прошёл дождь. Тепло. Знакомство с городом начали с восхождения на эти самые поросшие холмы.
Перешли по пешеходному переходу улицу Советскую (ост. Сбербанк) и двинули к виадуку.
Поднялись до Сахалинского морского пароходства, по крутому повороту Капитанской улицы.
Справочно о пароходе «Баскунчак»: В феврале 1955 года Холмск крайне нуждался в угле. Чтобы решить эту проблему, пароход «Баскунчак» был направлен в Красногорск, где судно загрузилось твёрдым топливом и направилось домой. На борту, помимо 44 членов экипажа, находились пять пассажиров – их жены и дети. На подходе к Холмску моряки столкнулись с непогодой. Судно затонуло. В живых не осталось никого. Знак установлен местной общественной организацией ветеранов при поддержке Сахалинского морского пароходства.
Выдохнула, пошла дальше.
Побродили по улице Флотской. А затем отправились в сторону Дома культуры, что на Морской улице.
Справочно о памятнике: В братской могиле захоронены 46 солдат и офицеров 113 отдельной стрелковой бригады, погибших в ходе десантной операции по взятию г.Маока 20-23 августа 1945 г.
Операция началась утром 20 августа 1945 г. В условиях густого тумана, сторожевые катера высадили на причалы роту автоматчиков. Обнаружив высадку, японцы открыли огонь, и оказали сильное организованное сопротивление. Туман ограничивал видимость, но советские корабли десанта и артиллерийского прикрытия действовали согласованно и решительно. И уже через 40 минут после начала высадки все причалы порта были очищены от японцев. После окончания боёв на братской могиле поставлен памятник, возведенный бойцами 113-ой отдельной стрелковой бригады. Первоначально памятник был деревянный, облицован бетоном. Впоследствии памятник украшался дополнительными архитектурными деталями, характерными для стиля 1940-1950-х г., а также литыми барельефами с изображением сцен сражений и воинской атрибутики. Реконструкция была завершена в 1954 г. В 1970 г. над братской могилой работниками Сахалинского морского пароходства был воздвигнут мемориал, созданный по проекту архитектора Ю. А. Регентова и художника Б. А. Алексеева. Авторами была использована идея трёх пилонов – штыков, соединённых кольцом, символизирующая связь трёх поколений – дедов, отцов и сынов. На кольце высечен текст: «Вечная слава героям, павшим в боях за освобождение города Холмска 23.08.1945 г.», а также фамилии павших воинов.
В музей попасть в тот день не удалось. Кассир, видимо, вышел надолго.
Памятник Юнгам огненных рейсов открыли в 2015 году и посвятили морякам пароходов «Кола», «Белоруссия», «Павел Виноградов», «Обь» и «Трансбалт», погибшим в водах Охотского и Японского морей в годы Великой Отечественной войны. Рядом на мемориальной доске названия судов и фамилии 22 юнг.
Вдоль улицы Победы прошли мимо одного из немногочисленных в городе муралов.
На площади имени Ленина нас встретил Владимир Ильич в чёрном.
В торговом центре на площади Ленина пообедали в «Сити Пицца». Еда относительно сносная. Вообще в Холмске, как нам показалось, не очень развито общественное питание. Хочется верить, что мы просто не там ходили)
После обеда вернулись на Приморский бульвар.
Оставался час до следующего путешествия и мы отправились по Советской до автовокзала, мимо красивых, но уже давно уставших от морского климата домов. Архитектура потрясающая. Ниже делюсь несколькими фото. Вообще, если говорить с точки зрения эстетики - Холмск не для нежных любителей смузи и ровных тротуаров. Мы же пришли к выводу, что красота в глазах смотрящего. И Холмск однозначно впечатлил своим суровым, но добрым приветствием.
Справочно о памятнике: Всё началось с высадки на западном берегу Сахалина десяти человек – они приплыли на шхуне «Восток». Поручик В. Фирсов и солдаты четвёртого Восточно-Сибирского линейного батальона основали военный пост чуть севернее айнского селения Маука – крупнейшего в этих местах. С 1884 года оно относилось к Корсаковскому округу, в состав которого входило вплоть до русско-японской войны. В 1946 годом Мауку переименовали в Холмск. Памятник установлен на двухуровневом бетонном основании. На стене сзади – карта «Маука – Холмск» и герб города. По бокам размещены старинная фотография айнских поселенцев и картина, изображающая русских мореплавателей.
На этом встреча с Холмском завершилась и я отправилась вдоль утопающей в зелени береговой линии в город Невельск, на автобусе № 125.
* Уже в автобусе, мы проехали мимо руин бумажной фабрики принадлежавшей в период Карафуто сахалинскому филиалу акционерного бумагоделательного общества «Одзи». Фото сделать не успели. Ниже делюсь фото из открытых источников в интернете было/стало.