Страны Балтии, Грузия и Молдавия демонстративно рвали связи с Россией, надеясь на Европу. Но никому в ЕС они оказались не нужны, заявил журналист из Швейцарии Александр Песке.
После распада СССР отдельные страны постсоветского пространства взяли курс на Запад. В первых рядах «новых европейцев» оказались прибалты, вступившие в Евросоюз и НАТО. Но Западная Европа так и не увидела в бывшем восточном блоке своих. По словам Песке, для среднестатистического немца, француза, испанца или швейцарца восточная часть сообщества — «чёрное пятно», а отличить Словению от Словакии и даже Польшу от Венгрии такие люди зачастую не в силах.
«Обратите внимание, как ведут себя наши братья и сёстры по Советскому Союзу. Сколько рассказывали в Грузии: "Мы будем продавать наше вино не русским, а в Европу". Но ни один европеец не станет добровольно пить грузинское или молдавское вино! Ни один француз не станет пить итальянское вино, ни один испанец не станет пить французское вино. Даже так! А купить грузинское или молдавское вино — это вообще не помещается в голову среднего европейца», — сказал Песке.
Ставка грузинских производителей на европейский рынок против российского не оправдалась. Если в отдельных заведениях Западной Европы и можно найти вина из Грузии, то это совсем не означает, что их кто-то заказывает. Не лучше обстоят дела у Латвии, Литвы и Эстонии, мечтавших о европейских туристах вместо россиян. Песке утверждает, что Прибалтика привлекает только часть молодых жителей ЕС, ищущих дешёвые удовольствия.
«Прибалты говорят: "Нам русских не надо — к нам сейчас немцы приедут". Да ни одному немцу в голову не придёт приехать и мёрзнуть на пляже в Паланге или Пярну! Но прилететь за 30 евро туда и обратно, напиться дешёвого пива в Риге и покуролесить — к этому у части молодёжи есть интерес, чисто финансовый. Но вы думаете, что кто-то из европейцев, из немцев пойдёт в музей где-то в Прибалтике смотреть жизнь и быт местных племён? Это глупости», — заявил Песке на YouTube-канале «Эмпатия Манучи».
Благополучие Балтии в советскую эпоху было основано на доступе к рынку остального СССР, но Рига, Вильнюс и Таллин поняли это слишком поздно. Недальновидная внешняя политика создала проблемы и Молдавии, самой бедной стране Европы после Украины. В Тбилиси частично реабилитировали отношения с Москвой, когда осознали ошибки предыдущих правительств.