Владимир Путин в режиме видеотрансляции во время VI съезда железнодорожников дал старт движению первого поезда по железнодорожному мосту через реку Тулома.
15 декабря 2023 года президент России Владимир Путин в режиме видеотрансляции во время VI съезда железнодорожников дал старт движению первого поезда по железнодорожному мосту через реку Тулома, ключевому объекту, обеспечивающему доставку угля в Морской торговый порт «Лавна» на западном берегу Кольского залива. Это самое крупное инженерное сооружение на железнодорожной линии Выходной-Лавна общей длиной 1313 метров, которое состоит из восьми пролетных строений и двух береговых эстакад.
В мероприятии принял участие губернатор Мурманской области Андрей Чибис, выразивший благодарность президенту РФ за поддержку в реализации этого масштабного проекта.
«Мурманский транспортный узел — один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать. На всем маршруте — от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса — будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение по широкой колее стандарта „1520“. Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займет около пятнадцати суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза», — отметил Владимир Путин.
ЧАСТЬ 1
Потребление угля растет
Уголь — это не только ископаемое бытовое и энергетическое топливо, но и сырье для металлургической и химической промышленности. Несмотря на переход к «зеленой энергетике», потребление угля в мире растет. Сегодня 1/3 электроэнергии в мире вырабатывается на тепловых электростанциях, использующих уголь.
На пять стран — США, Россию, Китай, Австралию и Индию приходится 73% мировых запасов угля и лишь 27% на все остальные страны. Доля России составляет 17,61% мировых запасов угля — это второе место в мире после США, и было бы удивительно, если бы наша страна не экспортировала данное энергетическое сырье.
Среди морских портов, которые отправляли уголь на экспорт, особое место занимает Мурманский морской торговый порт, имеющий прямой выход в Атлантический океан и на трассы Севморпути. Он ежегодно пропускает для иностранных потребителей около 17 миллионов тонн угля. Отсюда на экспорт уходит уголь компании СУЭК, которая добывает 115 миллионов тонн угля в год. Его экспортерами являются КНР, Индия, Турция, Южная Корея.
С первого квартала 2024 года потоки грузов, уходящих из Кольского залива, как информирует «Инфотек», увеличатся за счет вводимого в строй Морского торгового порта «Лавна», который построен Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Через этот порт на экспорт пойдет уголь Холдинговой компании «Сибирский деловой союз». Уже заключены четыре договора, обеспечивающие плановую загрузку до 2043 года на условиях «бери или плати» («take-or-pay»), сообщает kommersant.ru.
В 2024 году планируется выйти на объемы 6 миллионов тонн, а в 2025 — на плановую мощность 18 миллионов тонн. Ключевыми покупателями угля станут Китай, Индия, Пакистан и страны Юго-Восточной Азии.
ЧАСТЬ 2
Долгострой длиною в четверть века
Порт «Лавна», как и развитие Мурманского транспортного узла с отгрузочным терминалом угля, строительство необходимых терминалов (нефтеналивного, контейнерного и для отгрузки удобрений) на слуху почти четверть века. Но сроки ввода в строй все время переносились. Причина в том, что необходимо было достроить железнодорожные пути и мост через реку Тулома.
Роль и значение порта в Кольском заливе для прямого выхода в Северный Ледовитый и Атлантический океаны в нашей стране поняли давно. Но наиболее активно строительство порта было начато с началом Первой мировой войны. Первые строительные работы в порту Романов-на-Мурмане были начаты в конце июня 1915 года, а уже первого сентября того же года к временной пристани пришвартовался пароход «Дрот» с грузом из Нью-Йорка. Зимой 1916 года начались широкомасштабные работы по увеличению пропускной способности порта. Менее двух лет понадобилось на строительство тысячекилометровой железной дороги, которое осуществлялось фактически вручную. Непосредственно строительство началось в начале июня 1915 года. Длина Мурманской железной дороги — 1050 км (а вместе с Олонецкой — 1440 км). Это была самая северная железная дорога в мире.
Пойти на это строительство Николая II вынудила Первая Мировая война, во время которой выход из портов Черного моря оказался заблокирован Турцией через пролив Босфор, а морские пути из Балтийского моря были перерезаны германским флотом. Сегодня для России аналогичную ситуацию пытаются создать страны НАТО.
Великая Отечественная война подтвердила дальновидность царского правительства, построившего порт в Кольском заливе и железную дорогу к нему. Именно через Мурманск шли грузы по ленд-лизу для СССР. За весь военный период порт переработал в общей сложности 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также свыше 800 тысяч тонн народных и военных грузов, обслужив тысячи судов.
Сегодняшнее развитие событий в мире настоятельно требует дальнейшего развития Мурманского транспортного узла. И события последних лет показывают, что в этом направлении произошли серьезные подвижки.
В целом, Генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла предполагалось, что в 2015 году на Восточном берегу будут построены и модернизированы перегрузочные комплексы по перевалке генеральных грузов, угля, глинозема, апатитов, минеральных удобрений и наливных грузов с общим грузооборотом около 60 млн. тонн, а на Западном берегу планировалось возведение перегрузочных комплексов по перевалке генеральных грузов, угля, контейнеров и наливных грузов с общим грузооборотом около 43 млн. тонн. Но реализация этих планов затянулась.
9 марта 2016 года в Мурманске на встрече с журналистами перед началом заседания Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики заместитель министра транспорта Р Ф Виктор Олерский сообщил, что строительство Мурманского транспортного узла будет завершено в конце 2018 года, а губернатор Мурманской области Марина Ковтун подчеркнула, что строительство объектов МТУ и железнодорожного участка идет в соответствии с графиком. Реальность же была несколько иной.
ЧАСТЬ 3
Разговоров было много, дел мало
Онеобходимости развития Мурманского порта речь шла еще в апреле 2000 года во время проведения президентом Владимиром Путиным совещания на борту атомного ледокола «Россия».
В Арктике, подчеркнул тогда Владимир Путин, альтернатив морским технологиям нет. Это главное средство реализации целого комплекса приоритетов общегосударственного значения.
Среди интересных и значимых проектов, которые могли быть реализованы в Кольском заливе, президент «Лукойла» Вагит Алекперов тогда озвучил проект строительства крупнейшего перевалочного комплекса в Мурманске и нефтеперерабатывающего завода производительностью более трех миллионов тонн нефтепродуктов.
В 2003 году Мурманский транспортный узел мог получить мощный толчок. 9 и 10 января этого года на борту атомного ледокола «Ямал» во время проведения премьер-министром Михаилом Касьяновым совещания, посвященного освоению Арктики, были озвучены цифры объемов перевалки грузов через порт Мурманск в 2015 году, которые должны были составить 80−100 миллионов тонн, из них 80 процентов — углеводородное сырье. К сожалению, Михаил Касьянов заблокировал этот проект, хотя и отметил, что имеющиеся возможности для развития Мурманского транспортного узла, который является ключевым портом транспортных коммуникаций на западном направлении, используются нами не в полной мере.
20 мая 2005 года в Мурманске состоялось очередное совещание по проблемам развития Мурманского транспортного узла, в котором приняли участие руководители транспортных предприятий, руководство компаний-грузоотправителей. Но узким местом для дальнейшего развития Мурманского транспортного узла оставались пропускные возможности железной дороги.
В тот период начальником Октябрьской железной дороги ООО «Российские железные дороги» был Виктор Степов, который отметил, что руководство «РЖД» готово к вложению средств, но при условии, что они получат письменные гарантийные обязательства по заявленным объемам грузоперевозок. Но таких обязательств не поступало.
2 сентября 2005 года уже министр транспорта Игорь Левитин вместе с руководителями федеральных агентств, курирующих морской, речной, железнодорожный, автодорожный, воздушный транспорт, генеральных директоров практически всех морских портов России, судоходных и нефтедобывающих компаний, провел совещание по развитию Мурманского транспортного узла в преддверии визита председателя правительства России Михаила Фрадкова, который состоялся в период с 10 по 11 октября 2005 года.
Во время проведения совещания Игорь Левитин назвал Мурманский порт ключевым на всем Северо-Западе России, ее северными морскими воротами, который, как и порт Находка, не связаны с прохождением российскими судами проливов. Уже тогда он обратил внимание на факты принятия Турцией и странами ЕЭС односторонних мер, усложняющих прохождение российских, особенно нефтеналивных судов, через Босфор и Балтийские проливы.
«Все это направлено на сдерживание роста и развития российских портов, попытка переориентировать отечественных грузоотправителей на порты Балтии и Украины. В этих условиях Мурманский порт становится особо значимым с точки зрения обеспечения экономической безопасности России, ее стратегических интересов, сохранения транзитного потенциала», — сказал министр транспорта.
Он также подчеркнул заинтересованность стран АТР в транзитном потенциале Мурманского транспортного узла для контейнерных перевозок. Китай выразил готовность ежегодно переваливать через территорию России не менее 4 миллионов контейнеров.
На том совещании говорилось о придании Мурманскому порту статуса особой экономической зоны. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин предложил объединить финансовые усилия государства, региона и частных инвесторов в решении столь масштабной задачи.
Михаил Фрадков во время своего визита в Мурманск с 10 по 11 октября 2005 года поставил Министерству экономического развития и торговли задачу заняться разработкой комплексной программы развития ММТУ. Это глобальная задача, подчеркнул он. Здесь мы размещаем свои производительные силы, имеем возможности для развития транзитных перевозок. Но, как часто бывает в России, все осталось лишь на бумаге.
Особые надежды жители Мурманской области возлагали на проведение президентом России Владимиром Путиным в Мурманске заседания Президиума Госсовета 3 мая 2007 года.
“
Мы собрались для того, чтобы поговорить о будущем. Это принципиально важно. Важно потому, что Россия и СССР вложили огромные ресурсы в освоение этих территорий. Мы должны по-хозяйски этим распорядиться, выработать такую политику, которая позволила бы России эффективно использовать все, что есть на этих пространствах
— сказал тогда Владимир Путин
На заседании шла речь о развитии северных морских портов, через которые можно было бы направить более мощные грузопотоки.
Президент России потребовал от правительства незамедлительно принять комплекс мер по развитию портов, разработав программу конкретных действий для каждого из них, а Морской коллегии поручил координацию действий по развитию морских портов, разрешив внести изменения в федеральную целевую программу модернизации транспортной системы России, отдав приоритет тем портам, которые входят в систему транспортных коридоров.
Владимир Путин отметил, что необходимо развивать железнодорожные и автодорожные структуры на ближних и дальних подходах к портам, создавая условия для доставки грузов в срок и без ущерба для их качества.
Решения были правильными, но в отношении Мурманского порта подвижки шли крайне медленно.
На том заседании министр транспорта Игорь Левитин заверил президента в том, что к 2015 году современные перегрузочные комплексы с терминалами для судов дедвейтом 70 тысяч тонн будут созданы в Мурманском, Калининградском портах, в Усть-Луге, Восточном и на Тамани.
Подводя итоги заседания Президиума Государственного Совета России и Морской коллегии при Правительстве России, Владимир Путин очень правильно отметил, что об обсуждаемых проблемах в последние годы говорилось очень много, но мало что делалось.
Владимир Путин сделал акцент на том, что в Мурманске имеются идеальные условия для создания крупного транспортного узла, и на реализацию этого проекта необходимо выделить соответствующие финансовые ресурсы и административные силы.
- 24 апреля 2008 года в Мурманске при поддержке Минтранса России и Правительства Мурманской области состоялась конференция «Развитие транспортной инфраструктуры в регионе Совета Баренцева-Евроарктического региона». Особое внимание было уделено перспективе создания Мурманской Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), что позволило бы привлечь отечественные и иностранные инвестиции для строительства и модернизации портовой инфраструктуры, стимулировать развитие портового хозяйства, портовых услуг.
- 4−5 июня 2008 года в Мурманске состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике». Организаторами конференции выступили Морская коллегия при Правительстве Р Ф, Российская Академия наук, институт экономических проблем КНЦ РАН.
- С 2011 года в Мурманске регулярно проходили международные конференции «Логистика в Арктике» с участием не только российских, но и зарубежных специалистов. Задачи по совершенствованию транспортной системы России в Арктике, которые обсуждались на этих конференциях, были до боли знакомы.
В мире уже существуют общепринятые критерии и параметры оценки конкурентоспособности морского транспорта. К ним относятся наличие у государства портов с высокой пропускной способностью и мощного транспортного флота, а также эффективная работа вспомогательных структур, занятых в логистике, экспедировании, таможенном обслуживании смежных видов транспорта.
Известная мудрость гласит: «Сколько ни говори слово „халва“, во рту слаще не станет». Почти два десятилетия велись всевозможные разговоры, но порт и подъездные пути так и не были построены.
ЧАСТЬ 4
Такими были планы
Единственный незамерзающий, глубоководный порт, способный принимать суда дедвейтом до 300 тысяч тонн — Мурманский порт, который, кроме того, имеет прямой выход в Атлантический океан и на трассы Северного морского пути.
«Роснефть» заявляла, что она станет контролирующим акционером Мурманского транспортного узла (МТУ) с намерением строительства первой базы шельфовых проектов компании, но у её руководства руки так и не дошли до решения существующих проблем.
«Роснефть», которая в конце 2015 года начала выкуп 100% ЗАО «НТ „Лавна“» у «Синтез Петролеум», отказалась от идеи строительства нефтеперевалочного терминала на западном берегу Кольского залива.
Проект развития Мурманского транспортного узла был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010−2015 годы)». В соответствии с документом, проект предполагал строительство нескольких терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов, контейнерного терминала, строительство складской и дистрибуционной зон, создание логистического центра. Развитие железнодорожной инфраструктуры предполагало также строительство железнодорожной ветки Выходной-Лавна, десяти железнодорожных станций и парков, реконструкцию путевого развития четырех станций, развитие автодорожной инфраструктуры Мурманска.
Проект содержал и создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба — центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север-Юг».
Общий объем федерального финансирования проекта в 2011—2015 годах планировался на уровне 56,58 млрд рублей. Но разработать проект — не значит реализовать его на практике. Да и один из главных акционеров МТУ — Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) не проявляла особого интереса к развитию Мурманского порта. Главное внимание руководство этой компании уделяло портам Ванино и Тамани.
При обсуждении потенциала Мурманского транспортного узла участники проекта (СУЭК, «РЖД», «Роснефть», Мурманская область) не смогли представить консолидированную позицию по грузообороту проекта, а вкладывать средства в развитие порта, не зная, какой будет грузовая база, ни одна компания не решилась.
В апреле 2015 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая должна была заменить «Кузбассразрезуголь» в этом проекте, решила отложить вхождение в него.
ЧАСТЬ 5
Дело сдвинулось с мертвой точки
В условиях новой геополитической реальности развитие транспортно-логистического потенциала российской Арктики приобрело стратегическое значение для всей России. В развитии Севморпути, его береговой инфраструктуры, в освоении арктического шельфа и приарктических месторождений континентальной части заинтересованы все регионы России.
16 февраля 2022 года в порту «Лавна» под председательством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса прошло заседание координационного совета по реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».
В феврале президент России Владимир Путин на встрече с главой «РЖД» Олегом Белозеровым поставил задачу запустить рабочее движение в Мурманском транспортном узле в порт «Лавна» к декабрю 2023 года.
Запуск в работу самого терминала в 2024 году позволит открыть новые рынки экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, даст возможность переориентировать грузовую базу российских экспортеров из портов Прибалтики на отечественные портовые мощности.
В марте 2023 года «Лавна» была включена в число резидентов территории опережающего развития «Столица Арктики». Конечная цель проекта — создание круглогодичного глубоководного морского хаба — центра по переработке грузов, отправляемых на экспорт морским транспортом.
Для выполнения задачи, поставленной президентом России, предстояло выполнить приличный объем работ: завершить строительство 49-километрового железнодорожного полотна, 7 сооружений, в том числе мост через реку Тулома. В активной фазе строительных работ предстояло задействовать 2,5 тысяч человек и 500 единиц техники.
Стоимость железнодорожной инфраструктуры в порту «Лавна», по словам генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова, составляла 36 миллиардов рублей. На момент проведения совещания было выполнено 55% работ. В сложном положении оказалась и портовая инфраструктура, которая по словам генерального директора ГТЛК Евгения Дитриха, была построена на 57%.
Предстояло улучшить свои показатели и холдингу «Российские железные дороги». Если в 2022 году было перевезено 20 миллионов тонн грузов, то в 2024 году эти показатели удвоятся.
В декабре 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 37,7 миллиарда рублей в 2022—2024 годах на строительство железнодорожного участка протяженностью 49,7 километра от станции Выходной до станции Лавна, включая мост через реку Тулома.
На самой площадке терминала была выполнена вертикальная планировка, завершено строительство временных зданий и сооружений, введена в эксплуатацию подстанция «Лавна». Велись работы на морском грузовом фронте, складской зоне, производилось дноуглубление. На объекте были задействованы 1300 человек и 226 единиц строительной техники.
Удивительно, но менее чем за год удалось выполнить огромный объем работ и запустить железнодорожный маршрут к порту «Лавна».
“
В декабре железная дорога откроет рабочее движение, мы примем первый состав с углем и начнем заполнять угольные площадки. В режиме пусконаладки запустим вагоноопрокидыватель под нагрузкой и первую технологическую цепочку
— заявил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих
перед церемонией пуска в строй участка Выходной-Лавна
По словам Дитриха, оператор порта сейчас формируется, ГТЛК занимается этим вопросом вместе с грузоотправителями. Будущий оператор будет управлять коммерческой и эксплуатационной деятельностью порта, а также отвечать за логистику на всем транспортном плече, включая доставку железнодорожным транспортом до порта и морским транспортом до конечных потребителей.
Благодаря Владимиру Путину, к которому неоднократно обращался губернатор Мурманской области Андрей Чибис, удалось активизировать вялотекущий процесс строительства порта «Лавна», транспортной составляющей и моста через реку Тулома. Порт «Лавна» мощностью 18 миллионов тонн станет важной составной частью мощного логистического хаба.
Андрей Чибис назвал этот проект знаковым для развития Арктики и Северного морского пути. «Мурманский транспортный узел позволит нарастить грузооборот через порт Мурманск до 110 миллионов тонн к 2027 году», — сказал губернатор.
Поразили темпы, с которыми велись работы на завершающем этапе строительства. Ведь еще в декабре 2022 года, по словам генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова, его готовность составляла только 55%. Строители ФКУ «Ространсмодернизация» проложили 49,7 километров путей, возвели 137 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов и путепроводов.
Реализация проекта Мурманского транспортного узла существенно увеличит объем грузоперевозок. Полностью порт «Лавна» будет сдан в конце 2024 года.
ЧАСТЬ 6
Перспективы впечатляют
Перспективы развития Мурманского транспортного узла связаны не только с углем. 22 декабря на ВДНХ в рамках Дня Мурманской области выставку-форум «Россия» посетили министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и губернатор Мурманской области Андрей Чибис, которые подписали там соглашения о развитии транспортно-логистических объектов.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики заключила соглашение с ООО «Западный транспортно-логистический узел» (дочерней компанией ООО «Международная контейнерная логистика», совместного предприятия «Русатом Карго» и DP World) о реализации инвестиционного проекта по строительству морского контейнерного терминала, предназначенного для транзитной перевалки контейнеров, доставляемых судами-контейнеровозами ледового класса со сроком его ввода в строй в 2027 году.
Этот терминал будет сооружен в рамках проекта «Евразийский контейнерный транзит» по схеме «море-море». Данный проект вошел в состав Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного Правительством Российской Федерации. Компания намерена вложить в реализацию проекта 44,6 миллиарда рублей. На данном терминале будет осуществляться перегрузка контейнеров с судов-контейнеровозов ледового класса на суда неледового класса. Терминал будет состоять из двух глубоководных причалов, рассчитанных на прием судов вместимостью до 6 тысяч ТEU. Пропускная способность составит 10 миллионов тонн в год. Уже ведутся проектно-изыскательские работы на месте будущего терминала, для которого выбран земельный участок вблизи села Белокаменка на берегу Кольского залива.
В Мурманске будет осуществлён ещё один проект — строительство перегрузочного портового комплекса — терминала с пропускной способностью до 900 тысяч тонн инертных грузов. Им займется компания «Терминал 2022», которая направит на эти цели 880 миллионов рублей. После реализации этих проектов Мурманский глубоководный незамерзающий порт, который является началом Севморпути, сможет нарастить объем перевалки экспортных грузов, способствуя развитию экономики региона и страны.