После принятия христианства на Руси и утверждения этой религии в качестве государственной, правители и их священники стали принуждать древних славян принять другую веру и креститься. Некоторые люди повиновались сразу, а кто-то был против настолько, что вынужден был бросать всё и убегать «куда глаза глядят», прятаться, чтобы не менять своей веры.
Известны случаи, когда буквально насилием и кровью заставляли людей принять христианство и покреститься.
И даже после принятия новой веры, люди продолжали верить в своих родных богов и тайно исповедовать свою родную веру. Они обращались за помощью к волхвам, тайно почитали своих идолов, справляли свои исконно родные праздники. Нелегко было церковникам изжить из душ и памяти людей их родную веру.
Христианизация Руси растянулась на века, а многие обычаи, праздники и даже славянские боги смешались с новой христианской верой. Это явление исследователи называют «двоеверием».
В результате языческо-христианского синкретизма произошло замещение языческих богов образами христианских святых:
Перун стал Ильёй-пророком, Ильёй Громовержцем; Велес – Власием; Богородица приобрела качества Макоши и Рожаниц; Николай Чудотворец стал Николой – покровитель земледелия и урожая; Григорий Победоносец в народе стал называться Егорием – покровитель скотоводчества, земледелия, охоты; Купала совмещен с Иоанном Крестителем, отсюда и имя Иван Купала.
Образ Христа также трансформировался в народном сознании: изначально Христос считался искупителем грехов человеческих, учил спасению души и обретения Царства Небесного; со временем в образ Иисуса вплелись качества Перуна, Рода, и Он стал почитаться верующими еще и как помощником и спасителем в бедах и нуждах.
Христианские праздники стали отмечаться в дни праздников славянского язычества, а некоторые языческие праздники, например, Масленица, не утратили свою самобытность и продолжают существовать в православном календаре.
Праздник Коляды, а также новогодние языческие Святки, гадания, колядки частично сохранились и отмечаются сейчас в рождественский период.
Неделя Масленицы предваряет подготовку к христианскому Великому Посту.
Пасхальный кулич и яйца на Пасху являются символом жизни, а сама Пасха в народном сознании еще и была праздником воскресающей природы.
Русальная неделя, или «зеленые святки», связаны с Троицей.
Летние Спасы пришли в христианство из славянского народного календаря, когда в это время во всю шла уборка урожая: овощей, фруктов, мёда, злаков. Отсюда и названия: первый Спас – медовый (14 августа), второй Спас – яблочный (19 августа), третий Спас – хлебный (29 августа).
Даже такое Таинство, как причащение, имеет корни в глубокой древности, когда считалось, что если вкусить частичку божества, человек приобретет высшие качества этого божества.
В ранних формах религий существовали всевозможные запреты, ритуалы очищения, испытания, которые в христианстве нашли своё выражение в традициях Великого Поста с его строгими правилами и ограничениями в еде и в культуре поведения.
За исцелением раньше восточные славяне обращались к своим богам-покровителям, потом стали просить помощи у христианских святых.
В народном календаре некоторые святые приобрели простонародные эпитеты, такие как:
«Ирина рассадница» - память мученицы Ирины чтят в православии 16 апреля;
«Никита гусятник» - память епископа Никиты-исповедника чтят 28 мая;
а преподобного Сергия Радонежского в народе стали называть «Сергий курятник»;
«Кирилл-указник» - день равноапостольного Кирилла, первоучителя славян (27 февраля);
«Онисим – овчар» - день апостола Онисима (28 февраля);
«Тимофей-весновей» - день преподобного Тимофея (6 марта);
«Василий теплый, капельник» - день преподобного Василия исповедника (13 марта);
«Дарья – грязные проруби» - день мученицы Дарии (1 апреля);
«Марья – зажги снега, заиграй овражки» - день преподобной Марии Египетской (14 апреля);
«Анфиса-рябинница» - день мученицы Анфисы (9 сентября).
Христианские святые стали и героями русских поговорок и пословиц:
«Борис и Глеб – поспел хлеб»;
«Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы»,
«На Василия-капельника с крыш капает, а за нос цапает»,
«На Федора-скотника не ленись – скотинке поклонись»,
«Архангел Гавриил на хлебное поле вступил, а ржица-матушка поспела, к земле клониться велит, золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает»,
«Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) зиму»;
«Прохор соху и борону ладит»;
«Велес трубит в пастуший рог, заповедует осенней влаге наполнить следы-копытца живительной силой»;
«Зовут Петр и Павел-рябинники покислиться, рябиной впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить».
Синкретизм не обошел и языческую нечисть, которую стали почти без разбора называть бесами и чертями. Домового – духа, оберегающего жильё, и сейчас многие люди почитают и не забывают его угощать молочком в блюдечке. Домовой стал как бы ангелом-хранителем дома и семьи, в этом доме проживающей.
Идолов-кумиров, олицетворяющих языческих богов, заменили почитанием икон, на которых изображают образы святых, Христа, Богородицы и апостолов. Причем, почитают не саму икону как таковую, а запечатленный на ней первообраз святого.
Церковники считали славянское язычество чем-то бесовским, нечистым, грубым и примитивным в противовес небесной божественной чистоте христианства и его неземным происхождением, учение которого дано самим Богом через Сына Его. Но христианство впитало в себя многие языческие традиции, а почитание природы, аграрный культ, неуместно считать и называть примитивным. Таким образом, элементы родной веры древних славян прочно укоренились в христианстве. Как сказал профессор Голубинский Е. Е.: «Мы и сейчас продолжаем язычествовать».
***
Автор Светлана Гамова
#религия
#историярелигий
#религиоведение
#язычество
#славянство
#православие
#двоеверие
#праздники