Найти тему
Лабиринт Вечности

Какие древние славянские обряды и верования сохранились в православии

Оглавление

После принятия христианства на Руси и утверждения этой религии в качестве государственной, правители и их священники стали принуждать древних славян принять другую веру и креститься. Некоторые люди повиновались сразу, а кто-то был против настолько, что вынужден был бросать всё и убегать «куда глаза глядят», прятаться, чтобы не менять своей веры.

Известны случаи, когда буквально насилием и кровью заставляли людей принять христианство и покреститься.

Крещение Руси. Смена веры по принуждению. Источник Яндекс.Картинки
Крещение Руси. Смена веры по принуждению. Источник Яндекс.Картинки

И даже после принятия новой веры, люди продолжали верить в своих родных богов и тайно исповедовать свою родную веру. Они обращались за помощью к волхвам, тайно почитали своих идолов, справляли свои исконно родные праздники. Нелегко было церковникам изжить из душ и памяти людей их родную веру.

Христианизация Руси растянулась на века, а многие обычаи, праздники и даже славянские боги смешались с новой христианской верой. Это явление исследователи называют «двоеверием».

В результате языческо-христианского синкретизма произошло замещение языческих богов образами христианских святых:

Перун стал Ильёй-пророком, Ильёй Громовержцем; Велес – Власием; Богородица приобрела качества Макоши и Рожаниц; Николай Чудотворец стал Николой – покровитель земледелия и урожая; Григорий Победоносец в народе стал называться Егорием – покровитель скотоводчества, земледелия, охоты; Купала совмещен с Иоанном Крестителем, отсюда и имя Иван Купала.

Образ Христа также трансформировался в народном сознании: изначально Христос считался искупителем грехов человеческих, учил спасению души и обретения Царства Небесного; со временем в образ Иисуса вплелись качества Перуна, Рода, и Он стал почитаться верующими еще и как помощником и спасителем в бедах и нуждах.

Христианские праздники стали отмечаться в дни праздников славянского язычества, а некоторые языческие праздники, например, Масленица, не утратили свою самобытность и продолжают существовать в православном календаре.

Масленица (Масленичное катание). Художник Кустодиев.
Масленица (Масленичное катание). Художник Кустодиев.

Праздник Коляды, а также новогодние языческие Святки, гадания, колядки частично сохранились и отмечаются сейчас в рождественский период.

Неделя Масленицы предваряет подготовку к христианскому Великому Посту.

Пасхальный кулич и яйца на Пасху являются символом жизни, а сама Пасха в народном сознании еще и была праздником воскресающей природы.

Русальная неделя, или «зеленые святки», связаны с Троицей.

Летние Спасы пришли в христианство из славянского народного календаря, когда в это время во всю шла уборка урожая: овощей, фруктов, мёда, злаков. Отсюда и названия: первый Спас – медовый (14 августа), второй Спас – яблочный (19 августа), третий Спас – хлебный (29 августа).

Даже такое Таинство, как причащение, имеет корни в глубокой древности, когда считалось, что если вкусить частичку божества, человек приобретет высшие качества этого божества.

В ранних формах религий существовали всевозможные запреты, ритуалы очищения, испытания, которые в христианстве нашли своё выражение в традициях Великого Поста с его строгими правилами и ограничениями в еде и в культуре поведения.

За исцелением раньше восточные славяне обращались к своим богам-покровителям, потом стали просить помощи у христианских святых.

Ночь на Ивана Купалу. Художник Ольшанский.
Ночь на Ивана Купалу. Художник Ольшанский.

В народном календаре некоторые святые приобрели простонародные эпитеты, такие как:

«Ирина рассадница» - память мученицы Ирины чтят в православии 16 апреля;

«Никита гусятник» - память епископа Никиты-исповедника чтят 28 мая;

а преподобного Сергия Радонежского в народе стали называть «Сергий курятник»;

«Кирилл-указник» - день равноапостольного Кирилла, первоучителя славян (27 февраля);

«Онисим – овчар» - день апостола Онисима (28 февраля);

«Тимофей-весновей» - день преподобного Тимофея (6 марта);

«Василий теплый, капельник» - день преподобного Василия исповедника (13 марта);

«Дарья – грязные проруби» - день мученицы Дарии (1 апреля);

«Марья – зажги снега, заиграй овражки» - день преподобной Марии Египетской (14 апреля);

«Анфиса-рябинница» - день мученицы Анфисы (9 сентября).

Святая Русь. Художник Нестеров М.
Святая Русь. Художник Нестеров М.

Христианские святые стали и героями русских поговорок и пословиц:

«Борис и Глеб – поспел хлеб»;

«Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы»,

«На Василия-капельника с крыш капает, а за нос цапает»,

«На Федора-скотника не ленись – скотинке поклонись»,

«Архангел Гавриил на хлебное поле вступил, а ржица-матушка поспела, к земле клониться велит, золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает»,

«Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) зиму»;

«Прохор соху и борону ладит»;

«Велес трубит в пастуший рог, заповедует осенней влаге наполнить следы-копытца живительной силой»;

«Зовут Петр и Павел-рябинники покислиться, рябиной впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить».

Синкретизм не обошел и языческую нечисть, которую стали почти без разбора называть бесами и чертями. Домового – духа, оберегающего жильё, и сейчас многие люди почитают и не забывают его угощать молочком в блюдечке. Домовой стал как бы ангелом-хранителем дома и семьи, в этом доме проживающей.

Идолов-кумиров, олицетворяющих языческих богов, заменили почитанием икон, на которых изображают образы святых, Христа, Богородицы и апостолов. Причем, почитают не саму икону как таковую, а запечатленный на ней первообраз святого.

Церковники считали славянское язычество чем-то бесовским, нечистым, грубым и примитивным в противовес небесной божественной чистоте христианства и его неземным происхождением, учение которого дано самим Богом через Сына Его. Но христианство впитало в себя многие языческие традиции, а почитание природы, аграрный культ, неуместно считать и называть примитивным. Таким образом, элементы родной веры древних славян прочно укоренились в христианстве. Как сказал профессор Голубинский Е. Е.: «Мы и сейчас продолжаем язычествовать».

***

Автор Светлана Гамова

#религия

#историярелигий

#религиоведение

#язычество

#славянство

#православие

#двоеверие

#праздники