Книга Роберта Пёрсига перевернула мои представления о технологиях, цифровизации и о качестве моей жизни. Сразу отмечу, что это произведение не про дзен и не про мотоциклы. Это философский трактат о природе познания, с отсылкой к классическим философам: Аристотель, Платон, Кант, Гегель и другим. Если вы наберётесь терпения, то к концу этой рецензии поймёте, какое отношение эта книга имеет к мотодвижению.
Сюжет представляет собой рассказ о 17-дневном путешествии, которое рассказчик проделал на мотоцикле из Миннеаполиса в Сан-Франциско вместе со своим сыном Крисом. В течение первых девяти дней отца и сына также сопровождают близкие друзья Джон и Сильвия Сазерленд, которые отправляются обратно домой, добравшись только до Монтаны.
Параллельно с рассказом о своём путешествии автор погружается в прошлое, когда он преподавал риторику в университете. Однажды он дал задание студентам дать определение понятию качественное публичное выступление. Но в полученных сочинениях не было хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Тогда автор сам попытался вывести четкое и однозначное определение понятию качество. Но чем больше он думал, тем дальше ускользало понимание. Автор обратился за помощью к отцам всей философской мысли западной цивилизации. Кант и Гегель не дали ответа. И даже у Аристотеля и Платона не нашлось внятного определения качества публичного выступления. Лишь только перечисление отдельных свойств, например, чёткая речь, план рассказа, структура...
Классическая западная философия строится на дуализме или взаимодействии противоположностей: плюс-минус, автор-читатель, объект-субъект и так далее. Роберт Пёрсиг обращает внимание, что в противовес классической школе философии существовало направление софистов. Это были уважаемые в обществе люди, которые практиковали публичные выступления и доводили их до совершенства. Это были практики, которые владели навыком создания качественных выступлений. И тут выводится главный постулат книги:
Качество — это отдельная категория опыта, не являющаяся ни субъектом, ни объектом. Это особый феномен, который мы чувствуем, но определить не можем, первооснова всего. Качество - это третья сущность, которая рождается от взаимодействия субъекта и объекта. Мир не дуалистичен, а триалистичен.
Роберт Пёрсиг предан своему мотоциклу Honda Super Hawk 1966 года выпуска. В первой главе между автором и его товарищами, возникают разногласия по поводу ухода за мотоциклами. Роберт занимается обслуживанием сам, в то время как Джон и Сильвия настаивают на том, чтобы это делал профессионал. И в этом кроется колоссальная разница в восприятии мира. Джон и Сильвия хотят видеть готовые схемы по взаимодействию субъекта и объекта. Они считают, что мастер - это тот, кто изучил мануал по ремонту от и до, а значит имеет право ремонтировать технику. А Роберт же воспринимает обслуживание мотоцикла, как процесс, когда решение проблемы возникает не из инструкций, а при текущем взаимодействии с техникой. Например, он предлагает Джону починить разболтавшийся фиксатор руля мотоцикла с помощью кусочка жестяной банки. Но для Сазерленда это звучит как святотатство, и он обращается в сервисный центр.
Автор книги описывает два взгляда на технику: условных инженера и художника. Вот стоит действующий мотоцикл в сборе. Художник видит его целиком, и воспринимает его работу как некую магию, скрытую от глаз. Инженер же видит набор деталей, которые взаимодействуют между собой в рамках строгой логики. А теперь максимально разберём этот мотоцикл. Художник увидит лишь набор разрозненных деталей. Инженер в своём воображении будет иметь образ мотоцикла, который можно собрать из этих деталей.
Как научиться искусству обслуживания техники? Автор говорит, что нужно набраться терпения и подходить к ремонту в спокойном состоянии духа, вдумчиво посмотреть и понять, как что-то должно быть устроено, чтобы оно работало качественно. В этом плане мотоцикл очень удобный объект для изучения, так как многие его механизмы на виду, а не спрятаны под капотом, как в автомобиле. Вы должны погрузиться в состояние дзен, чтобы при обслуживании мотоцикла почувствовать гармонию функционирования механизмов. Понятие Качество в книге используется как синоним Гармонии.
Начиналось всё с риторики и философии, но в итоге эта книга всё-таки про дзен и искусство ухода за мотоциклом.
Автор пишет, что именно путешествие на мотоцикле позволяет плотнее настроиться на открытое восприятие окружающего мира, учит чувствовать качество и гармонию процессов вокруг, быть в состоянии потока. Нет идеальных готовых схем! Знания и ощущения рождаются в момент взаимодействия человека и предметов. И только человек способен уловить разницу между хорошо и плохо, красиво и отвратительно, воодушевляюще и скучно.
Книга обширная и глубокая, и требует самостоятельного прочтения, а не моего краткого пересказа. Уверен, что каждый найдёт в ней что-то лично для себя. Например, там ещё есть интересные методики обучения, которые Роберт Пёрсиг применял на своих студентах. А сына он воспитывал через чтение взрослых не по возрасту книг. Они наталкивали мальчика на многие вопросы, на которые отец терпеливо отвечал.
Могу с уверенностью сказать, что мою жизнь эта книга изменила. Я стал понимать, в чем разница между автоматически штампованными изделиями, и ручной работой. Я пересмотрел своё видение будущего искусственного интеллекта - на данный момент нет методик научить компьютер отличать красивое от некрасивого, качественное от некачественного. Это способен сделать только человек на уровне ощущений. Из-за этой книги я до сих пор езжу без ветровика, пусть медленнее, но с концентрацией на ощущениях. Я стараюсь по максимуму убрать из своей жизни цифры. Обороты двигателя не по тахометру, а звуку и вибрациям. Скорость не показания спидометра, а давление ветра в грудь. Уйти от "реальности" цифрового компьютерного мира, чтобы вернуться к реальности ощущений, как человека.
Другие статьи на канале:
Мотофилософия
Мотостихи
Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме