Найти в Дзене
Moto_Ogr

Мотокниги. Дзен и искусство ухода за мотоциклом

Книга Роберта Пёрсига перевернула мои представления о технологиях, цифровизации и о качестве моей жизни. Сразу отмечу, что это произведение не про дзен и не про мотоциклы. Это философский трактат о природе познания, с отсылкой к классическим философам: Аристотель, Платон, Кант, Гегель и другим. Если вы наберётесь терпения, то к концу этой рецензии поймёте, какое отношение эта книга имеет к мотодвижению. Сюжет представляет собой рассказ о 17-дневном путешествии, которое рассказчик проделал на мотоцикле из Миннеаполиса в Сан-Франциско вместе со своим сыном Крисом. В течение первых девяти дней отца и сына также сопровождают близкие друзья Джон и Сильвия Сазерленд, которые отправляются обратно домой, добравшись только до Монтаны. Параллельно с рассказом о своём путешествии автор погружается в прошлое, когда он преподавал риторику в университете. Однажды он дал задание студентам дать определение понятию качественное публичное выступление. Но в полученных сочинениях не было хоть сколько-нибу

Книга Роберта Пёрсига перевернула мои представления о технологиях, цифровизации и о качестве моей жизни. Сразу отмечу, что это произведение не про дзен и не про мотоциклы. Это философский трактат о природе познания, с отсылкой к классическим философам: Аристотель, Платон, Кант, Гегель и другим. Если вы наберётесь терпения, то к концу этой рецензии поймёте, какое отношение эта книга имеет к мотодвижению.

Сюжет представляет собой рассказ о 17-дневном путешествии, которое рассказчик проделал на мотоцикле из Миннеаполиса в Сан-Франциско вместе со своим сыном Крисом. В течение первых девяти дней отца и сына также сопровождают близкие друзья Джон и Сильвия Сазерленд, которые отправляются обратно домой, добравшись только до Монтаны.

Роберт Пёрсиг со своим сыном на том самом мотоцикле Honda Super Hawk 1966
Роберт Пёрсиг со своим сыном на том самом мотоцикле Honda Super Hawk 1966
Их путь
Их путь

Параллельно с рассказом о своём путешествии автор погружается в прошлое, когда он преподавал риторику в университете. Однажды он дал задание студентам дать определение понятию качественное публичное выступление. Но в полученных сочинениях не было хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Тогда автор сам попытался вывести четкое и однозначное определение понятию качество. Но чем больше он думал, тем дальше ускользало понимание. Автор обратился за помощью к отцам всей философской мысли западной цивилизации. Кант и Гегель не дали ответа. И даже у Аристотеля и Платона не нашлось внятного определения качества публичного выступления. Лишь только перечисление отдельных свойств, например, чёткая речь, план рассказа, структура...

Классическая западная философия строится на дуализме или взаимодействии противоположностей: плюс-минус, автор-читатель, объект-субъект и так далее. Роберт Пёрсиг обращает внимание, что в противовес классической школе философии существовало направление софистов. Это были уважаемые в обществе люди, которые практиковали публичные выступления и доводили их до совершенства. Это были практики, которые владели навыком создания качественных выступлений. И тут выводится главный постулат книги:

Качество — это отдельная категория опыта, не являющаяся ни субъектом, ни объектом. Это особый феномен, который мы чувствуем, но определить не можем, первооснова всего. Качество - это третья сущность, которая рождается от взаимодействия субъекта и объекта. Мир не дуалистичен, а триалистичен.

"А когда же про мотоциклы?" - спросит нетерпеливый читатель
"А когда же про мотоциклы?" - спросит нетерпеливый читатель

Роберт Пёрсиг предан своему мотоциклу Honda Super Hawk 1966 года выпуска. В первой главе между автором и его товарищами, возникают разногласия по поводу ухода за мотоциклами. Роберт занимается обслуживанием сам, в то время как Джон и Сильвия настаивают на том, чтобы это делал профессионал. И в этом кроется колоссальная разница в восприятии мира. Джон и Сильвия хотят видеть готовые схемы по взаимодействию субъекта и объекта. Они считают, что мастер - это тот, кто изучил мануал по ремонту от и до, а значит имеет право ремонтировать технику. А Роберт же воспринимает обслуживание мотоцикла, как процесс, когда решение проблемы возникает не из инструкций, а при текущем взаимодействии с техникой. Например, он предлагает Джону починить разболтавшийся фиксатор руля мотоцикла с помощью кусочка жестяной банки. Но для Сазерленда это звучит как святотатство, и он обращается в сервисный центр.

Автор книги описывает два взгляда на технику: условных инженера и художника. Вот стоит действующий мотоцикл в сборе. Художник видит его целиком, и воспринимает его работу как некую магию, скрытую от глаз. Инженер же видит набор деталей, которые взаимодействуют между собой в рамках строгой логики. А теперь максимально разберём этот мотоцикл. Художник увидит лишь набор разрозненных деталей. Инженер в своём воображении будет иметь образ мотоцикла, который можно собрать из этих деталей.

-5

Как научиться искусству обслуживания техники? Автор говорит, что нужно набраться терпения и подходить к ремонту в спокойном состоянии духа, вдумчиво посмотреть и понять, как что-то должно быть устроено, чтобы оно работало качественно. В этом плане мотоцикл очень удобный объект для изучения, так как многие его механизмы на виду, а не спрятаны под капотом, как в автомобиле. Вы должны погрузиться в состояние дзен, чтобы при обслуживании мотоцикла почувствовать гармонию функционирования механизмов. Понятие Качество в книге используется как синоним Гармонии.

Начиналось всё с риторики и философии, но в итоге эта книга всё-таки про дзен и искусство ухода за мотоциклом.

Автор пишет, что именно путешествие на мотоцикле позволяет плотнее настроиться на открытое восприятие окружающего мира, учит чувствовать качество и гармонию процессов вокруг, быть в состоянии потока. Нет идеальных готовых схем! Знания и ощущения рождаются в момент взаимодействия человека и предметов. И только человек способен уловить разницу между хорошо и плохо, красиво и отвратительно, воодушевляюще и скучно.

Книга обширная и глубокая, и требует самостоятельного прочтения, а не моего краткого пересказа. Уверен, что каждый найдёт в ней что-то лично для себя. Например, там ещё есть интересные методики обучения, которые Роберт Пёрсиг применял на своих студентах. А сына он воспитывал через чтение взрослых не по возрасту книг. Они наталкивали мальчика на многие вопросы, на которые отец терпеливо отвечал.

Могу с уверенностью сказать, что мою жизнь эта книга изменила. Я стал понимать, в чем разница между автоматически штампованными изделиями, и ручной работой. Я пересмотрел своё видение будущего искусственного интеллекта - на данный момент нет методик научить компьютер отличать красивое от некрасивого, качественное от некачественного. Это способен сделать только человек на уровне ощущений. Из-за этой книги я до сих пор езжу без ветровика, пусть медленнее, но с концентрацией на ощущениях. Я стараюсь по максимуму убрать из своей жизни цифры. Обороты двигателя не по тахометру, а звуку и вибрациям. Скорость не показания спидометра, а давление ветра в грудь. Уйти от "реальности" цифрового компьютерного мира, чтобы вернуться к реальности ощущений, как человека.

Роберт Пёрсиг как бы говорит: "Прочитай мою книгу!"
Роберт Пёрсиг как бы говорит: "Прочитай мою книгу!"

Другие статьи на канале:

Популярное на канале

Мотофилософия

Мотобезопасность

Мотоинтервью

Мотокино

Мотостихи

Мотокниги

Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме

t.me/...hat

t.me/...ogr