Найти тему

Историософские размышления о судьбе России и мира: «Звезда» в проекте «Русский академический журнал»

«Звезда» № 12, 2022. Обозреватель: Ярослав Лермонтов
«Звезда» № 12, 2022. Обозреватель: Ярослав Лермонтов

Очередной, 12 номер журнала «Звезда» за 2022 год – истинная находка для просвещенного консерватора. Те из читателей, кто не проходит мимо публицистических элементов в художественном тексте, кто с упоением читает бесконечные диалоги героев о судьбе России, а в «Войне и мире» не пролистывает историософские размышления Льва Толстого, а прочитывает их от корки до корки, будут в восторге от содержания последнего за 2022 год выпуска журнала «Звезда». Именно историософская проблематика в этом номере занимает ведущее место. Кажется, что даже поэзию она не миновала. Впрочем, обо всем по порядку.

Журнал «Звезда» традиционно славится очень качественной поэзией. Поэтому стоит, пожалуй, начать обзор с поэтических текстов, а потом уже уделить внимание весьма интересным прозаическим произведениям, представленным на страницах номера 12 за 2022 год.

Бесконечной ленивой летней тоской, вечерней воскресной тревогой веет от стихотворений Олега Клишина, представленных в разбираемом нами выпуске «Звезды». Поэт будто подсматривает в чужие окна и видит в них рутинную, бессмысленную, «насекомую» жизнь людей. Отказавшиеся по своей воли от «подобия Божия» люди обречены на превращение в насекомых (тут явно присутствует аллюзия на известную новеллу Кафки). Замкнутость на себе, на повседневных проблемах лишает человека покоя и внутренней гармонии. Это осознает и лирический герой стихотворений Олега Клишина, но не может выбраться из «круговой безделья поруки», как не можем мы заставить себя что-то делать в середине жаркого июльского дня. Поэт не боится быть слишком патетичным, как не боится категоричности в оценках. Его поэзия богата хлесткими эпитетами и яркими образами.

Поэта Ивана Волосюка интересует не судьба человечества вообще, а судьба своего поколения – современных 35–40-летних. Выросшие на руинах Советского Союза, видевшие искренно верующих в идеал свободы старших братьев, они спустя годы стали чем-то похожи на вечно рефлексирующих современников Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздних их умом…»). Вот и испытывает лирический герой Волосюка какую-то неизреченную тоску по чему-то если не великому, то значительному и настоящему, тому, что было в прошлом, мучает его ностальгия, но не по беззаботному детству как таковому, а по чему-то непережитому.

Представлена в журнале «Звезда» и весьма интересная подборка стихов Сергея Калашникова. Разнообразен тематический состав его лирики. Начиная говорить о красоте и величии природы, автор переходит к размышлениям о роли дарованного Богом слова в жизни человека («Если в начале – Слово, значит в конце – Иуда»), потом объектом его рассмотрения становится душа русского человека, в которой «Блок торчит за голенищем Бога». Высокое и низкое, темное и светлое слито в нас неразрывно. Обуреваемый благими помыслами, человек нередко творит зло – история России тому свидетельство. Последнее из представленных стихотворений в подборке Сергея Калашникова будто современное воплощение мотивов и идей блоковской «России»: ненависть ко всему официозному и любовь к исконному, нутряному соседствуют в душе лирического героя Калашникова. Уверен, образная, стилистически разнообразная, эмоциональная лирика талантливого московского поэта Сергея Калашникова многим придется по душе.

Интонация стихов Валерия Поланда куда более спокойна и тиха, нежели чем у рассмотренных нами авторов. Читаешь его поэтические тексты и представляешь себе его героя – коптящего в лесу рыбу мужчину средних лет, вспоминающего свою жизнь и размышляющего о неслучайности всего, что в ней произошло. Ностальгией по ушедшим годам, но ностальгией светлой, жизнерадостной пронизаны строки стихотворений Валерия Поланда. Жизнь в сознании лирического героя стихотворений поэта предстоит вечным предновогодним ожиданием праздника. Праздник не всегда оправдывает ожиданий, но главное, что ты его ждешь и веришь в чудо, а ведь, как пишет автор, «Мало для счастья надо…Конечно, мало». Главное – ощущать присутствие Бога, а его лирический герой Поланда особенно остро чувствует, когда летит на самолете, разрезающем крылом облака.

Также в номере Константин Шакарян, Дарья Леднева, Иван Волосюк и другие авторы.

Полный обзор