Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель — магом.
(с) Максим Горький.
Книги издревле занимают важное место в жизни человека, а с помощью письменности иные люди даже меняли окружающий мир. Думаю, поэтому в жанровой литературе и появились истории, в которых книги — это артефакты, которые в буквальном смысле влияют на реальность.
В этой статье предлагаю познакомиться или вспомнить как раз такие истории, которые глубоко запали мне в душу.
«Чернильное сердце» Корнелия Функе
Только книги могут спасти, только в них можно найти сочувствие, и утешение, и любовь... Книги, ничего не требуя взамен, любят каждого, кто их открывает. Они никогда не покидают даже тех, кто не заботится о них.
(с) «Чернильное сердце» Корнелия Функе
Когда этот роман вышел в свет, критики назвали её «праздником для всех, кто когда-либо терялся в книгах» и признавались, что вряд ли когда-либо читали что-то, что так хорошо передавало бы радости, ужасы и подводные камни чтения.
Дело в фантастическом допущении Функе — герой романа обладает способностью, читая вслух, вытягивать из книги её героев в реальный мир. Но за это кто-то из реального мира должен отправиться на страницы книги.
Мне кажется, история, которая разворачивается вокруг этого дара метафорически и увлекательно говорит с читателем о книжном эскапизме, когда люди настолько погружаются в книгочейство, что живут в любимых книгах больше, чем в реальном мире.
С другой стороны «Чернильное сердце» — первый роман «чернильной трилогии», в которую входят ещё «Чернильная кровь» и «Чернильная смерть», поэтому у читателей появился ещё одни мир, в чернилах которого можно утонуть на несколько вечеров.
Однажды вечером в дом страстного книгочея-переплётчика Мо и его столь же любящей книги дочери Мегги приходит странный гость и предупреждает о грозящей им опасности. Некий злодей разыскивает «Волшебного языка», чтобы забрать у него некую книгу. Семейство покидает дом и бежит в другую страну, но люди злодея всё-таки похищают книгу, а с нею и отца Мегги. Оказывается Мо обладает редким даром, который нужен злодею. Девочка пытается спасти отца, сама попадает в беду и узнаёт, что с загадочной книгой и даром отца связано исчезновение матери Мегги...
«Экслибриум» издательство Bubble
Я понятия не имела, что нельзя разговаривать с незнакомцами и играть со спичками, зато я точно знала, что гремлинов после полуночи кормить точно не стоит.
(с) «Экслибриум» Bubble
Помню, как влюбился в эту серию комиксов Bubble с первого же выпуска, когда получил предрелизную версию от издательства для обзора. Для меня в тот момент в линейке сошлось всё — любовь к городскому фэнтези, остроумные переосмысления классических литературных персонажей, и некринжовая версия волшебной академии. Наталья Девова (автор серии) воплотила любовь к чтению в увлекательных и динамичных сюжетах.
Гик-подросток Лилия Романова живёт в Москве, играет в видеоигры и сыпет отсылками ровно также, как я и мои друзья. Но случайно девушка попадает в Орден книгочеев, который защищает границу между повседневной действительностью и миром художественных произведений. Маги-книгочеи, в основном, ловят сбежавших из книг персонажей, а иногда и сами проваливаются внутрь книг.
Команда комикса отлично прописала мир, сюжет и идею «книжной магии», хотя местами и борщили с отсылками. Но небольшие минусы команда быстро поправила, и комикс живёт и здравствует до сих пор. Особенная любовь у меня случилась к первым аркам про погружение Лили в мир магов-книгочеев. Слышал, многим начало казалось затянутым, хотя как по мне, оно получилось плавным и атмосферным. Мечтаю, чтобы Bubble однажды экранизировали комикс как сериал или полнометражную франшизу.
«Библиотекарь» Михаил Елизаров
Государство, празднуя грядущее самоубийство, высиживало бесноватую литературу разрушителей
(с) «Библиотекарь» Михаил Елизаров
Про эту книгу я впервые узнал в прошлом году, когда выходил одноимённый сериал на Wink. Сериал мне дико понравился, поэтому после последней серии я сразу сел читать роман. Удивительно, что роман и сериал показались мне одинаково хорошими, просто в по-разному. Считаю, что это лучшее российское городское фэнтези. Отчасти даже жаль, что книга не выросла хотя бы в трилогию. Но, возможно, это к лучшему.
Согласно сюжету, некий советский писатель Громов написал несколько абсолютно нечитабельных книга в лучших традициях соцреализма (в плохом смысле). Книги эти не пользовались большой популярностью. Но если пробиться через нечитабельный слог, прочесть книгу от корки до корки в один присест, она на короткое время даёт читателю особый эффект. Каждая книга — разный.
Дело происходит в 1990-х, когда силу книг уже открыли и вокруг них сформировались сообщества «библиотеки» и «читальни», которые конкурируют между собой, чтобы собрать полный комплект громовских книг: Книгу Силы, Книгу Ярости, Книгу Памяти, Книгу Терпения, Книгу Власти, Книгу Радости, Книгу Смысла. Причём последнюю из них никто никогда не видел, но все очень хотят найти.
Кстати, особенное удовольствие читать книгу уже после просмотра сериала было в том, что по мере чтения ловил сходства и различия между экранизацией и первоисточником. Ощущение похожее на считывание отсылок.
Разные книги — разная магия
Все три произведения, описанные выше, используют одну и ту же концепцию — книги здесь нечто большее, чем способ хранения и передачи знаний.
У Корнелии Функе мастер-переплётчик обладает даром вычитывать персонажей в нашу реальность, у издательства Bubble персонажи любых книг могут сбежать со своих страниц и ничего хорошего из этого не выйдет, у Елизарова несколько очень конкретных книг почему-то обладают даром наделять своих читателей особым эффектом.
Причём подобных историй достаточно мало. Возможно потому, что концепция не предполагает какого-то большого простора для фантазии, чтобы книги друг от друга достаточно сильно отличались. Если помните похожие книги, пишите их названия и авторов в комментариях, с удовольствием почитаю.