В 2021 году ученица Вероника Тетянюк и студентка техникума Алина Вагнер под руководством своих наставников Татьяны Тетянюк и Людмилы Руснак провели исследовательскую работу о том, как в Брединском районе создавались детские сады. «СН» делится изысканиями молодёжи со своими читателями.
История создания детских садов уходит в довоенное прошлое. Именно тогда, в 1931 году расширялась добыча угля брединских копей Брединского шахтоуправления (залежи открыты в 1858 году). Численность рабочих мест увеличивалась.
Из воспоминаний Александра Семёновича Плохих: «В 1920-х годах там трудилось 227 человек, а в 1948 году в смену работало 120- 130. Брединский антрацит (а это одна из самых лучших пород угля) шёл на предприятия Магнитогорска, Челябинска и других городов Советского Союза. Наравне с мужчинами трудились женщины».
В семьях рождались дети, и естественно вставал вопрос, с кем их оставлять. Предшественником брединских детских садов по праву можно считать присмотр за детьми на дому под контролем бабушек: зачастую они оставались со своими внуками, а заодно с детьми соседей, родственников.
В районе шахт рос микрорайон Новый Городок. Увеличивалась численность населения. Впервые в 1934 году в нашем посёлке появились двухэтажные дома для шахтёров. Половина одного такого дома на улице Артёма была отдана под детский сад для детей работников шахты.
На первом этаже здания располагались ясли — группа малышей от рождения до трёх лет. На втором этаже находился детский сад — одна разновозрастная группа детей в возрасте от трёх до семи лет.
Жительница Бредов Светлана Давыдова рассказывает, что её отца, рождённого в 1943 году, в возрасте трёх месяцев отдали в садик, так как мама его работала на шахте медсестрой. В определённое время она и другие мамы приходили кормить малышей: кормящих женщин отпускали с работы на полчаса на кормление.
— Детских бутылочек с сосками первое время не было, — рассказывает Галина Бирбасова, жительница посёлка Бреды. — И мамки делали шарик из мякиша хлеба, заматывали его в тряпочку и давали маленьким деткам, было удобно и сытно. Зачастую их называли жевачки, потому что хлеб был жёваным.
В этот же садик водили и маму Светланы Давыдовой. Отец её был из так называемого спецконтингента — немцев, которых сюда завезли во время войны.
— Ребятишек в ясельках переодевали в садиковскую, «казённую» одежду, — делится Светлана Анатольевна воспоминаниями отца. — Это были рубашечки, халатики серого цвета.
Освещались помещения керосиновыми лампами, отопление было печное до 1953 года. Хотя, вероятно, освещение на Городке появилось несколько раньше, так как специально для шахт была построена центральная электростанция.
— До 1980-х годов в ясельках стояла большая «манежка», в которой одновременно находилось много ребятишек. Они ползали, учились ходить, — рассказывает Галина Петровна Бирбасова, которая водила своего сына в ясельки. — Помнится, как нянечка Ирина Мантай «играла» на детской гармошке — просто растягивала меха, а ребятишки с удовольствием выплясывали.
— Шахтёрами в то время хотели быть многие, — рассказывает Ольга Коваленко, жительница посёлка Бреды. — И дома шахтёрам строили, и снабжение было хорошее, и зарплата высокая. Да вот не все выдерживали этот тяжёлый труд.
Родители Ольги Павловны работали на шахте: мама — водосмотрителем, отец — шахтёром. Был на Шахте детский санаторий, где садиковские дети отдыхали летом. Были группы с круглосуточным содержанием.
— На всю жизнь запомнились игрушки из садика, их было немного, но они были такие красивые, — продолжает Ольга Павловна. — Машинки металлические для мальчиков, красавицы-куклы, у них был один только недостаток, их нельзя было мочить, они были из прессованных опилок, а швейные машинки были по образу настоящих. В садике учили и читать, и писать, и считать — готовили к школе. Для сотрудников и их детей устраивали на шахте ёлку в конторе. В садике тоже проводили новогодний праздник. Подарки давали и в садике, и на родительской ёлке. В кульках (вторая половина 1960-х) были вкусная карамель, много шоколадных конфет («Кара-Кум», «Весна» и другие), в маленьких пачечках печенье и вафли, и обязательно яблоко, а то и апельсин.
В 1960 году Брединское шахтоуправление прекратило свою работу, шахту закрыли, а ясли-сад № 1 объединили с детским садом угольных копей, передали в распоряжение Брединского районного отдела народного образования и присвоили ему № 4.
Елизавета Николаевна Еськова (Нужнова) в 1949 году работала на шахте грузчиком, в 1950-м была переведена в сад-ясли техничкой. В её обязанности входила не только уборка помещения, она топила печь, грела воду, помогала воспитателям. А ещё ей нужно было приносить и уносить гармошку для музыкальных занятий, одну на два садика на Городке.
Из воспоминаний Августы Прозоровской: «За продуктами ходили в магазин, который стоял рядом, а вот за молоком с коромыслом и вёдрами — на маслозавод. Как уйдешь с утра и вернёшься только после обеда: идёшь осторожненько, чтобы не расплескать молочко. В мои обязанности входило с утра, до прихода ребятишек, истопить печь, сделать влажную уборку, помочь на кухне».
Район развивался, появлялись новые предприятия, потребность в детских садах была не только на Новом Городке. В центре Бредов открылись ещё два детских сада, один на месте здания «Малибу», второй на месте нынешнего универмага «Илона».
В 1961 году переехали в новое помещение и стали называться детский сад № 1, «Колокольчик». В новом садике дети уже не ходили в казённой одежде, только в своей. По проекту садик был сделан на 100 мест, а принимали до 150 детей. Августа Михайловна и сама удивляется, как удавалось 30-40 ребятишек собрать на прогулку: «Одних сажаем на горшок, других одеваем на улицу — вот и чередовали».
Дети сначала в одной комнате и спали, и ели, и играли. Это уже позже построили дополнительные помещения. Спали детки на раскладушках, которые стояли близко одна к другой. Питание было хорошее.
Сегодня в Брединском районе действует 21 учреждение дошкольного образования. Из них восемь в посёлке Бреды. Квалифицированные педагоги делают всё, чтобы дети с радостью приходили в свой второй дом, и главное, чтобы росли здоровыми.
Из воспоминаний Валентины Карюкиной: «В первые годы моей работы детские сказки детям мы показывали на стене через проектор. Музыкальные занятия проводили под аккордеон. Музыкальным работником работал Василий Иванович Ащеулов».
ТЕКСТ ПОДГОТОВИЛА ЛЮДМИЛА КОНОВАЛОВА