Найти тему
History Hub

Она основала кубинский балет преодолев потерю зрения. История танцующей в темноте

Жгучая кубинка смогла удостоится звания прима - балерины в сильнейшей школе балета Нью-Йорка. Она продолжала танцевать в 70 лет и основала Кубинский национальный балет. Эти достижения Алисия Алонсо совершила, оставшись практически слепой . Она перенесла две тяжелейшие операции на глаза и сохранила меньше 40% процентов зрения, что не помешало ей совершить культурную революцию в балете на Кубе.

Пуанты из Италии

Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес дель Ойоро родилась в Гаване в 1920 году. Родители ее были людьми со средними достатком, но очень интересующимися культурной жизнью кубинской столицы. В 11 лет они записывают Алисию в балетную школу, организованную местными ценителями балета. Стало понятно с первых занятий - у девочки уникальные природные данные и врожденный талант. Как шутили потом на Кубе, талант Алисии определился тем, что ей достались единственные пуанты, которые в гаванскую школу привезли в подарок из Италии. В 12 Лет Алисия впервые выступает соло на сцене и становится очевидно, что девочке развить свой талант в любительской школе будет очень тяжело. Родители ищут способ отправить дочь учиться за границу, а она знакомится с сыном основателя школы балета в Гаване и будущим мужем - Фернандо Алонсо.

Нью-Йорк

Гавана в 1930 году была последним местом где можно было начать профессиональную карьеру балерины. Правительство Кубы возглавлял диктатор Фульхенсио Батиста. Все кто хотел развиваться в области культуры и искусств, вынуждены были искать удачу за пределами острова. В 1937 Фернандо Алонсо и юная Алисия уезжают в Нью-Йорк. В этом же году они становятся мужем и женой и счастливыми родителями маленькой Лауры. Балерина не забывала главную цель переезда - она с успешно поступила в школу американского балета и даже выступила перед публикой Нью-Йорка на большой сцене. Этот год можно смело считать началом мировой карьеры Алисии Алонсо.

Алисия в молодости
Алисия в молодости

Поле выхода из великой депрессии - Нью-Йорк был полон социального и художественного брожения, благодаря которому молодые кубинские артисты почти сразу смогли попасть на большую балетную сцену.

С началом Второй мировой войны, в Америку начали прибывать артисты из Старого света, что привело в итоге к созданию Нью-Йоркского театра балета. В создании этого проекта активное участие принимали Алисия и Фернандо Алонсо.

Споткнутся не значит упасть

Карьера обоих начала набирать бешенные обороты, когда случилось непредвиденное. Алисия почувствовала проблемы со зрением, а во время выступления у нее отслоилась сетчатка. Это не помешало ей закончить выступление, но со сцены она уходила практически на ощупь. После двух сложнейших операций на зрении, Алисии пришлось забыть на время не только о выступлениях но даже о резких движениях. Потеряв 60 процентов зрения ей необходимо было пройти курс реабилитации, для этого она вернулась с мужем и дочерью Лаурой в Гавану, где большинство времени проводила в постели и жутком настроении.

Семье Алонсо опять улыбается удача, через месяц после возвращения в кубинскую столицу прибывает с гастролями русский балет. Фернандо взяли исполнять небольшие роли в спектаклях, дома он помогал жене создавать новые вариации. Именно тогда, лежа в постели, она переработала под себя роль Жизели, которой впоследствии так прославилась. В июне 1943 года она вернулась на сцену, станцевав в "Шопенинах" Михаила Фокина. Как она справлялась с таким плохим зрением? Во-первых, она должна была знать, где находятся партнеры по танцам. Поскольку она все еще не могла хорошо различать освещенные и затененные участки, то ориентировалась по световым пятнам на сцене. Остальное - четкая дисциплина, необыкновенный талант и целеустремленность, а также смелость в индивидуальной интерпретации классических форм.

Время, проведенное в Гаване в начале 1940-х годов, позволило Алисии и ее мужу понять потенциал, заложенный в кубинском искусстве. Наряду с классическими балетными постановками они экспериментировали с так называемым "тотальным театром", сочетая различные формы исполнительского искусства. Эти эксперименты впоследствии привели к основанию труппы и балетной школы, которые стали одним из важнейших центров кубинской культуры.

Звезда сцены

Алисия Алонсо в образе Жизель.
Алисия Алонсо в образе Жизель.

В 1943 году Алисия вернулась в Нью-Йорк, где исполнила партию Жизели. Это выступление, восторженно описанное критиками, принесло ей титул звезды балета. В течение следующих пяти лет она выступала на мировых сценах в этом и других знаменитых балетных спектаклях, но не ограничивалась лишь славой звезды. Получив успех, превосходящий самые смелые мечты, она решила развивать балет у себя на родине. В 1948 году она вернулась в Гавану и основала балетную труппу Алисии Алонсо. Подобно тому, как Театр балета 1939 года был сформирован из молодых американских артистов и европейских иммигрантов, балетная труппа включала в себя значительную часть нью-йоркских знакомых супругов Алонсо. Они потеряли работу в результате перестановок на нью-йоркской сцене, и их кубинские друзья давали им второй шанс. Однако школа испытывала значительные финансовые трудности. И только Фидель Кастро, придя к власти в 1959 году, решил поддержать кубинский балет, как часть своей независимости от Запада.

Ангел или тиран?

Несомненно, Алисия Алонсо была чрезвычайно талантливым, трудолюбивым и целеустремленным человеком. Ее возвращение в Гавану, несмотря на недружелюбное отношение властей в то время, было обусловлено самыми благими намерениями. Основанная ею школа (впоследствии Национальный балет Кубы) внесла значительный вклад в развитие этого вида искусства на острове. В то же время слава, деньги и власть над национальным балетом сделали эгоцентризм Алисии более заметным. С одной стороны, целью труппы было продвижение молодых талантов. С другой стороны, Алонсо испытывала к ним зависть и могла затормозить карьеру многих перспективных танцовщиков. Сама она вышла на сцену поздно и конкурировала с другими балеринами. Некоторые даже считали ее аналогом Фиделя Кастро в кубинском национальном балете. Тем не менее ее запомнили прежде всего как необыкновенную артистку и символ благотворительности. Она скончалась в 2019 году в возрасте 98 лет.

Алисия в возрасте 84 лет
Алисия в возрасте 84 лет

Алисия Алонсо - одна из тех необычных людей, которые относятся к невзгодам как к дополнительному стимулу. Ни ее происхождение с отдаленного и бедного острова, ни проблемы с деньгами не помешали ей добиться успеха. Самое главное - она не позволила себе одолеть болезнь, которая лишила ее - казалось бы, такого важного - видеть. Она вышла из этой борьбы новым человеком, а проблема со зрением позволила ей оригинально подходить к исполняемым ролям. Алисию считают матерью кубинского балета и одним из величайших новаторов классического балета в XX веке.