Канал ЭТО БЫЛО приветствует всех своих читателей и подписчиков!
Сегодня, 1 марта, 112-я годовщина со дня рождения Бориса Евсеевича Чертока, советского и российского учёного-конструктора, одного из ближайших соратников С. П. Королёва. При его самом непосредственном участии зарождалась и развивалась отечественная космонавтика... Интересный собеседник, свидетель и очевидец космических триумфов и человеческих трагедий, Борис Черток прожил долгую яркую, наполненную поистине историческими событиями жизнь... Великого учёного, который до последних дней своей жизни активно занимался космонавтикой, делом всей жизни, не стало 14 декабря 2011 года...
Незадолго до ухода Борис Евсеевич в своём последнем интервью выразил надежду, что отметит своё столетие... Не случилось... Это как раз тот случай, когда слова "ушла эпоха" - настоящая правда, а не красивый журналистский штамп.
Эту публикацию, посвящённую советскому учёному Борису Евсеевичу Чёртоку, я начну со слов, которые он произнёс более 20 лет назад, выступая на XXVI "Королёвских чтениях":
"В современной России сложилась уникальная ситуация: действует не одна, а две государственные структуры. Первая - президент, Дума, Совет Федерации, Правительство, все министерства и прочие положенные каждому государству институты. А вторая - теневой, олигархо-криминальная, захватившая все основные естественные богатства, продолжающая неконтролируемое расширение страны. Эта вторая теневая власть в государстве обладает огромными средствами. Она посадила Россию на нефтегазовой иглу. И по её воле основной заботой Правительства стало подогнать под цены на нефть показатели бюджета".
К огромному сожалению, своей актуальности слова ближайшего соратника и единомышленника Сергея Павловича Королёва не потеряли и сегодня.
Борис Черток переживал за судьбу российской космонавтики, обескровленной и обессиленной реформами "лихих" 90-ых. Тогда ставшая для "младореформаторов" обузой наука была брошена в кипящее жерло безжалостного рынка и выживала как могла. Помимо резкого сокращения финансирования научную сферу ждал и массовый отток учёных... Одни подались в предприниматели, другие уехали за границу.
"В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная, да и не только, промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. А вот США и Европу мы обогатили этими самыми профессиональными кадрами" - так рассказал о том времени Борис Черток. По его мнению, утечка капиталов - большая проблема для государства, но куда более катастрофическими последствиями обернётся "утечка умов"...
К сожалению, эта проблема и сегодня не решена в полной мере - не случайно другой учёный Роберт Нигматулин, отвечая на вопрос относительно 50 000 покинувших Россию учёных, вынужден был согласиться с этой печальной статистикой:
"Я думаю, что цифры правильные... за один год по 10 000 учёных уезжает. Например, с моей кафедры один человек уехал, не скажу, что он какие-то ведущие позиции занимал, но он был относительно молодой, собирался докторскую диссертацию защищать. Вообще это беда, когда родину покидают граждане -значит, им тут жить некомфортно, тяжело".
Как известно: "Кадры решают всё!". К сожалению, несмотря на многочисленные заверения об увеличении финансирования науки, заниматься исследовательской и прикладной наукой по-прежнему хотят немногие. По мнению Бориса Евсеевича, нынешняя молодёжь мечтает о карьере преуспевающих менеджеров... К тому же одним из главных тормозов науки в частности является пресловутая коррупционная составляющая, которая, как утверждает Черток, - настоящее преступление:
"Сегодня главное - сорвать хороший денежный куш, а не выполнить работу. Не буду говорить вместо президента, который в своих выступлениях в открытую сказал о том, что хищения происходят во всех сферах... Давайте честно скажем, что при Советской власти такое было невозможно. Я считаю, что российская экономика сейчас не способна решать масштабные космические задачи. Она слишком слаба для этого. А криминальная составляющая процессов финансирования, наоборот, сильна. Вот если бы увеличить свои интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы и защитить космонавтики от криминала (в том числе финансово-экономического), то мы смогли бы первыми в мире построить базу на Луне".
Полёты спутников к Луне начались в Советском Союзе в конце 50-ых годов, чему предшествовали годы кропотливой исследовательской работы. Ровно 70 лет назад, в 1954 году, группа учёных, среди которых был и Борис Евсеевич Черток, по требованию Сергея Павловича Королева составила докладную записку «Об искусственном спутнике Земли», что и стало отправной точкой в реализации советской "Лунной программы", которая окончательно была свёрнута в далёком 1976 году.
О том, что при нынешних условиях Россия не способна успешно вернуться к освоению Луны, о чём предупреждал Борис Черток, свидетельствует то, что 20 августа прошлого года «Роскосмос» объявил о крушении аппарата «Луна-25». А ведь это было первой лунной миссией современной России. На неё возлагали большие надежды, но, видимо, решение тех проблем, о которых говорил Борис Евсеевич, оказались пока не под силу современным российским учёным.
Более десяти лет назад в интервью порталу Известия IZ Черток откровенно высказался о состоянии российской космической отрасли;
"Пока Россией правят олигархи, ничего в нашей стране не изменится. Наука и космонавтика олигархам не нужны, существуют лишь для прикрытия. У великого Королёва даже дачи не было, не нужна была, но он сделал для страны больше, чем все олигархи, которые живут во дворцах и катаются на яхтах. Этих олигархов и знают-то только потому, что они нажились на стране Королёва и Гагарина... Российская элита - это класс богачей и махровых коррупционеров-чиновников. Им не до космонавтики".
Интересно, как бы Черток прокомментировал неудачу с аппаратом "Луна - 25", но вот что точно можно сказать, так это то, что успешная реализация всех космических проектов возможна лишь при самом серьёзном отношении к науке, в которой, как в зеркале, отражаются все экономические проблемы страны. И об этом постоянно говорил учёный:
За год до своей кончины Борис Евсеевич Черток, всю жизнь посвятивший ракетостроению и освоению космического пространства, заявил, что если у него спросят "есть ли у России космическое будущее" - ответ для меня может быть только утвердительным. Пока жив, буду надеяться, что руководство государства это осознает. Иначе никаких шансов быть не то что великой - сколько-нибудь значимой страной, у нас нет..."
Есть ли в нынешней России учёные такого высочайшего уровня, я сказать не могу - наверное, всё же нет... И, к сожалению, на то, чтобы вырастить такие кадры, у нашей страны слишком мало времени... А значит, ещё меньше времени на то, чтобы вернуть себе стату великой космической державы... Но отчаиваться мы не имеем права, поэтому храним надежду на то, что нашим учёным и всем, кто сегодня трудится, чтобы сделать Россию по-настоящему мощной и сильной, удастся совершить невозможное... Ведь раньше нам это удавалось!