Найти тему

Дэн Симмонс «Террор»

Одна из самых атмосферных, гнетущих, безнадежных и при этом невероятно увлекательных и филигранно выписанных книг в моей жизни.

Повествование основано на истории печально известной экспедиции 1845 года, в ходе которой предполагалось найти Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий. Два прекрасно оснащенных, укреплённых металлическими пластинами паровых судна «Террор» и «Эребус» под командованием опытного моряка сэра Джона Франклина выдвинулись к северному побережью Канады и… исчезли. На данный момент ход событий по большей части восстановлен. Чтобы пролить свет на трагедию потребовалось несколько поисковых отрядов и десятилетия работы. И найденные свидетельства ужасали.

Всё это было учтено Дэном Симмонсом и интереснейшим образом переработано, осмыслено и обыграно. Оттого пред читателем разворачивается потрясающее полотно из достоверных событий, живых и ярких героев и фантастических допущений, как некого порождения ледяной тьмы.

Команды кораблей оказываются скованными во льдах, без средств связи с внешним миром, испорченным провиантом, наедине с пронзающим звенящим морозом и неким чудовищным существом, открывшим на несчастных охоту…

Это деконструкция ужаса: от сил потусторонних, мифологических и неподвластных, до зла человеческой природы, от обстоятельств вне зоны влияния, таких как катастрофа и выжигающий холод, до людской губительной мелочности.

Но роман не ставит целью напугать. Скорее дает пищу нашему воображению и стимул душе, помещая на своих страницах в столь безнадежную ситуацию, исход из которой смерть. Но выбрать какой она будет все еще в человеческой власти. И это самое интересное – наблюдать за решениями и поступками обреченных людей, за их благородством, метанием, принятием и силой характера.

Книга написана образным и богатым языком, с детальным представлением корабельного устройства и внутреннего быта. Возможно, избыточно доскональное описание снастей в какой-то момент может наскучить и показаться чрезмерным, но как художественным прием данные фрагменты текста работают на погружение читателя в монотонный, темный, вязкий, скованный мраком мир, где уже нет ничего, кроме затухания и окончательного ухода во тьму.

Дэн Симмонс – преподаватель английской словесности, знаток литературы, и это чувствуется. При желании роман можно разбирать и с точки зрения литературной игры: в тексте присутствуют занятные переходы, а также отсылки и аллюзии. Особенно запомнился эпизод с праздником: абсолютно фантасмагоричный, впечатляющий и явно отсылающий к творчеству Эдгара Аллана По. То, как духоподъемное мероприятие превращается в ад… Это очень сильно. Автор грамотно использует контрасты, противопоставляя описания мирной размеренной жизни до трагедии, благородства и принципиальности героев полному расчеловечиванию, когда во вчерашних товарищах начинаешь видеть еду. Робкие проблески надежды и последующее нагнетание атмосферы, вплетаемые в текст, не позволяют расслабиться и отвлечься.

Возможно кому-то покажутся кощунственными подобные авторские допущения и элементы мистики, вплетенные в действительно имевшую место быть трагедию. Тем же кто относится к подобному художественному осмыслению благосклонно и не боится погружения во мрак бесконечной ночи, книгу очень рекомендую. Это качественная сильная литература.

Ну и личный совет: запаситесь горячим чаем и цитрусовыми. Поверьте, вам очень захочется апельсинов.

Библиотекарь городского абонемента Бородина Оксана Юрьевна