Найти тему
Около Успеха. Slow media

"Будущее за маркетплейсами" было 5 лет назад

Маркетплейсы, как и Москва, не резиновые! То, что туда всё ещё активно зазывают продавцов, не означает, что всем там найдётся место. Любой "клондайк" иссякаем. Но в любое время и в любом месте кто-то обязательно может заработать.

Есть ли смысл выходить с продажами на маркеты микро-производствам, мастерским и мастерам handmade? Эта статья - критичный взгляд на вопрос, исходя из личного опыта. Эта статья - на подумать. Это не чёткий список необходимых для заработка условий. Это как фильм с открытым финалом 🤓

Когда-то в 2004 году я очень правильно не поехала покорять Москву. Жаль, что такие правильные решения не часто встречались в моей жизни после...

Думаю, что никто не будет спорить с тем, что бОльшая часть всего нас окружающего развивается циклично. Почему бы не предположить, что и сферу ритейла не обойдёт это стороной?

Небольшая ремарка: в этой статье, как и почти во всех остальных моих, я выражаю сугубо личное мнение и никому его не навязываю. Моё мнение основано исключительно на личном опыте. Я не претендую на истину в первой инстанции и не планирую никого задеть. Но учитывая специфику и направленность моего канала, рассчитываю на адекватное отношение к моему труду, а также надеюсь на конструктивный диалог, который, возможно, благодаря коллективному бессознательному приоткроет нам завесу будущего.
"Торжественно клянусь, что замышляю шалость и только шалость..."
"Торжественно клянусь, что замышляю шалость и только шалость..."

Я не Ванга и не маркетолог-аналитик. Я не знаю, за чем там будущее, но явно не за маркетплейсами.

Перекупам с большими партиями ходовых товаров, продавцам известных брендов, товарам первой необходимости - там однозначно рады все, так как процесс поиска и покупки максимально облегчён. Но даже у твёрдо стоящего на своих позициях продавца средних размеров в любой категории есть свои проблемы. Например, огромное количество возвратов в категориях "Одежда" и "Обувь". Или постоянные "тёрки" с покупателями из-за брака технологичных товаров. Или кража/подмена возвращаемых товаров во многих категориях, на что сами агрегаторы просто закрывают глаза.

Когда ты большой и солидный, у тебя есть возможность посадить отдельного человека заниматься отдельным направлением. Например, кого-то - за формирование цен: просчитывать согласно аналитическим отчётам процент возвратов, процент брака, закладывать затраты на эти потерянные % в цену продаваемого. Другого - перекраивать логистику, корректировать цены по регионам. Третьего - общаться с покупателями, отвечать на отзывы и вопросы.

А когда ты всё это должен делать один? Когда у тебя образование вообще из другой оперы, но тебе нужно разобраться в сотне новых тем? Как обстоят дела у маленьких, но гордых продавцов микро-формата? У тех, кто трудится один или с очень маленькой командой единомышленников. Есть ли у них хоть какой-то шанс зарабатывать с продаж на маркетах?.. 🙈

А зазывают всех. Приторно сладкие картинки рисуют для всех одинаковые!

Количественная конкуренция уже на начало 2024-ого огромная. Мне кажется, там продавцов уже больше, чем покупателей. Подключается естественный отбор по качественным признакам. Предпринимаются попытки на Федеральном уровне перекрыть агрегаторам бесконечный не дозированный "кислород". А последние в свою очередь пытаются минимизировать свои потери за счёт продавцов. Всё это однозначно скажется на всех, но сильнее на тех, кто торгует в микро-формате. Как в анекдоте про мировой кризис... 😐

Те "малыши", которые вышли с продажами на маркеты 5 лет назад, успели поторговать. Кто-то даже успел искупаться в шоколаде. Мы вылезли туда в начале 2021-ого. Но и за эти три года успели пройти несколько кругов по Данте. Хотела сама картинку сварганить, да боюсь, что Дзен прикроет мой канал после неё 😂😂😂 Там эти круги даже переименовывать не надо... Кто знаком с "Божественной комедией", поржёт 🤓

Был период странно больших продаж, был период неожиданного затишья в самый сезон, были дурацкие нововведения и добровольно-принудительные платные услуги... И ни одна аналитическая система, ни один статистический отчёт не могли нам объяснить, что происходит в конкретный момент, не были способны дать полную ясную картину причинно-следственных связей. Только импровизация, только хардкор 🤘

Действуем в условиях постоянной частичной неопределённости
Действуем в условиях постоянной частичной неопределённости

Я специально залезла и пошерстила инет на наличие статей о заработке на маркетплейсах. Самые внятные из них написаны именно продавцами, которые смогли "зацепиться" там в силу удачного стечения обстоятельств: времени выхода, выбора мало конкурентной ниши, попадания в товар и т.п. Очень мало среди этих продавцов тех, кто торгует тем, что делает сам.

Вполне вероятно, что нам, производителям, просто некогда об этом писать. Но я больше к тому, что про торговлю на маркетплейсах пишут, в основном, для тех, кто хочет бизнес. Люди анализировали рынок, искали подходящий товар, закупали его для перепродажи. Они действительно строили бизнес - дело, которое должно приносить доход. Дохода нет - бизнес закрывается, открывается другой. Поэтому когда эти люди говорят об ошибках на старте, чаще всего они начинают свои "топ-5" с того, что неверно выбрана ниша 🤔

Для нас, производителей, ремесленников и самозанятых, это бесполезная информация. Мы не выбирали нишу. Она выбрала нас. Мы не выбирали, каким ремеслом заняться от нечего делать. Это тянулось из детства, к этому лежала душа, этим мы занимались всё своё свободное время. Мы в эту тему совершенно с другой стороны заходим. В тот момент, когда мы задумались о том, а можно ли плоды нашего творчества продать, вот тогда мы начали перебирать варианты.

Для нас вопрос «чем торговать?» не существует. Для нас главный вопрос: подходящие каналы реализации. И при детальном рассмотрении их оказывается не так и много, особенно без стартового капитала на развитие ресурсов, а его в 99% случаев нет! Именно в момент осознания своих "невозможностей" мы и начинаем изучать нюансы торговли на маркетах.

И как хотите называйте торговлю на маркетплейсах, но для микро-формата - это что угодно, но не бизнес. Вспомните все смешные картинки на тему "ожидание/реальность", которые вы видели. Вот, вот так примерно и будет. И только в одном случае из 100 получится себя этим "бизнесом" обеспечивать. Именно поэтому озвученные истории успеха такие громкие.

Одну оставлю, остальные сами гуглите =)
Одну оставлю, остальные сами гуглите =)

Почему не все добиваются поставленных целей на маркетплейсах?

Конечно, конкуренция выросла. Не все чётко обозначают свои цели. Да какое там "чётко"? Выходят как в магазин, когда не знают, что нужно. Очевидно, что бОльшая часть товаров микро-производств - это не товары первой необходимости. Но не все стихи написаны, я вас уверяю.

Давайте пока отложим разбор аналитики рынка и посмотрим на этот вопрос как раз с позиции отсутствия выбора ниши. Ждут ли вас там? Насколько хороши ваши товары? Справитесь ли вы с объёмом работы и количеством новой информации? Насколько быстро и уверенно отвечаете на эти вопросы?

Это не мотивационная вступительная речь. Это не попытка добиться от аудитории бездумного "Да, капитан!". Это вопросы, которые нужно задать себе и честно на них ответить.

С выходом почти на все маркетплейсы нет первоначальных затрат. Я не про производство товаров, а про то, что регистрация, заключение договора, открытие счёта и т.п. - всё это бесплатно. Термопринтер прикупи и алга. Никто не мешает пробовать, а уж потом отвечать. Но в реальности получается так, что вышли, "потоптались", продаж не дождались и, не разобравшись, в расстроенных чувствах ушли. Статей на эту тему, кстати, гораздо больше, чем историй успеха. Они тихие, горькие и с обидой на то, что обманули. А если кто-то кого-то и обманул, то это только автор статьи обманул сам себя.

На мой взгляд, виной этим многочисленным неудачам два аспекта:

  • мы переоцениваем свои способности и возможности
  • такое явление, как предвзятость оптимизма (если хотите, в переводе - "русский авось" 😜)

Я сейчас объясню на своём примере.

Мои маркетинговые "судороги" начались с группы ВК. И пока я её начала приводить в чувства, все вокруг - и знакомые, и инет - кричали, "зачем ты трогаешь дохлую лошадь?!", нужно выходить продавать в другую соцсеть, в которой "все очень неплохо зарабатывают на продажах". А мне она не нравилась категорически.

Потому что я не хотела, чтобы впечатление от ресурса, который я веду, складывалось на основе моих умений подобрать 9 картинок, схожих по стилистике, чтобы смотрелось хорошо. Моя группа не об этом. Мои товары не об этом. И я не об этом. Я о том, что читать надо, товарищи. Читать и думать. С логикой, юмором и здоровым скепсисом относится ко всему, что видите, слышите и тем более передаете по цепочке дальше.

Но, поддавшись давлению толпы, я завела-таки группу там. И? И ни-че-го. Потому что не моё. И изначально таким было. И я это знала. Потому что я не умею хорошо фотографировать, а выкладывать скомпонованные чужие фото, лично моё мнение, - это моветон при живом производстве.

Потом очень быстро, в свете мировых событий, лавку подприкрыли, и я облегчённо вздохнула. Только потратила много времени и дополнительных сил на то, что изначально было обречено на провал 😕

Даже смотреть больно
Даже смотреть больно

Так вот если вы думаете, что, не умея хорошо считать, вы дождётесь прибыли без посторонней помощи... Или не понимая сути аналитических данных, не зная тематических ресурсов, вы сразу сможете выбрать оптимальную схему продвижения... Или не желая угодить заказанным товаром покупателю, получите шикарный бесплатный отзыв с фото, который сразу же мотивирует всех остальных на покупки у вас... Вы будете сильно удивлены и не менее сильно разочарованы. Об этом нет никакой информации в слоганах-зазывалках, иначе бы они не работали.

Вы должны обладать некоторым стартовым потенциалом. Важны ваши знания, навыки, наработки, умение быстро искать и разбираться с новой информацией, знание различных программ, приложух и коммуникационных сетей, возможность уделять много времени, опыт общения с людьми... И многое другое. Даже высокая скорость печати на клавиатуре вам пригодится!

Только в этом случае вы сможете рассчитывать на определённые успехи, делать какие-то похожие на правду прогнозы.

В любом другом случае, ваш выход на маркетплейс - это предвзятость оптимизма.

Вам не будут на старте говорить о том, что вывозит только 1 продавец из 100. Нет в свободном доступе официальной статистики по ушедшим с маркетов продавцам, как с закрытием ИП. С вас поимеют несколько комиссий и, возможно, штрафов, если не успеете в чём-то разобраться. И вы, обиженный, уйдёте, думая, что те, кто повлиял на ваше решение начать торговать на маркетплейсе, наполовину обманщики, наполовину идиоты. Но есть одно "но"...

Я пытаюсь аккуратно сказать то, что на картинке ниже 🙈😂

И ничего с этим не поделаешь
И ничего с этим не поделаешь

Ровно половина тех, кто начал свою "игру" на маркетплейсе и проиграл, - эм... оптимисты. Вторая половина - просто выбрала не тот канал реализации.

Всё может быть хорошо со знаниями и умениями у человека, может быть товар подходящий... Но вот не его этот канал, не его! Творчества в человеке больше, чем усидчивости, подкованности в цифрах, способности разбираться в трудных темах. Зачем тогда маркет? Соцсети или даже наш Дзен дадут больше пространства для манёвров.

Когда я читаю в комментариях о том, что кто-то тратит на маркете 5000 рублей в день на платное продвижение и "даже в ноль" не выходит, у меня сразу вопрос возникает:

Зачем, господи, зачем вы это делаете?
Зачем, господи, зачем вы это делаете?

Почему вы не почитали, что это бессмысленно в формате вашего магазина? Почему вы не используете другие ресурсы, которые больше подходят? Неужели вы - очередной "кладоискатель"?!

Да, об этом не кричат, но эта информация, почти вся информация о рисках и возможных проблемах в свободном доступе! Даже у меня на канале дофигища инфы на эту тему, даже у скиллбокса есть бесплатные видюхи... Нельзя начинать что-то делать на чистой мотивации, послушав очередного продавана успеха. Включите свои рационализм и критическое мышление, начните изучать вопрос со всех сторон, а не только с той, где вы на берегу океана с ноутом на руках чилите.

Может показаться, что я этой статьёй хочу сократить ряды своих прямых конкурентов на маркетплейсах 😂😜 Ан-нет!

Мои прямые конкуренты прекрасно это знают. Они как раз те, кто разобрался во всём и остался. А вот те люди, которые толпой бездумно заходят на маркеты, портят жизнь и мне, и себе - всем, кроме самих маркетплейсов.

Постоянная небрежность равняется постоянному провалу!

Я пытаюсь выступить с позиции антирекламы. Я хочу, чтобы вы перестали слушать эти уже стихающие, но не менее надоедающие, речи о том, что "начать торговать легко, только заплатите 30 к, и мы вам всё расскажем" или "10000 рублей - всё, что вам нужно для начала", или любую другую фигню, которую сочиняют люди, зарабатывающие на продаже мотивационных речей, а не программ действий. Они пересказывают то, что находится в свободном доступе. Они мотивируют, говоря "всё у вас получится!" каждому. Их уже начали бить по рукам, но всё ещё встречаются страждущие и надеющиеся на чудодейственную формулу успешного успеха.

Не принимайте близко к сердцу - люди просто деньги зарабатывают на внушаемых и верующих.

А маркетплейсы деньги зарабатывают на всех.

Нет, не легко начать продавать! Легко - стать самозанятым и зарегистрироваться на маркетплейсе, а начать продавать - не легко! И всё, что вам нужно для начала - это голова, способная думать, а не 10000 рублей! 😡

Грабельки любимые
Грабельки любимые

Как правило, изнутри ситуация всегда выглядит иначе, а рассмотреть её на расстоянии умеют не многие. Как же понять, достаточно ли у вас навыков?

Есть один очень простой способ: возьмите пару листиков бумаги, вооружитесь карандашом, уберите подальше телефон и другие гаджеты, чтобы не подглядывать 😁 и попробуйте написать бизнес-план для вашего выхода на маркет. Напишите хоть что-то. А потом сравните то, что написали, с примерами в инете по схожей тематике.

Если вы хотя бы половину необходимого вспомнили и уделили этому внимание, то это отлично! Если вы уже 15 минут сидите и вообще не одупляете, что писать, значит, вам точно на маркет рано. Займитесь образованием, самообразованием: вся необходимая информация есть в свободном доступе в сети!

Вот такой не прокатит
Вот такой не прокатит

Вероятно, вы сейчас подумали, что сможете кого-то нанять, чтобы он взял на себя ваши пробелы. Это в корне не верно. Нет, нанять-то вы сможете кого угодно. Но во-1, вы будете удивлены тому, сколько это стоит, а во-2, как вы поймете уровень знаний нанятого по вопросу, в котором сами не разбираетесь? Вы потеряете деньги и время, и начнёте этот порочный круг заново.

Чтобы обеспечить себе возможность зарабатывать на маркетплейсах, вы обязаны разобраться с каждым этапом самостоятельно.

Жизнь так устроена, что даже очень полезная книга может быть полезна именно вам на 1%. Вы прочитаете её за неделю, а вынесете только 3 полезных предложения. Но одновременно, вполне вероятно, именно эти 3 предложения в корне изменят весь ваш мир.

Закрытием пробелов в необходимых знаниях вы дадите себе возможность легко справиться с количественной конкуренцией. А дальнейшее непрерывное образование - с качественной.

Если вы доберётесь до качественного отсева и останетесь в ряду его результатов, дальше начнётся следующий этап: выживут только быстрые и хитрые. А быть хитрым и тупым одновременно - невозможно 😉

Так что, если вы не готовы полностью переключиться и самостоятельно со всем разбираться, тысячу раз подумайте, нужно ли вам на маркеты.

Джефф дело говорит
Джефф дело говорит