Найти в Дзене

История развития аудиоспектакля

Как я уже говорил, по образованию я звукорежиссер, а сейчас работаю осветителем в театре. Поэтому почему бы не рассказать о стыке аудио и театрального жанра – аудиоспектакле.

Слово спектакль от латинского spectaculum, что в переводе значит – зрелище. Относительно театра в привычном понимании, античная «схена» или современные театральные залы, слово зрелище абсолютно уместно. Совсем другое дело аудиоспектакль, в котором нет никакого зрелища в привычном зрительном понимании. Всю зрелищность аудиопостановки создают звуки, музыка с помощью которых режиссер рассказывает историю, вызывая ее в нашем воображении. Аудиоспектакль представляет собой театрализованное, но исключительно акустическое представление. Из-за отсутствия визуального ряда «зрелищность» аудиоспектакля зависит в большей степени от шумов, звуков, музыки и диалогов. Верно подобранное музыкально-шумовое оформление позволяет слушателю до мельчайших подробностей проникнуть внутрь действия постановки, оказаться в самом центре событий, в полной мере представить себе персонажей произведения и окружающую обстановку.

В наше время, аудиоспектакль и аудиокниги плотно укоренились в повседневной жизни практически каждого. Не многие могут похвастаться достаточным наличием свободного времени, чтобы скоротать вечерок, усевшись с книжкой в удобном кресле. Современный ритм жизни, необходимость постоянно куда-то бежать, переключаться с задачи на задачу не располагает к такому досугу. На помощь приходят аудиоспектакли. Ведь нет ничего проще, чем воткнуть наушники и слушать их по пути на работу, во время занятия фитнесом и все в таком духе. Развитие способов дистрибуции цифрового контента по всему миру, а так же наличие гаджетов у каждого без исключения человека позволяет данному жанру захватывать все больше и больше слушателей.

Если прослеживать историческое развитие жанра, то отправной точкой для его зарождения можно считать усовершенствование телефона Белла Клеманом Адером, с помощью которого он организовал первую телефонную сеть в Париже в 1880 году. Спустя всего год, Клемен представил публике свое новое изобретение «театрофон». ». Театрофон являлся системой для стереофонической передачи оперных и театральных представлений через телефон. Впервые он был представлен в Париже в 1881 году на всемирной выставке. Данный аппарат позволил одновременно прослушивать оперу сразу 47 посетителям выставки в удаленности от оркестра в 2 км. (Это ли не чудо?!) Примерно через 10 лет, подобные аппараты поступили в коммерческое производство. Трансляция велась по телефонным линиям. Передавали концерты, спектакли, богослужения и выпуски новостей. Аппарат представлял собой два телефонных приемника подключенных к гибким проводам. Прослушивался телефонный эфир с помощью двух наушников. Таким образом, театрофон можно считать первым в истории бинауральным стереофоническим аппаратом.

Девушка слушающая театрофон
Девушка слушающая театрофон
Клеман Адер
Клеман Адер

21 ноября 1877 года Томас Эдиссон представляет публике фонограф. Первый в истории прибор, позволяющий производить запись и воспроизведение звука. Устройство фонографа было достаточно простым звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой была пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане (цилиндре). При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Демонстрация фонографа на публике произвела революцию в сфере телефонной трансляции передач. И сделала возможной передачу не только живого исполнения, но и трансляцию уже записанных передач.

Фонограф Эдиссона
Фонограф Эдиссона

Возникновение условий для массовой записи аудиоматериала и распространения его среди слушателей возникают так называемые аудиокниги. Аудиокнига может отчасти являться прообразом аудиоспектакля. Термин «аудиокнига» впервые вошёл в употребление в 1970-х, когда записи начали производиться на аудиокассетах. Утвержден же этот термин был компанией Audio Publishers Association только в 1994 году. (Была образована в 1986 году. Это некоммерческая организация, которая защищает интересы издателей аудио. В состав ассоциации входят аудиоиздательские компании, поставщики, дистрибьюторы и продавцы, а также другие лица, которые связаны с производством, распространением и продажей аудиокниг.) В большинстве своем, аудиокниги - это моноисполняемые произведения, главная задача которого, ознакомить слушателя с литературным произведением. Стремясь к чистой передаче информации, аудиокнига, изначально, не является самостоятельным произведением искусства, а представляет собой сухую "начитку" текста произведения. Однако в настоящее время многие аудиокниги, записанные актерами, или озвученные шумами и музыкой, уже отходят от чистоты жанра в сторону радио- или аудиоспектакля и становятся самостоятельными произведениями искусства.

Первые аудиокниги начинают выпускаться в США в 1931г. в рамках программы поддержки слабовидящих. в 1961 году под руководством ВОС( Всесоюзного общества слепых) начинается выпуск аудиокниг в СССР.

Революция в передаче информации происходит в 1895 году. Сразу двое ученых из России и Италии запатентовали принципиально новый беспроводной способ передачи информации – радио. Благодаря открытию совершенному Александром Поповым и Гульельмо Маркони в скором времени радиовещание стало доступно всем.

Александр Попов
Александр Попов
Гульермо Маркони
Гульермо Маркони

Историки несколько расходятся во мнениях относительно начала массового радиовещания в России. Принято считать, что радиосообщение в нашей стране было налажено в промежутке между 1921 и 1927 годами. Первые радиопередачи представляли собой вещание в реальном времени из радиорубки, преимущественно это были доклады, лекции, сводки новостей. Принято считать, что первая проба подобного вещания опробовалась с 28 мая по 1 июня 1921 года в Москве. Рупоры громкоговорителей были установлены на здании Моссовета. С 17 июня трансляция стала идти на шести площадях Москвы.

Несмотря на то, что после изобретенные радиоприемники стали появляться у простых граждан, круг слушателей был достаточно узок и ограничивался преимущественно радиолюбителями. Глобальное внедрение радио в жизнь каждого человека началось после изобретения принципиально новой термоэлектронной вакуумной лампы В 1883 году Томас Эдисон пытался найти способ продлить срок службы осветительной лампы с угольной нитью накаливания в вакуумной колбе. Одним из экспериментов было введение в вакуум лампы дополнительной металлической пластины с проводником, выходящим наружу. Ученым было зафиксировано, что вакуум проводит ток от электрода к накаленной нити, при условии, что нить накалена. Данному открытию не было придано большого значения, но Эдисон запатентовал его. В 1905 году «эффект Эдисона» был взят в основу Джоном Флемингом при разработке первой электронной лампы. В течение двух лет радиоприемники или «радиотелефоны», как их тогда называли, стали встречаться в каждом жоме, а коммерческое радиовещание быстро стало предпочтительным выбором для новостей и развлечений. Возникает радиоспектакль.

Радиоспектакль представляет сoбoй спектaкль, транслируемый с представления в театре, либo в студии, пo идущему в репертуаре театра спектаклю, либo сoздaнный специальнo на радиoстудии. Глaвным oтличием oт аудиoспектакля являeтся то, чтo матeриал дoлжен быть хорошo слышимым на простoй aппаратуре, среднeстатистическом рaдиoприемнике с пoпрaвкой на возможные пoмeхи. Что означaeт минимум звукoвых эффeктов и синхрoнных шумoв в зaписи. Пик популярности этого жанра приходится на середину XX века.

Первой постановкой радиоспектакля принято считать небольшой рассказ написанный специально для радиовещания и прозвучавший в эфире радиостанции Питсбурга в 1921 году – « Сельская линия об образовании». После успеха этого эфира радиостанция KDKA стала на постоянной основе транслировать целые бродвейские мюзиклы. Необходимо отметить, что первые постановки отыгрывали в реальном времени специально для радиоэфира, что ограничивало возможности оформления постановок синхронными шумами и звуковыми эффектами.

Первым отечественным радиоспектаклем принято считать «Вечер у Марии Волконской». 25 декабря 1925-го года считается датой рождения отечественного радиотеатра. В этот день в эфир вышел первый советский радиоспектакль по оригинальному сценарию. Документальной основой сюжета стали дневники княгини Волконской. Написание радиопьесы было приурочено к столетию восстания декабристов, а её режиссёром выступил Николай Волконский.

Первые радиоспектакли были достаточно скудны с точки зрения возможностей жанра, поэтому их появления дает нам повод зафиксировать лишь факт его рождения. Начальный период массового радиовещания принято называть аудиовербальным, так как в трансляциях того времени трудно найти целостный синтез средств звуковой выразительности. В период 1921-1927 года были заложены основные тенденции, обуславливающие развитие жанра в будущем: стремление к эмоциональности радиосообщения, поиск возможностей адаптации исходного литературного материала для создания драматической конструкции изложения радиосообщения, попытки найти наилучший баланс между речевой и не речевой частями произведения.

Основной проблемой в постановке первых радиоспектаклей представляла трудность их озвучания с помощью синхронных шумов и музыки и достоверность звукового воплощения сюжета. На заре радиопостановок шумовое оформление спектаклей происходило все в той же студии в режиме реального времени вместе с актерами. Театральная имитация звукового ряда была весьма логичным решением существующей проблемы. Первые эксперименты оформления звуковыми эффектами проводились по принятым в театре канонам, с некоторой поправкой на микрофон. Звуки грома все так же озвучивались ударами по листу железа, проезжающий мимо поезд имитируется двумя длинными коробками с мелкой дробью и деревянными плашками, потрескивание камина передается с помощью комкания обертки от пирожного у микрофона, находчивости и изобретательности радистов того времени можно только позавидовать. В 1930 году звукорежиссер Евгений Рюмин представил «универсальный звуковой станок» способный извлекать до 37 звукоподражаний. Доподлинно неизвестно из каких материалов был сконструирован прибор Рюмина, очевидно лишь, что для всех постановщиков радиоспектаклей того времени это был прорыв. Но, тем не менее возможности такого вещания были не безграничны и достаточно скудны.

Несмотря на минимизацию звуковых эффектов и синхронных шумов в записи, радиоспектакль должен был вызвать в воображении слушателя происходящее на «сцене» произведения. «Рисовать» средствами речи, музыки, шумов и звуковых спецэффектов – очень непростая задача, так как все звучности создают и наполняют "картинку" радио самостоятельно, дополняя, но не дублируя друг друга. Хотя в нынешнем квазихудожественном эфире очень часто можно слышать шумы лишь как тупое повторение словесного содержания. Это очень обедняет звуковую ткань произведения, а иногда и просто превращает ее в нелепое и глупое нагромождение звучностей. Например, голос произносит: "Начался вальс (звучит вальс), послышались громкие аплодисменты (звучат аплодисменты), и раздался пушечный выстрел (звучит выстрел), сразу после которого, как по взмаху гигантской дирижерской палочки, активно вступили контрабасы" (звучат контрабасы). Это все выглядит как азбука для начинающих пользоваться слухом, но никак не для слушателей радиоспектакля. Собственно, на радио может существовать не только радиокомпозиция, но и транслироваться обычный драматический спектакль, записанный в обычном театре с обычными актерами и зрителями. Однако в этом случае в произведении вместо традиционного изобразительного ряда записывается пояснительный текст, разъясняющий, что происходит на сцене, своеобразный комментарий для невидящих. Поэтому трансляция приобретает отличные от оригинала формы выразительности и драматургию, имеющую в своей фактуре этот комментаторский пласт (речевой и шумовой). Текст комментатора очень умело вплетается в звуковую ткань театрального произведения.

Еще одним значимым этапом в становлении жанра является постановка радиоспектакля по произведению «Война миров» Герберта Уэллса 1938 года. Режиссером спектакля стал однофамилец автора Орсон Уэллс, тремя годами позже снявший один из самых значимых фильмов первой половины ХХ века – «Гражданин Кейн».

Плакат фильма "Гражданин Кейн" режиссера Орсона Уэллса
Плакат фильма "Гражданин Кейн" режиссера Орсона Уэллса

Переработанный текст романа представлял собой пародию на новостной радиорепортаж о нашествии марсиан. Череда своеобразных включений с места событий якобы высадки марсиан прерывающихся по неизвестным причинам, докладов ученых и даже выступление государственного секретаря и даже объявления главой национальной гвардии военного положения приковали к приемникам практически 6 миллионов слушателей. Реалистичность с которой был срежиссирован спектакль послужила поводом для всеобщей паники, люди бросали свои дома, дороги были забиты напуганными слушателями, беженцы пытались уехать как можно дальше от Нью-Джерси у которого якобы высадились инопланетяне. После трансляции постановки властям в течении шести недель приходилось ликвидировать последствия столь большого режиссерского успеха.

-7

Регулярное использование звукозаписи начинается с появления механического аппарата записи звука инженера Шорина в 1936 году.

Аппарат Шорина
Аппарат Шорина

Запись производилась на склеенную в кольцо кинопленку, перемещаемую мимо резца, соединенного с рупором. По сути своей некоторая разновидность грамзаписи. Существенным недостатком такой записи было отсутствие возможности монтажа звукового ряда. Основой радиовещания звукозапись стала только в послевоенные годы. В 1945 году союзники получили доступ к новейшему немецкому изобретению – магнитной записи на магнитной ленте. Магнитная звукозапись, в современном понимании, была разработана в 1930-е годы в Германии в результате сотрудничества двух корпораций: химического концерна BASF и электронной компании AEG при содействии немецкой телерадиовещательной компании RRG. Данная технология широко использовалась только в Германии до конца второй мировой войны. В основе магнитной записи лежит явление намагничивания ферромагнитных материалов и их способность сохранять это состояние после прекращения действия поля, причем практически неограниченно долго. Запись выполняется с помощью специального устройства - записывающей магнитной головки, возбуждающей переменное магнитное поле. Относительно этой головки и в контакте с ней перемешается носитель с ферромагнитным рабочим слоем. На этом слое остается след остаточного намагничивания. След - это дорожка записи, остаточное намагничивание - сигналограмма, в устройствах записи звука - фонограмма. Считывание фонограммы - магнитное поле носителя, перемещающегося относительно считывающей головки, возбуждает в ней индукционный электрический ток - фактически электрический сигнал звуковой частоты.

Изобретение магнитной ленты было огромным скачком в сторону звуковой точности записываемого материала. Принципиальными отличиями магнитной записи от грампластинок являлись продолжительность материала способного уместиться на носителе, качество звучания и возможность монтажа исходного аудиофайла. Возможность монтажа открывала совершенно новые перспективы перед постановщиками и режиссерами радиоспектаклей. Теперь появлялась возможность без единой поясняющей реплики рассказчика передавать происходящее в звуковом кадре с помощью заранее записанных и смонтированных в единую дорожку шумов и звуков.

Примеры формфактора магнитной звукозаписывающей ленты
Примеры формфактора магнитной звукозаписывающей ленты

С 1950-ых годов магнитная лента была утверждена как стандарт звукозаписи на радио и других отраслях. Развитие многодорожечной магнитофонной записи привело, по сути к кончине винилового диска как носителя для работы со звуком. Гибкие возможности магнитной пленки открывали невероятный потенциал в монтаже, сведении и мастеринге звукового файла. В 1964 году разработанные компанией Philips компакт-кассеты с магнитной пленкой 3,81мм шириной практически вытеснили с рынка аудионосителей катушечные магнитофоны. Компакт-кассеты очень быстро вошли в широкое пользование у слушателей. С появлением магнитной пленки основное внимание в области обработки звука было направлено на работу с музыкальным материалом. Магнитная лента дала звукорежиссерам неведомую до сих пор пластичность, которую в свое время дала кинопленка – звуками, запечатлёнными на пленку теперь можно легко жонглировать акустически, редактировать и сочетать такими способами которые были просто невозможны при записи винилового диска. Пик таких экспериментов приходится на начало 1950-х годов, когда различные музыкальные группы начали использовать возможности редактирования и «мульти-трекинг» для создания больших «виртуальных» ансамблей голосов и инструментов, построенных целиком из нескольких записей на магнитной ленте своих собственных голосов и инструментов. Магнитная лента вызвала быстрое и радикальное усложнение популярной музыки, что позволило композиторам, продюсерам, инженерам и исполнителям реализовать ранее недостижимые уровни сложности. В связи с усиленным вниманием к музыкальному жанру радиоспектакли канули в небытие на 30-40 лет. Отчасти это было обусловлено подъемом в киноиндустрии.

В 1980-ых годах появилась цифровая звукозапись. Достаточно быстро она заняла пьедестал главенствующей технологии. Все больше студий и аудиостанций переходили на цифровой формат. Основным носителем становится компакт-диск. CD диск был изобретен благодаря совместным усилиям компаний Sony и Philips. Характеристики CD диска известны всем в профессиональной сфере. Звук воспроизводится в стереофоническом варианте, импульсно-кодовый тип кодирования, частота дискретизации 44,1кГц, линейной 16-разрядное квантование, длительность звучания 80 минут и быстрый произвольный доступ к трекам на носителе.

-10

Быстрое развитие цифровых форматов записи и носителей во многом способствовало их широкому распространению среди публики, а так же к упрощению работы с аудиоматериалом. В 90-ых годах XX века начинают образовываться кружки любителей аудиопостановок. Появление файлообменников позволило любителям жанра делиться друг с другом накопленными записями и материала, что способствовало своего рода возрождению жанра. На сегодняшний день радиоспектакли остаются популярными благодаря своей общедоступности по всему миру в сети интернет. Относительно невысока стоимость производства радиоспектаклей позволяет радиостанциям, выпускающим постановки, заказывать большое количество различных сценариев. Интерес к жанру со стороны аудитории делает возможным выпуск не только общеизвестных произведений, но и публикацию малоизвестных и начинающих авторов.

Формат аудиоспектаклей начинает существовать параллельно с книгами, которые были представлены на радио не только в исполнении актеров, но и в отдельных случаях в исполнении самих авторов. В Британии и других странах во всем мире так же создается большое количество аудиопостановок (как стендап, так и ситкомы). Вместе эти программы обеспечивают развлечение там, где телевидение либо нежелательно, либо отвлекает (например, во время вождения или работы с механизмами). Selected Shorts, давняя программа NPR, транслируемая перед живой аудиторией в Symphony Space в Нью-Йорке, стала стимулом для более чем 300 000 слушателей каждую неделю во время чтения современных и классических рассказов известных профессиональных актеров.

Говоря о стоимости производства современного радиоспектакля необходимо учитывать, что отсутствие визуальных эффектов позволяет использовать в них просто фантастические решения и эффекты, стоимость которых в сравнении с живыми постановками, фильмами и телевидением была бы крайне высокой. Продюсерам выгоднее выпустить целую аудио постановку, основанную только на звуковых эффектах и запустить ее дистрибуцию через интернет, чем создать проект, рассказывающий ту же историю, но в формате живого шоу, поскольку расходы на декорации, реквизит и костюмы представляют большие финансовые затраты. Такая особенность аудиоспектакля приводит к тому, что иногда популярные телесериалы преобразуют в радиосериалы, что приводит к снижению затрат на производство и делает произведение более рентабельным несмотря на меньшую аудиторию. Если компании, которая занимается созданием радиоспектакля, является правообладателем самого сериала, то это приводит к значительному снижению расходов на производство, а так же позволять экономить на различных гонорарах и отчислениях. Радио версии сериалов так же могут использовать для озвучивания ролей голоса тех же актеров, которые участвовали в оригинальных телевизионных проектах даже спустя десятилетия, при этом их голоса будут звучать примерно так же, как и раньше. В дополнении к обычному радиовещанию на данный момент переживает возрождение классические радиоспектакли или же аудиоспектакли.

С совершенствованием техники, из радиoспектакля вырастает новый жанр - аудиoспектакль. Аудиоспектaкль этo более усложненный вaриант радиoспектакля, звучал в эфире, но уже издавался отдельно. Необходимо отметить, что понятие аудиоспектакль иногда используется в качестве синонима к радиоспектаклю, что является не совсем верным. Аудиоспектакль как независимое произведение не предназначается для вещания в радиоэфире. Аудиоспектакль является более свoбодным жанром по хронометражу, так как не привязан к эфирному времeни. Изначально произведения записывались на пластинки, пoзднее диски. В настoящее время существует, как правило, на дисках и в сети, реже, в эфирe. Oтличается высоким качеством записи, значительной проработкой в пoстпрoдакшeне, значительным подготовительным периодом (репетиции и т.д. - мoжно сравнить с "застольным" периодом тeaтрaльного спектaкля).

Аудиоспектакли могут создаваться как по специально написанным для этого жанра пьесам, так и по классическим театральным и литературным произведениям после небольшой адаптации исходного текста. Стоит отметить, что первоначально жанр аудиоспектакля как такового был значительно ограничен. Связать это можно в первую очередь с отсутствием возможности полноценной записи во время начала развития данного направления.

Благодаря растущему количеству независимых продюсеров, которые могут привлечь еще большую аудиторию посредством распространения новых проектов через интернет. С изменением способа распространения аудоспектаклей и радиоспектаклей, а также прихода цифровой эпохи изменение претерпели и способы записи постановок. На сегодняшний день существует множество аудиоспектаклей, которые были полностью записаны через интернет, когда все актеры находилось в совершенно разных уголках страны или даже планеты. Некоторые продюсеры пришли к тому, что стали использовать портативные записывающие устройства которые позволяют записывать актеров прямо на месте, а не в студии как было раньше.

Повсеместная доступность звукозаписывающей аппаратуры облегчает любительское производство аудиоспектаклей. А высокий технический уровень современной аппаратуры, позволяет создавать аудиоспектакли в домашних условиях практически в студийном качестве.

Крупным нововведением в нише аудиоспектаклей стало возникновение жанра подкастов. Подкаст - это эпизодическая серия цифровых аудиофайлов с произношением слов, которые пользователь может загрузить на персональное устройство для удобного прослушивания. Распространение подкастов производится в сети интернет. Потоковые приложения и службы подкастинга предоставляют удобный и интегрированный способ управления очередью личного потребления для многих источников подкастов и устройств воспроизведения.

Минимум аппаратуры, необходимой для подкаста
Минимум аппаратуры, необходимой для подкаста

Роман-подкаст - это литературная форма, сочетающая в себе концепции подкаста и аудиокниги. Как и традиционный роман, роман-подкаст - это произведение литературной прозы; однако он записывается эпизодами, которые транслируются онлайн в течение определенного периода времени. Эпизоды могут транслироваться через веб-сайт, блог или другой метод распространения. Эпизоды могут выпускаться по регулярному графику, например, раз в неделю, или нерегулярно по мере завершения каждого эпизода. Так же, как и в аудиокнигах, в некоторых романах-подкастах вещание идет со звуковыми эффектами и отдельными голосовыми актерами для каждого персонажа, аналогично радиоспектаклю или написанному по сценарию подкасту, но во многих из них есть один рассказчик и мало или совсем нет звуковых эффектов.

Некоторые авторы подкастов бесплатно раздают подкаст-версию своей книги в качестве рекламы. Иногда такие романисты заключают издательские контракты на напечатание своих романов. Авторы подкастов отмечают, что подкастинг их романов позволяет им создавать аудиторию, даже если они не могут заставить издателя покупать их книги. Эта аудитория затем упрощает заключение сделки печати с издателем на более поздний срок. Эти авторы подкастов также утверждают, что выпуск бесплатного подкаста приносит им пользу, компенсируя тот факт, что они бесплатно раздают свою работу.

Если вас заинтересовал такой формат, буду рад видеть вас на других своих публикациях:)

Все чаще и чаще ловлю себя на мысли, что на меня негативно влияет свободное время.🗿 Нет. Избыток свободного времени. С моей работой и супер-плавающим графиком часто выпадают большие перерывы между концертами, спектаклями и прочими рабочими активностями. Иногда, как в этом месяце, от одного до другого рабочего дня может неожиданно всплыть полторы недели перерыва. Хочу себе такую работу, подумали…
Записки осветителя 28 февраля 2024

Список литературы.

Ефимова Н.Н. Звук в эфире. – М.: Академия медиаиндустрии, 2015. – 145 с.

Шерель А. А. В студии радиотеатра. – М.: Знание, 1978. – 48 с.

Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с.

Золотухин И.П., Изюмов А.А., Райзман М.М. Цифровые звуковые магнитофоны. – Т.: Радио и связь, 1990. – 160 с.