Найти тему

Коды разные писать тонким стилусом в планшет...

Оглавление

О секретах хорошего онлайн-курса, творческом процессе создания образовательных программ НОЦ и как не дать уснуть слушателям рассказали авторы обучающих программ Научно-образовательного центра.

Ежегодно в последний четверг февраля - 29 февраля в 2024 году – отмечают День цифрового обучения. Этот праздник посвящен цифровым технологиям в образовании, включая онлайн-обучение и инновациям в учебных процессах. За это направление в «Газпром межрегионгаз инжиниринг» отвечает Научно-образовательный центр (НОЦ). Его специалисты разрабатывают и реализуют программы обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов газовой отрасли и не только. В портфеле НОЦ 36 учебно-тренировочных комплексов и 69 образовательных программ, большинство из которых созданы и реализуются с применением лучших ИТ-решений.

В 2023 году в НОЦ прошли обучение около 3 тысяч слушателей. Для сравнения, ежегодно в Санкт-Петербургском государственном университете программы всех уровней образования оканчивают около 6 тысяч молодых специалистов.

Какие сейчас есть форматы цифрового обучения и в чем секрет хорошего онлайн-курса?

Главный специалист учебного отдела Научно-образовательного центра Антон Захаров: Форматов дистанционного обучения и подачи вовлекающего контента сегодня множество. Задействованы при этом все виды подачи материала. Тут и видеолекции, скринкасты - записи с экрана лектора с озвучкой действий или презентацией, лонгриды - обучающие статьи с добавлением мультимедиа. Еще можно отметить такие «жанры» как подкасты - цифровой аудиоконтент, нацеленный на обсуждение заданной темы, онлайн-семинары (вебинары) и, конечно, интерактивные тренажеры – формат, позволяющий максимально эффективно отработать практические навыки в удаленном формате.

Преподаватель учебного отдела Научно-образовательного центра Егор Максимов: Более того, сегодня доступность информации позволяет обеспечивать непрерывность получения знаний и объединить очный формат с дистанционным. Например, проведение онлайн-анкетирования для определения уровня подготовки слушателей или итогового тестирования. Такой подход обеспечивает удобство для слушателей при сохранении высокого качества подготовки.

Мы создаем онлайн-курсы так, что они по качеству представленного материала не уступают традиционной программе обучения, а то и превосходят ее за счет дополнительных мультимедийных возможностей.

Как построен процесс создания образовательного контента в НОЦ?

Антон Захаров: В разработке образовательных курсов принимают участие практически все работники. Как правило устраиваем «мозговой штурм», где каждый вносит свои предложения. Затем формируется общий план, и работа распределяется между специалистами в соответствии с их компетенциями. При необходимости привлекаем профильных сторонних экспертов, обладающих богатой теоретической и практической базой знаний.

У всех нас большой опыт в области создания учебных материалов и реализации мероприятий. Такая погруженность в образовательный контент, насмотренность являются нашим преимуществом. Для каждой темы мы можем подготовить максимально информативный контент, разработать удобный для восприятия формат подачи материала с учетом актуальных трендов.

Егор Максимов: На готовые продукты коллег по рынку никогда не ориентируемся, чтобы не потерять свободу мысли, не нагружать себя шаблонами. Многие наши программы имеют узкую направленность и аналогов на рынке просто нет. Мы всегда стараемся сделать продукт своими силами. Если мы видим его востребованность, загорелись идеей сделать что-то новое, то изучим, реализуем и внедрим.

-2

Какие еще аспекты учитываете при создании программ?

Антон Захаров: Все зависит от сложности программы, ее продолжительности и иных факторов. Но, в любом случае, даже самые обширные и сложные программы мы редко готовим больше трех месяцев.

При этом, как правило у нас в работе находится параллельно несколько разноплановых проектов. Такой подход позволяет переключаться между задачами. За счет этого не теряется критичность восприятия, что называется, не замыливается глаз.

Еще один важный аспект при подготовке – обкатка программы. Тестирование нового материала мы стремимся проводить на аудитории начального уровня, чтобы избежать ошибки «это и так понятно». Зачастую профессионалы не обращают внимание на моменты, которые требуют пояснения. С их точки зрения, они очевидны.

Егор Максимов: Мы создаем уникальные в своем сегменте образовательные продукты, при этом постоянно их улучшаем и дорабатываем, ведь нет предела совершенству.

Одни из самых успешных продуктов - интерактивные игровые 3-D тренажеры. Например, «Требования пожарной безопасности при проведении газоопасных работ» или «Выявление нарушений требований охраны труда в организациях». Обучение в такой форме позволяет максимально вовлечь в процесс получения новых знаний и способствует лучшему запоминанию материала.

-3

Технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) все глубже проникают в сферу образовательных услуг. Не боитесь, что ИИ вытеснит «живого» преподавателя?

Егор Максимов: На данном этапе развития ИИ это в первую очередь инструмент. Помощник, а не конкурент. Во многих областях практические навыки значительно отличаются от теории, поэтому передаваемый от человека к человеку опыт, остается надежным источником качественных знаний.

Антон Захаров: Не боюсь, что ИИ меня заменит. В работе использую ИИ-сервисы, некоторые весьма полезны. Специфика нашей работы связана с большим количеством нормативных документов. Так вот, объяснять определения простыми словами, переводить с «канцелярского» на понятный инженеру язык с примерами из практики ИИ научится еще не скоро. Так что на мой век работы точно хватит.

Какие качества важны для разработчиков обучающего контента?

Егор Максимов: Важно, чтобы у человека было стремление узнавать что-то новое, все время получать знания, но при этом не идти по материалу поверхностно. Нужно глубоко изучать предмет, всегда опираясь на критическое мышление, а для этого необходимы усидчивость и терпение.

Антон Захаров: Считаю, что преподавательская деятельность должна быть основана на практике, на фактическом знании в сочетании с умением доходчиво объяснить материал.

-4

В завершении, расскажите, о смешных случаях в вашей практике?

Антон Захаров: Знаете, был однажды случай, когда во время лекции один из слушателей уснул. Это с одной стороны забавно, с другой – для меня был повод изучить вопрос и скорректировать материал так, чтобы подобное не повторялось. Мозг человека так устроен, что, когда мы слышим большое количество каких-то незнакомых словесных конструкций, мы начинаем «считать ворон», либо «клевать носом». Именно поэтому, когда, например, курс для инженеров посвящен нормативному регулированию, нужно сразу вовлекать аудиторию в диалог. Приковывать внимание, держать контакт и подкреплять нормативную теорию примерами из понятной слушателям практики.