"Субурбикон" - фильм Джорджа Клуни, снятый по сценарию братьев Коэн в 2017 году. Картина заявлена как чёрная комедия с элементами триллера. В общем и целом фильм провалился в прокате и на родине, и у нас: при затратах в двадцать пять миллионов долларов, общие сборы чуть превысили двенадцать миллионов. Чего же не хватило "Субурбикону", чтобы завладеть сердцами зрителей?
Я люблю фильмы, которые вызывают отклик в душе, ломают привычную картинку и заставляют думать. "Субурбикон" безусловно меня зацепил. В фильме показаны два параллельных сюжета, которые поднимают важные социальные темы - семейные и гражданские отношения:
- первая линия - свойственный коэновским фильмам сюжет о нелепом преступлении, приводящего к жутким последствиям
- вторая линия, введённая в сюжет Клуни - тема расизма и социального неравенства.
Итак, в центре истории три персонажа: семья Лоджей, семья Майерсов и собственно сам тихий солнечный Субурбикон как символ американского общества. Именно на конфликте этих трёх персонажей строится повествование.
Добро пожаловать в солнечный Субурбикон! В прекрасный тихий городок в самом сердце Америки. Счастливые семьи. Недорогие миленькие дома. Ухоженные газоны. Воплощение американской мечты.
Люди, живущие в городе - добропорядочные американцы, готовые поделиться с соседом вишнёвым пирогом или помочь подстричь газон. Как в большинстве маленьких городов, все всех знают, здороваются, машут рукой при встрече, дети без страха играют на улицах. Картинка города подчёркнуто ванильная - пастельные оттенки платьев, идеальные причёски, пронзительно голубое небо, одинаковые аккуратные домики, широкие белозубые улыбки. Всё дышит утопическим счастьем и радушием вплоть до момента приезда в город темнокожей семьи Майерс.
Начинаются волнения, перерастающие в настоящую городскую паранойю. Именно глазами миссис Майерс мы наблюдаем расизм в отдельно взятом обществе. Возведение заборов вокруг участка темнокожих соседей, создание отдельных цен в супермаркете, ночные концерты под окнами и всеобщая грубость и ненависть показаны вполне натурально и списаны с реальных событий в 1957 году в Левиттауне, Пенсильвания. На фоне диких белых, Майерсы смотрятся истинными аристократами, стойко переживая всеобщее безумие.
Параллельно с жёсткой историей Майерсов развивается не менее чудовищная история внешне благополучной семьи Лоджей. Их дом граничит с домом Майерсов, между ними нет забора и их дети прекрасно играют друг с другом в бейсбол. Даже имя главы семейства - Гарднер - переводится как "сад", намекая на райский сад.
Но благими намерениями вымощена дорога в ад. И Гарднер из цветущего превращается в ужасный сад. Он придумывает настолько же идеальный, насколько и провальный план обогащения. Гениальный план идиота, как у Коэнов в том же "Фарго" например. Этой линией "Субурбикон" очень похож на Фарго, практически списан с него.
Пытаясь вместить в фильм две большие темы, Клуни местами теряет то одну, то другую линию. Соединить два полотна в одно удаётся пожалуй в самой последней сцене - когда два по своему несчастных мальчика разного социального положения и цвета кожи играют в бейсбол на заднем дворе. Играют, невзирая на мерзких взрослых. Играют, потому что могут пока себе это позволить. Они свободны от предубеждений взрослого мира. Для них цвет кожи всего лишь цвет, не определяющий внутреннюю суть человека. Именно ради этого момента и снимался весь фильм.
Клуни снимал фильм про прошлое, а получилось про настоящее. Фильм вышел пророческим, красивым, но немного беззубым. Возможно, "Субурбикон" несколько не дотянул до своего потенциала, но несомненно заслуживает внимания.
7 ⭐ из 10
👉 Что ещё почитать на канале: