О волонтерах вспоминают, когда нет денег (мало) на оплату труда. Хорошо или плохо – это сейчас не важно. Важно, что атрибутом добровольческого труда является его дешевизна (в идеальном варианте – бесплатность). Нужно обеспечить волонтеров необходимым, хорошо бы накормить и оплатить проезд, а при длительных проектах – обеспечить проживание и бытовые возможности.
Чем привлечь волонтеров, а точнее людей? Здесь есть два основных направления: повысить значимость проекта или предложить бонусы.
Первый вариант – повышение значимости проекта.
Он потребует от вас какого-то количества времени и творческих сил. Кстати, результаты пригодятся не только для привлечения волонтеров, но и для позиционирования проекта, публикаций, грантов и т.п. При описании проекта нужно показать его особенность, уникальность, необычность. Важно учитывать к кому направлено обращение: к местным жителям или приезжим волонтерам.
В описании проекта стоит затронуть следующие моменты: место проекта среди больших трендов, особенности природа, исторические и культурные события, сопричастность известных людей, а также откройте свою душу, покажите мечту, приведите отзывы свидетелей, проводите собеседование с кандидатами. Об этом подробнее в бонусном материале для донатеров.
Второй вариант – бонусы.
На них нужно потратить уже больше время и денег. Кроме физических подарков можно предложить экскурсии, знания, развлечения. Если есть значимые бонусов, то стоит их описать в приглашении и сэкономить на «повышение значимости», повышая «стоимость». Конечно, такой подход может потребовать от вас значительных усилий по организации проекта. Нужно найти отличного экскурсовода или самим им стать. Разработать темы бесед и создать атмосферу доверия. Продумать творческие вечера и подготовить к ним всё необходимое. Составить мудрое, эффективное, легкое, компромиссное и разнообразное расписание.
Если вы всё это сделаете, то ваш проект уже становится туром / тренингом / продуктом. Можете компенсировать все затраты на питание и проживание, предложив участникам сделать взнос. Тут важно соотношение затраченного волонтерского труда и получаемых бонусов. Важно также, что выходит на первый план, на чём вы сделаете акцент, на чём сфокусируете мотивацию. Учтите: чем вы привлекаете в проект, именно такие люди и приедут. Подумайте, чего же на самом деле вы хотите? Каких помощников ищите?
Вот некоторые примеры бонусов: приключения со смыслом, личностное развитие по ходу проекта, хорошо организованная и ненавязчивая обратная связь, возможности для самопрезентации, команда мечты, участие с детьми и пр. О них подробнее в бонусном материале для донатеров.
Список бонусов может быть бесконечным. Те, что приведены здесь, много раз нами опробованы. Сама территория подскажет вам, что можно предложить волонтерам, чтобы укрепить их желание приехать к вам, потратить на это время, деньги и силы. Пусть им кажется, что они обретают гораздо больше, чем вкладывают. Возможно так оно и есть. Некоторые аспекты измерить, оценить и сравнить невозможно.
Как правило, применяется смешанный вариант.
Важно четко отдавать себе отчет в том, что мы хотим сэкономить за счёт привлечение волонтеров. Нет в этом ничего плохого. Люди ведь сами выбирают, куда тратить свои силы. Главное – будьте честны, тогда не будет разочарованных и обидевшихся участников проекта. Да, вам нужна помощь и денег на оплату труда нет. Вы хотите сделать что-то полезное для общества, природы и себя любимого. Плюс одна обеспеченная семья в это мире – это хороший результат.
Также вам самим (организаторам проектов) важно не стать заложниками идеи «добровольцам нужно отдавать всё». Они приехали, чтобы помогать, а не наоборот. Они не отдыхающие и не туристы. Правильно поддерживайте в них добровольческую мотивацию и соответствующее поведение. Цените и хвалите их за это! Почаще!!! Минимум, который вы можете сделать – это упомянуть всех в статье о проекте и/или выдать благодарственное письмо каждому. Волонтеры помогли: волонтеры – молодцы! Вы пригласили на имеющиеся условия и всё обещанное сделали: все довольны! При условии вашей абсолютной честности и искренности.
Ещё раз (вместо PS): если при участии волонтеров не наблюдается экономии средств и сил, то это не волонтеры, не помощники. Они просто поучаствовали в натуральном обмене и заплатили за своё путешествие, знания, развлечения не деньгами, а своим трудом. Называть себя волонтером и не приносить реальной итоговой пользы (читай экономии) заблуждение или сознательный обман.
Больше в https://vk.com/uraldobr