Найти тему
Анатолий Цыганков

Один из четверых

Кого поставишь за штурвал, туда корабль и поплывёт. Так что думайте, кого станете выбирать в президенты России.

Агитировать за кандидатов в президенты России нельзя. Впрочем, неверно выразился, за деньги можно, то есть если агитация оплачена из средств избирательных фондов кандидатов. Однако любая не рекламная публикация, характеризующая участников предвыборной гонки, будет рассматриваться на просвет контролирующими органами, если размещается в СМИ на безденежной основе. В законе ясно написано, что авторское предпочтение (пишущего) к кому-либо из кандидатов или напротив критическое отношение к кому-то из них будет считаться покушением на равенство предвыборных возможностей кандидатов в президенты.

Это понятно. Но любой пишущий, кто дружит с головой, приступая к характеристике событий, связанных с нынешней президентской избирательной кампанией, понимает, что конкуренция между четырьмя кандидатами условная и на дальнем ещё её старте известен результат голосования. Но я вам об этом ничего не скажу. Потому политические аналитики обсуждают не итоговый результат голосования, а гадают на социологической гуще с каким процентом победит «основной кандидат» (не скажу кто это) и как распределятся места между его мало конкурентным сопровождением.

Собственно, два сюжета занимают сегодня политтехнологов. Во-первых, с какой явкой избирателей на участки пройдут выборы. Прогнозируется, что не менее 70 процентов пожелают в них участвовать, поскольку люди понимают, что во вражеском (западном) окружении нужно проявить максимальную гражданскую солидарность. И от того каждый голос избирателя тут как штык в бою. И, во-вторых, в какой убывающей последовательности распределятся голоса партийных выдвиженцев в президенты. А здесь настоящее броуновское мельтешение. Сначала эксперты склонялись к тому, что повторится прежняя партийно-политическая калибровка: КПРФ (Н. Харитонов) – ЛДПР (Л. Слуцкий) – партия «Новые люди» (В. Даванков). Но по ходу кампании представление о кочующих с места на место кандидатах постоянно обновляется. Доверяться оценкам политических аналитиков приходится с оговорками, потому как они могут – что не обязательно, конечно, но возможно такое - находиться на «финансовых орбитах» предвыборных штабов.

Кандидаты входят в образ

Что можно сказать об идейных образах кандидатов в президенты. Предупреждаю, что буду упрощать идеологемы, разработанные предвыборными штабами кандидатов.

Самовыдвиженец Владимир Путин. Его образ - лидер нации, соответственно, всё из этого дальнейшее и отстраивается.

Коммунист Николай Харитонов. Главный призыв к электоральным массам: возвращаемся в социализм. Слоган, правда, сделали запоминающимся: поиграли в капитализм и хватит. На мой взгляд, ошибочно здесь определение «поиграли». Какая уж тут игра, когда после краха СССР в декабре 1991 года совершенно новая социально-экономическая формация в России построена. И, судя по тому как наша страна отвечает сейчас на вызовы западных недругов (о санкциях речь), экономическая модель создана в общем-то устойчивая.

Либерал-демократ Леонид Слуцкий. Символом и даже идейным ядром его избирательной кампании стала память о почившем создателе и многолетнем лидере ЛДПР В. Жириновском. Почти как у коммунистов: Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Только надо отредактировать поэта Маяковского, фамилию другую вписать в его «Комсомольский» стих. И даже определение «Жириновский будет жить» звучит у ЛДПР не как образное камлание, а как техническое интернет решение, поскольку уже запущена нейросеть «Жириновский».

Покойник заместил на выборах здравствующего Слуцкого. Потому что ничего другого не находится. Похоже на то, что в партийном предвыборном штабе Слуцкого есть понимание того, что лишь памятный избирателям образ Жириновского способен вытащить Слуцкого на второе место в борьбе за президентскую власть. Но опасность тут для самого кандидата в том, что он совсем пропал в тени Жириновского. А его индивидуальные агитационные появления на публике, лишь подчёркивают насколько Слуцкий не лидер. В принципе, не лидер. И данное обстоятельство может сыграть с ним злую шутку. Чем он заметнее для избирателя, тем безнадёжнее его предвыборное положение. Таков парадокс. Слуцкому больше подошла бы заочная форма ведения избирательной кампании. Удалённо.

Владислав Даванков, идущий на выборы от партии «Новые люди», по системе политических координат близок к кандидату от ЛДПР Слуцкому. Они на выборах конкурируют между собой. Харитонов - их общая противоположность. Надо признать, Даванков убедительнее Слуцкого (и выступлениями и своим поведением на публике). Но слишком он рафинированный персонаж, похож на послушного ученика, зануду-отличника, чем отталкивает от себя. И из этого амплуа ему не удастся выйти, мало времени. Хотя старается, вот и галстук снял, выходя на телевизионные предвыборные дебаты.

Деньги на победу

Любая избирательная кампания прожорливая, в том смысле что требует немалых денег на её проведение. Потому серьёзность участия кандидата в президентской избирательной гонке надо оценивать и с точки зрения его финансовых вложений в желаемую победу. Так что оценим размеры избирательных фондов четырёх кандидатов в президенты России. Хотя, будем честны, суммы в них показываемые, далеко не всегда дают реальное представление о денежных тратах кандидатов. В предвыборных штабах почти всегда две кассы существуют: легальная, те самые официальные избирательные фонды, о чём буду писать, и подводные денежные течения, знает о которых очень узкий круг штабных организаторов (это тайна за семью печатями).

Будем исходить из того, что избирательные кампании всех четверых кандидатов организуются только на легальные средства, каждый из которых имеет возможность сформировать избирательный фонд размер которого не может превышать 400 миллионов рублей.

Самовыдвиженец Владимир Путин полностью, даже с перебором на 77 миллионов, заполнил свой избирательный фонд. То что сверх законом установленной суммы, он должен будет вернуть спонсорам его избирательной кампании. На момент последнего финансового отчёта предвыборный штаб Путина израсходовал 147 млн 732 тыс. рублей, или 37% от набранной суммы, считаю от 400 млн рублей (данные здесь и далее за 21 февраля).

КПРФ собрала своему кандидату Николаю Харитонову 117 млн 317 тыс. рублей, из них он израсходовал 114 млн 375 тыс. 853 рублей, или 97,5%.

ЛДПР собрала для Леонида Слуцкого 211 млн 162 тыс. 461 рублей, израсходовано 180 млн 810 тыс. 296 рублей (85,6%).

Партия «Новые люди» внесла в избирательный фонд Владислава Даванкова 258 млн 010 тыс. 601 рубль, потрачено из них 186 млн 491 тыс. 185 рублей (72,3%).

Надо иметь в виду, что все трое партийных кандидатов в президенты имеют возможность увеличить размер своих избирательных фондов. Они ещё и до половины разрешённых законом денежных сумм не добрались.

В настоящий момент идёт фаза агитационной работы, когда требуется много денежных средств (штабы выкупают платные площади и эфиры в СМИ, проплачивают работу разносчиков агитматериалов и проч.).

Кто из кандидатов эффективнее вложится в свою избирательную кампанию и будет убедительнее для избирателей тот и пробьётся на вторую позицию вслед за основным кандидатов в президенты России.

Люди выбирают будущее страны, а значит и своё тоже, а потому понятно кого предпочтут на должности главы государства. Другие трое кандидатов борются не за должность президента, а за организационное укрепление партий, отрядивших их на выборы. За каждый голос, полученный на президентских выборах, партия получит по 152 рубля, правда, в случае если её кандидат наберёт более трёх процентов голосов избирателей. В нашем случае все три парламентские партии, участвующие в выборах со своими кандидатами, смогут этот минимальный порог преодолеть. А кандидат Путин сэкономит бюджетные деньги, поскольку не от партии баллотируется в президенты.

Анатолий Цыганков