Найти в Дзене

"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" - и крайне любопытный иностранный отзыв на него

Фильм Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", поставленный режиссёром в 1976 году, по праву считается одним из лучших в творчестве этого неординарного мастера. Митта вообще крайне не любил повторяться, все его фильмы не похожи один на другой. А "Сказ" - так и вовсе сложно с чем-то сравнивать. Своеобразная, порой подчеркнуто лубочная стилистика фильма, мультипликационные вставки, интереснейшие операторские находки... Достоинства этой картины можно перечислять долго! И, конечно, говоря об этом фильме, невозможно не упомянуть сыгравших в нём актеров. Роль Ибрагима Ганнибала стала одной из немногих главных ролей в творческой биографии Владимира Высоцкого. (Кстати, один французский импрессарио вполне серьёзно предлагал режиссеру на эту роль своего протеже - афро-американского актера и певца Гарри Белафонте. Но фигушки, наш - лучше!) А как хорош царь Пётр в исполнении Алексея Петренко! Прелестна юная Ирина Мазуркевич, она, несмотря на малый актерский опыт, прекрасно сыграл

Фильм Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", поставленный режиссёром в 1976 году, по праву считается одним из лучших в творчестве этого неординарного мастера. Митта вообще крайне не любил повторяться, все его фильмы не похожи один на другой. А "Сказ" - так и вовсе сложно с чем-то сравнивать. Своеобразная, порой подчеркнуто лубочная стилистика фильма, мультипликационные вставки, интереснейшие операторские находки... Достоинства этой картины можно перечислять долго!

Яндекс картинки
Яндекс картинки

И, конечно, говоря об этом фильме, невозможно не упомянуть сыгравших в нём актеров. Роль Ибрагима Ганнибала стала одной из немногих главных ролей в творческой биографии Владимира Высоцкого. (Кстати, один французский импрессарио вполне серьёзно предлагал режиссеру на эту роль своего протеже - афро-американского актера и певца Гарри Белафонте. Но фигушки, наш - лучше!) А как хорош царь Пётр в исполнении Алексея Петренко! Прелестна юная Ирина Мазуркевич, она, несмотря на малый актерский опыт, прекрасно сыграла роль Наташи. А пройдошистый Филька Валерия Золотухина! А шут Балакирев Михаила Глузского! Да что там, все хороши.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Тем не менее, несмотря на все свои многочисленные достоинства, фильм этот не слишком хорошо известен за рубежом. Думаю, в первую очередь из-за того, что он очень и очень русский и многое в нем иностранцу сложновато будет понять. Тем не менее, отзывы на него на международных кино-форумах встречаются. Предлагаю вам сегодня познакомиться с одним из них, он показался мне весьма любопытным.

Читаем!

Яндекс картинки
Яндекс картинки

**********

Я смотрел без субтитров, так что мое понимание может быть верным не на все 100%

Призрак этого фильма преследовал меня в течение многих лет, с тех пор как мне показала отрывки одна пожилая русская женщина, которая рассказывала нам о Санкт-Петербурге. Это было как-то тревожно и действительно беспокоило меня! И я подумал, что, посмотрев, возможно, смогу вновь обрести покой!

Главным препятствием на пути к просмотру и причина, по которой я так долго на него не решался, конечно, заключается в том, что в этом фильме Владимир Высоцкий (тот, кого можно очень, очень условно назвать советским Бобом Диланом) играет африканца Абрама Ганнибала (который абсолютно очарователен!). Конечно, бессмысленно и жестко применять современные американские стандарты к фильму, который был снят в 1970-х годах в Советском Союзе, но, несмотря на это, нужно признать, что в этом фильме действительно есть человек, загримированный под черного в качестве главного героя, и я полностью понимаю, что кто-то считает невозможным пройти мимо этого.

Однако, честно говоря, для меня этот человек кажется второстепенным в его собственном фильме, потому что здесь есть две настоящие звезды, и он не является ни одной из них. Во—первых, это общий стиль постановки - наполовину иллюстрации, наполовину диорамы, здесь есть кукольные домики и декорации, которые совсем не похожи ни на что в реальном мире, но являются идеальной разновидностью искусственности. Этот фильм великолепен в том смысле, что у меня действительно не хватает словарного запаса, чтобы это объяснить. Вторая звезда — Алексей Петренко, который изображает Петра Великого как непостижимого человека-медведя, то разъяренного, то буйно веселого, и абсолютно одержимого своими лодками - что, насколько я понимаю, достаточно близко к исторической истине!

Я взялся за просмотр, на самом деле не ожидая, что фильм мне понравится, поскольку мной двигала только потребность избавиться от собственного внутреннего дискомфорта, но на самом деле мне это действительно, действительно понравилось! Может быть, сказалось торжество стиля над содержанием, поскольку я на самом деле не понял многого ни из одного диалога, но я рекомендовал бы его (хотя только в том случае, если вы говорите по-русски или хотя бы действительно интересуетесь русской историей, потому что я не могу добросовестно рекомендовать кому-либо смотреть что-либо на языке, которого они не знают - и без субтитров!).

**********

Яндекс картинки
Яндекс картинки

**********

Ну как вам такой чистосердечный отзыв?

Мне очень понравился, даже захотелось перевести для бедолаги наиболее выдающиеся диалоги. )