Кто из вас помнит Майкла Айронсайда? Уверен, один раз увидев в кино эту физиономию, потом не забудешь. Майкл наиболее известен у нас по ролям Рихтера из боевика "Вспомнить все" со Шварцем, школьного учителя из "Звездного десанта" и злобного генерала из "Горца 2". Что характерно, два первых фильма снимал замечательный режиссер Пол Верхувен. В общем актер характерный, со специфической внешностью, больше подходящей под амплуа злодея. И, надо сказать, я был удивлен, когда, наткнувшись в сети на очередную подборку постапокалиптических фильмов, узнал про ленту "Неоновый город" в которой Майкл сыграл главную роль. Фильм я решил немедленно посмотреть.
Лента у нас малоизвестная, явно категории Б, со скромным бюджетом. Впрочем, такое меня не смущает. Специфика жанра постапокалипсиса такова, что можно смело снимать на соседней помойке. Многие так и делают, результат, правда,получается очень сильно разный.
Итак, какой в нем сюжет? Америка, середина XXI века. После неудачного эксперимента сгинул озоновый слой, произошла глобальная экологическая катастрофа. На землю периодически спускаются некие "Облака Зандера", чтобы это ни было, а сквозь свободную от противного озона атмосферку солнышко радостно жарит многострадальную планетку радиоактивными лучиками. У людишек от такого экологического режима случаются всякие мутации. Ксенофобское правительство,вернее, то,что от него осталось, яростно мутантов истребляет. В общем, сплошная прелесть.
Главный герой, Гарри Старк, раньше был полицейским, а теперь - охотник за головами. Как и принято у героев такого рода, с личной жизнью у Гарри не сложилось, семейная трагедия не сделала Старка дружелюбным и приветливым человеком. Однажды Гарри ловит находящуюся в розыске девицу Рино. Гарри волочет уголовницу на местный форпост под набившем оскомину названием Джерихо - это Иерихон, если кто не знает. Начальник местного околотка вознаграждение за пойманную рецидивистку зажимает, зато предлагает Гарри этапировать ее в Неоновый город - видимою какой-то местный райцентр. Этапировать предлагается на рейсовом автобусе. Местный "пазик" - развалина еще та, явно переделан из грузовика. Гарри и девица едут не одни. С ними в поездку:
- водитель - только что откинувшийся с кичи уголовник, бывший сослуживец Гарри, которого, насколько я понял, Гарри на кичу и определил;
- бывшая супруга Гарри, с которой у него весьма сложные отношения. Супруга едет в город к своему хахалю по переписке. чему Гарри явно не рад;
- неудачливый комик-стэндапер, по совместительству драгдиллер;
- девушка-мажорка, только что приехавшая к папаше из Швейцарии, где она жила в бункере;
- таинственный старичок-ученый (на поверку оказавшимся тем самым Зандером, из-за экспериментов которого озоновый слой помахал ручкой и сказал "прощай");
- маньячила, выдающий себя за доктора.
Кино построено в формате любимого мной роуд-муви. Надо ли говорить, что по пути героев будут преследовать злобные рейдеры, вспышки смертельных лучей и прочие дорожные неприятности?
Собственно, граждане, мало-мальски знакомые с жанром вестрена, безошибочно угадают в синопсисе фильма римейк классического фильма Джона Форда "Дилижанс", вышедшего аж в 1939 году. История о нескольких непохожих друг на друга людях, трясущихся в одном транспортном средстве, и вынужденных объединиться для организации отпора от внешней угрозы, использовалась неоднократно. Черт побери, даже сюжет нежно любимого мной сериала "Светлячок" построен вокруг этой схемы! Здесь же - почти что полная сюжетная калька с классической ленты, только вместо конной повозки - раздолбанный автобус. Архетипы персонажей почти полностью идентичны героям классического вестерна. Вместо индейцев - постапокалиптические рейдеры, которых тут именуют "шкурниками".
Как все это снято? Да, фильм не топовый и большим бюджетом похвастаться не может. Однако, снято с душой, на мой взгляд. Декорации вопросов не вызывают. Видок перевалочного пункта Джерихо так вообще - чисто Южный автовокзал Екатеринбурга начала 2000 -х! Эх, сколько я тогда поколесил в город - из города на раздолбанном примерно до такой же степени ЛАЗе! Виды заснеженной пустоши великолепны. Местные криминальные элементы - ну такие, средненькие, без фантазии. Соперничать в оригинальности с бандой фриков из "Воина дороги" не могут. И это обидно, ведь можно было добавить каких-то штрихов и получился бы гораздо более запоминающийся фильм.
Самое главное - экшн-сцены сняты так себе, без огонька, я бы сказал - для галочки, что, конечно, в фильме такого жанра недопустимо. Погони ни в какое сравнение с "Безумным Максом" даже не идут, да и авторы судя по всему, не ставили себе задачу что-то такое воспроизвести на экране, а зря. Перестрелки эпичностью так же не радуют. Да, это начало девяностых, и никакого "Джона Уика" тогда не было и в помине, но все равно, сцены стрельбы поставлены откровенно скучно. Псевдодетективная линия с маньяком, выдающим себя за доктора, абсолютно инородна и не нужна.
Насчет актеров: типажи, на мой взгляд,подобраны со знанием дела. Майкл Айронсайд в главной роли смотрится замечательно. Обидно, что такому фактурному актеру не давали развернуться и использовали его обычно на вторых ролях. Роль находящейся в бегах Рено исполнила малоизвестная у нас певичка со сценическим погонялом Вэнити, пик популярности которой на западе пришелся на 80-е. Девица ничего так, сыграла нормально, хотя из актерского стажа у нее только мелкие роли в малобюджетных фильмах и эпизоды в сериалах. Монстроподобного водилу Балка играет Лайл Альзадо, известный игрок в американский футбол, скончавшийся через год после премьеры фильма (последствия злоупотребления стероидами, чего уж). Остальные актеры тоже к месту. Один маньячелло выделяется, совершенно лишний персонаж, на мой взгляд.
Каков вердикт? На мой взгляд, вполне добротная поделка на тему. Добавить бы еще чуток оригинальности, внимания к деталям, проработанности внешнего мира, харизматичных оппонентов, поработать над экшеном, и фильм мог бы стать если не хитом, то вполне уважаемой жанровой лентой.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
#постапокалипсис