При полевом поведении человек руководствуется эмоциями, внешними стимулами, которые имеют случайный характер. В возрасте до трех лет такая реакция на окружающий мир является нормальной. Однако если она проявляется у ребенка старше трехлетнего возраста, это свидетельствует о недоразвитии эмоционально-волевой сферы.
Что такое полевое поведение?
По мнению психологов, полевое поведение говорит о развитии у ребенка таких патологий, как:
- нарушение произвольной регуляции;
- недостаточный уровень сознания;
- расстройство внимания и контроля.
Также полевое поведение — это клиническая характеристика детям с некоторыми отклонениями в развитии (нарушения речи, задержка психического развития, симптомокомплекс расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации. Малышу трудно выполнять групповые задания, играть со сверстниками. Вследствие данного нарушения возможны трудности с усвоением программы средней школы. Данная разновидность поведения возникает по следующим причинам:
- нарушения функционального созревания головного мозга;
- травмы, полученные во время и после родов;
- отклонения интеллектуальной и мыслительной сферы.
Полевое поведение у детей осложняет освоение игровой, учебной деятельности. Оно становится причиной дезадаптации в детском саду, школе, снижает успешность обучения. В тяжелых случаях становится невозможным освоение общеобразовательной программы средней школы. Недостаточный эмоционально-поведенческий контроль провоцирует проблемы, конфликты, вспышки агрессии.
Указанные отклонения отрицательно влияют на способность учиться, усваивать новую информацию, понимать устную и письменную речь, обучаться письму и арифметике. Вот почему полевое поведение требует раннего выявления и коррекции.