Найти тему
Медиагруппа De Facto

В Воронеже мошенники ищут партнеров для несуществующего бизнеса. Как не попасть на деньги?

Разбираемся, как вложить деньги в бизнес и не остаться без бизнеса и без денег.

Как работает схема?

Кейс 1.

Начинающий инвестор Елена (по просьбе героини фамилия не раскрывается) нашла на Avito объявление о поиске партнеров для открытия магазинов вейпов. Давшая объявление Людмила (в объявлении она почему-то значилась Викторией, тут же объяснила, что это якобы аккаунт ее дочери) рассказала, что магазины приносят прибыль от 200 тыс. в месяц. И даже показала уже работающую точку на Хользунова (как выяснилось позже, не принадлежавшую ей). Показала и документы на свое ИП.

«На сам магазин, документы, я, признаться, не проверила, – рассказывает Елена. – Людмила произвела приятное впечатление: взрослая женщина около 60 лет, модная, очень интеллигентная. С поставленной речью. Постоянно заводила разговоры о личном, рассказывала о себе, чем вызывала доверие».

Сначала Елена вложила в партнерский бизнес 300 тыс. рублей. Был заключен договор, по которому через 30 дней должна была открыться общая точка на Колесниченко. Занималась бизнесом полностью Людмила. С инвестора нужны были только деньги. Однако сроки открытия затягивались, и Елена поехала посмотреть, как идут дела. Ей действительно показали помещение и пока пустые полки. А через некоторое время выплатили и первые дивиденды – 39 тыс. рублей. При этом Людмила настаивала, что нужны еще вложения, нужно открывать сеть, только тогда бизнес будет действительно прибыльным. В итоге Елена подписала 4 договора с вложениями по 300 тыс. рублей. Новые магазины она смотреть уже не ездила – была занята в других проектах. Да и о чем было беспокоиться: пока инвестор соглашалась вкладываться дальше, дивиденды периодически выплачивались: еще 2 раза по 39 тыс. и один раз 51. Однако после 4-го договора Елена объявила, что пока новых вложений не будет: надо сначала отбить эти. После этого женщины должны были встретиться для очередной выплаты дивидендов. Однако Людмила сказала, что она без денег: якобы ее счета арестовали, и привела какую-то странную причину. Предложила продать магазины и после этого начала тянуть время. Елена обратилась к адвокату Галине Белик. Они запросили бухгалтерскую отчетность по магазинам. Но Людмила просто перестала выходить на связь. Выяснилось, что Людмила не открыла обещанные точки, не закупила товар и не предприняла меры по извлечению прибыли. А те дивиденды, что она якобы выплачивала, платились из тех же средств, какие давала сама Елена: для привлечения новых  вложений выплачивалась небольшая сумма из прежней выплаты.

По суду Елене удалось по своим договорам добиться выплаты вложенных денег. Но теперь они взыскиваются с Людмилы через судебных приставов: по 6 тыс. в месяц. Да, вряд ли на такие «дивиденды» рассчитывала инвестор.

Кейс 2.

А вот с чем столкнулся предприниматель из Египта, решивший инвестировать в бизнес в Воронеже, Мостафа Фарук:

«Я давно искал варианты инвестирования в России. Однажды, глядя мне в глаза, знакомый начал рассказывать, как выгодно инвестировать в бизнес по обмену студентами. На тот момент, я думал, что это не бизнес, а госпрограммы. Но знакомый рассказал, что его сын работает в российской компании, которая организовывает поездки для студентов из-за границы, со всего мира, в Россию. И этот проект очень выгоден.

Владелица компании Наталья на переговорах сказала мне, что хочет расширить границы обмена в арабском мире, в Африке. И вложенное мною вернется через год в двойном размере. Я вложил деньги, много тысяч долларов, но ни дивидендов, ни свои средства обратно не получил. Мне сказали, что нет дохода. Более того, Наталья и какие-то мужчины стали мне угрожать. Я был вынужден обратиться в УБЭП, однако пока получил отказ по тому основанию, что был договор, но бизнес не пошел, в действиях Натальи состава преступления не обнаружено. Поэтому буду вынужден приехать, чтобы проводить аудит».

Как не попасть в такую ситуацию? И что делать, если уже попал?

Рассказывает адвокат Галина Белик.

«Проблема в том, что заключается инвестиционный договор. Название красивое, а по факту договор займа надежнее – там хотя бы можно вернуть свое. То есть инвестор сам на себя добровольно принимает риск, что если бизнес «не пойдет», он ничего не получит. Потом, когда дивидендов нет, часто он начинает требовать их через суд. Но это бесполезно, ведь никто не гарантирует, что прибыль точно будет. Нужно делать две вещи (кроме проверок в принципе того человека, с которым вы собираетесь подписать договор):

1.      В договоре прописывать не просто что вы инвестируете в ООО «Ромашка» или ИП Иванов для открытия таких-то магазинов. А на что именно вы даете деньги: на закупку такого-то оборудования и т. д. Конкретно. Это даст возможность провести аудит, проверить, закупалось ли вообще это оборудование. И если нет – подавать иск о возврате средств и заявление о мошенничестве.

2.      Если дело дошло до суда, требовать ни в коем случае не выплаты дивидендов (здесь вам могут сразу отказать, никто не виноват, что дохода нет, а бизнес, например, прогорел), а доказывать, что ваш контрагент и не собирался исполнять взятые обязательства: не открывал новые точки, не закупал оборудование и т.д. И тогда уже у полиции, на основании судебного решения, появится причина возбудить дело за незаконное получение денежн ых средств путем введения инвестора в заблуждение».

А о том, как проверить контрагента перед началом совместной работы, мы писали здесь - https://facto.ru/test-2024-01-04/contragent.html.

Подписывайтесь на телеграм-канал https://t.me/factovrn, чтобы всегда иметь полезные рекомендации под рукой.