Зачем нам нужна креативность, почему важна, где может пригодиться, почему не надо спешить с ходу от неë отказываться, говорить "мне это не интересно"?
Креативность - слово заимствован-ное, модное. Креативный человек, креативное направление, креативить - как способ действия и мышления. Редкий случай, когда трудно подобрать для него полный синоним.
Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов.
Креативность - это умение соединять уже известные элементы уникальным способом.
Почему это качество жизненно необходимо представителям творческих профессий - художникам, поэтам, писателям, композиторам понятно всем. В самом деле, нот всего 7 и красок всего 7, и букв всего 33. Но эти люди умеют соединять их уникальным образом 🙂
Есть и другие сферы деятельности, где без креативности никуда:
- Учёные, изобретатели. Без креативности ничего не изобретëшь. Всё научные открытия именно так и делаются - учёные соединяет уже известные элементы уникальным образом. Так получается новый материал или технология с новыми, очень подходящими для какой-либо задачи свойствами.
Например, ещё в 3 веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель описал устройство, имевшее название «камера-обскура», которое выглядело как ящик с маленьким отверстием в одной из четырех стен. Изображение получалось небольших форматов, да еще и перевернутым. Однако потребовалось более 2-х тысяч лет и креативный подход многих учёных прежде чем из этих исходных данных получился фотоаппарат и технология печати фотографий, а позже и цифровая фотография.
- Предприниматели. Наверное всё слышали фразу "спрос рождает предложение". Но это не всегда так, когда человек придумывает какое-то новое, прорывное решение получается так, что предложение рождает спрос. Так придумали и мороженое, и стиральную машину-автомат, и интернет и искусственные спутники. Кто-то когда-то это сделал впервые. И всё это оказалось очень востребовано людьми!
- Людям других профессий. Учитель хорош, когда умеет по-своему изложить материал так, чтобы заинтересовать учеников. Мастер по ремонту хорош тогда, когда если не получается так, попробует ещё так и эдак, и решит казавшуюся неразрешимой проблему!
- Вне профессиональной деятельнос-ти. В частности, родителям, когда надо ребёнку что-то донести. Надо придумать как говорить, доступные разные примеры. Уметь глядеть на одно и то же с разных сторон, а также умение показывать одно и то же с разных сторон.
Итак, если мы согласны, что в целом креативность иметь бы неплохо, но сами в себе чувствуем еë недостаток, есть хорошая новость - креативность в себе можно развить.
Аналогично тому как спорт развивает мышцы, мы можем с помощью упражнений развить креативность!
Например, для начала, можно к каждому своему действую придумывать альтернативное действие. Ну чтобы мысленно выходить из шаблонного поведения, из матрицы.
И желательно не одно, а несколько. Например, встаëте Вы с постели с левой ноги, а при этом думаете, какими ещё способами могли бы это сделать.
Встать с правой ноги, сразу с двух ног, а может прыжком🙂
Или вот, прикольная практика с носками, я, кстати, пробовала, дети сильно удивлялись🤣🤣🤣 Между прочим, стимулирует разрушение стереотипов в голове. Читайте о ней в моей статье ниже 👀👀
А вот способ от Сальвадора Дали.
Дали любил вечером, когда тянет в сон, сесть в любимое кресло с мягкими подлокотниками. В одну руку он брал тяжелую металлическую ложку, а на пол под неë ставил металлический поднос. А на колени укладывал блокнот с ручкой. Закрывал глаза, начинал засыпать, и когда в голову приходили первые образы и сновидения, мышцы руки расслаблялись, ложка с грохотом падала на поднос. Он резко просыпался и быстро записывал в блокнот все пришедшие образы и мысли. Подробнее о том, что у меня из этого получилось тут👀👀
Также реально прокачать креативность с помощью метода 7-ми шляп!☺
Итак, цель у нас как всегда развитие в себе креативности!
Суть в том, что мы должны со всех сторон рассмотреть какую-нибудь ситуацию, происшествие, заметку.
Каждая шляпа должна высказаться! И каждая шляпа отвечает за своë:
- салатовая потроллит,
- красная расскажет об эмоциях,
- жёлтая - укажет на преимущества ситуации,
- чëрная фиксирует недостатки
- зелëная обобщает информацию и выдаёт идеи по улучшению
- белая фиксирует какой информации по ситуации нам не достаточно
- Синяя про конкретные дальнейшие действия
В статье ниже я попробовала разобрать статью по методу 7 шляп🙂
Или вот ещё один метод. Не просто хаотично читать в интернете всë подряд, а расширять свою базу знаний интересных фактов.
Дело в том, что чтобы сгенерировать что-то новое и креативное в голове уже должно быть много разных образов и фактов. Каждый день нужно находить там по 10 новых для себя, интересных фактов на какую-то тему.
Например, я нашла 10 фактов про суперкреативного Петра I. Вы знали что до Петра в войсках солдаты не различали правую и левую ногу. Петр придумал привязывать им на левую ногу сено, а на правую — солому. На строевой подготовке отдавались команды: «сено — солома, сено – солома», как сейчас направо- налево. Между тем далеко не все европейские солдаты простого происхождения в то время различали право и лево.
Также Пётр I придумал «награждать» неисправимых алкоголиков медалями. Медаль изготавливалась из чугуна и весила 8 кг, в полицейском участке еë закрепляли так, чтоб нельзя было снять. Награжденный пьяница должен был проходить в ней неделю.
Ещё 8 интересных фактов о Петре можно почитать тут
Кстати за этим же неплохо бы ходить в музеи, театры, путешествовать по местам, где раньше не был, общаться с людьми, максимально непохожими на тебя - чтобы выходить из своих узких жизненных рамок по умолчанию - привычных мыслей и образов🙂
Так, глядишь и начнём потихоньку креативить!