Применение внешних специальных информационно-идеологических воздействий на российское общество с древности до настоящего времени позволяло достигать их авторам нужных им результатов. Например, намеревался Павел Iзаключить союз с прусским королем, чтобы защитить Россию от тайных английских враждебных действий. Английский посол в одном из петербуржских великосветских салонов, как бы случайно, обронил информацию о том, что Павел I намеревается отменить крепостное право, являвшееся экономической основой дворянского благосостояния.
Элита крепостников так встревожилась, что в итоге ударом одного из них золотой табакеркой в висок убила внука Петра Iв его же опочивальне. Союз России и Пруссии не состоялся, что и нужно было Англии. Умного, энциклопедически образованного, честного государственного деятеля цареубийцы оклеветали на века вперед, чтобы оправдать себя. Это, конечно, лишь один из способов применения такого рода воздействий.
В ходе Первой мировой войны страны Антанты и Германия, ради экономии своих сил и средств, перенесли выяснение геополитических проблем на территорию царской России.США доверительно сообщили руководству Антанты, что пока престол занимает Николай II, они не присоединятся к действиям Антанты в отношении России, в том числе, и в плане осуществления оккупации российской территории. Антанте, посредством российских высшего военного руководства и Временного правительства, удалось политическими и идеологическими воздействиями вынудить отречься Николая II от власти, а затем, якобы оберегая его и семью, сослать в Тобольск.
Но не сбылись надежды Антанты на то, что при ее поддержке Временное правительство продолжит войну с Германией до победного конца. Временное правительство своими действиями восстановило против себя большую часть общества.
В итоге власть взяли эсеры, меньшевики, большевики, между которыми шла борьба за первенство не на жизнь, а на смерть. Лозунги большевиков оказались наиболее близкими народу, при поддержке которого они и пришли к управлению государством в Петроградском совете, созданного не ими, а Временным правительством.
Большевики, в конечном счете, и спасли Россию от распада и превращения ее в колонию Антанты. Советская Россия крепла, опираясь на поддержку большинства общества, армии, а это не устраивало Запад.
Рождение «железного занавеса» - объявление идеологической войны России. 5 марта 1946 года в американском городке Фултон Уинстон Черчилль в речи в спортзале Вестминстерского колледжа, в присутствии Трумэна, впервые использовал понятие «железный занавес».
Одна из нью-йоркских газет назвала речь «объявлением идеологической войны России». Но еще 22 февраля 1946 года из Москвы в Вашингтон поступила телеграмма-доклад дипломата Кеннана, послужившая основой для разработки «политики сдерживания» США по выдвижению более привлекательной идеологической и политической альтернативы в сочетании с военным давлением на СССР. В рамках «холодной войны» осуществлялся план АнтиСССР.
В сентябре 1946 года советский посол в Вашингтоне К. Новиков подготовил аналитическую записку, в которой, в частности, говорилось: «Внешняя политика США, отражающая империалистические тенденции американского монополистического капитала, характеризуется в послевоенный период стремлением к мировому господству. Именно таков истинный смысл неоднократных заявлений президента Трумэна и других представителей американских правящих кругов о том, что США имеют право на руководство миром».
В США в 1946 году, при президенте Трумэне, было принято решение: какую бы политику ни проводило советское руководство, само существование СССР несовместимо с американской безопасностью. Эта мысль была главной во всех американских доктринах. Мирное сосуществование США и СССР не предполагалось.
«Холодная война» Черчилля. Ею Черчилль занялся еще в 1930 году, когда 20 сентября на встрече с сотрудником германского посольства в Лондоне, внуком канцлера Бисмарка, сказал: «Немцы – недоумки. Вы затеяли войну (Первую мировую) на два фронта. Если бы вы сосредоточились на разгроме России, мы бы позаботились о том, чтобы Франция вам не мешала. Если бы Париж не послушался наших советов, мы бы оставили его один на один с вами».
Генрих фон Э́йнзидель, 1921 года рождения, граф, аристократ высшей пробы. Правнук Бисмарка, прямой потомок великого объединителя Германии, отца-основателя страны, любимец Адольфа Гитлера, летчик элитной эскадрильи Jagdgeschwader 2 «Рихтгофен». На Восточном фронте летом 1942 года был сбит и попал в плен. Учился в антифашистской школе, работал в антифашистской группе, стал одним из основателей, заместителем председателя и фронтовым уполномоченным по пропаганде Национального комитета «Свободная Германия». После освобождения аристократ-коммунист не изменил левым идеям, вступил в Социалистическую единую партию Германии и даже, в уже постсоветское время, в 1994 году, когда многим казалось, что левым идеям конец навсегда, избрался от социалистической партии в бундестаг депутатом от земли Саксония. Жизнь сделала из юного аристократа-нациста настоящего коммуниста. Умели при товарище Сталине людей на путь истинный направлять.
Ликвидировать СССР руками его совпартруководства. После 1945 года, в рамках «холодной войны» против СССР, Запад сделал ставку на внешние специальные информационно-идеологические воздействия как систему взаимосвязанных, взаимозависимых видов воздействий на общественное сознание, ведущих к главной цели: ликвидации СССР руками его совпартруководства, трансформации его из государства в зависимую от США территорию полезных ископаемых, вредных производств, почти бесплатной рабочей силы из местного населения.
В 1960 году один из аспирантов США в МГУ сказал мне: «СССР невозможно победить ни посредством войны, ни экономической блокады. Единственно, если ЦРУ удастся сделать генеральным секретарем ЦК КПСС своего человека. Но это невозможно!». Много лет спустя, вернувшись однажды домой с работы, включил телевизор: говорил М. С. Горбачев. Забытый было разговор с американским аспирантом, вдруг всплыл в памяти.
«Всю жизнь занимался не тем, чем надо»... Внешние специальные информационно-идеологические воздействия – это средство управления странами. ЦК КПСС рассматривало всемирную (глобальную) идеологическую войну США против СССР как «идеологические диверсии». Но между понятиями «глобальная идеологическая война» и «идеологические диверсии», т. е. вводящие в заблуждение действия»» - дистанция огромного размера. Диверсии осуществляются малыми силами на небольшом участке фронта. Глобальная идеологическая война ведется всеми силами и средствами на всем пространстве территории противника и в мировом масштабе. Совпартруководство считало, что в идеологической сфере СССР непобедим, т. к. его идеология единственно верная – марксизм-ленинизм.
Однако даже самые верные идеологии нужно уметь систематически защищать. Сама по себе идеология не может строить социально справедливое общество, нужны люди, способные применять ее на практике, отстаивать ее в идеологическом противостоянии. В СССР, формально, такая многоуровневая защита была, но велась не на должном уровне. Да и как она могла быть успешной, если вся буржуазная идеология приравнивалась документами ЦК КПСС к «идеологическим диверсиям». Система партийных школ, политзанятий действовала для парадной отчетности. Занятия на местах проводились, даже для видимости, не регулярно, не профессионально, и поэтому не пользовалась популярностью. Трудящиеся продолжали все больше ощущать разрыв между партийными словами и делами. В партийных билетах коммунистов был девиз «Ум, честь и совесть эпохи», а в советском народе их стали называть «новым дворянством», «импотентами мысли и дела».
«Всю жизнь занимался не тем, чем надо»... Внешние специальные информационно-идеологические воздействия – это средство управления странами, международным сообществом. ЦК КПСС рассматривало всемирную (глобальную) идеологическую войну США против СССР как «идеологические диверсии». Но между понятиями «глобальная идеологическая война» и «идеологические диверсии», т. е. вводящие в заблуждение действия - дистанция огромного размера. Диверсии осуществляются малыми силами на небольшом участке фронта. Глобальная идеологическая война ведется всеми силами и средствами на всем пространстве территории противника и в мировом масштабе. Совпартруководство считало, что в идеологической сфере СССР непобедим, т. к. его идеология единственно верная – марксизм-ленинизм.
Однако даже самые верные идеологии нужно уметь систематически защищать. Сама по себе идеология не может строить социально справедливое общество, нужны люди, способные применять ее на практике, отстаивать ее в идеологическом противостоянии. В СССР, формально, такая многоуровневая защита была, но велась не на должном уровне. Да и как она могла быть успешной, если вся буржуазная идеология приравнивалась документами ЦК КПСС к «идеологическим диверсиям». Система партийных школ, политзанятий действовала для отчетности. Занятия, даже для видимости, проводились, на местах не регулярно, не профессионально, не пользовалась популярностью. Трудящиеся продолжали все больше ощущать разрыв между партийными словами и делами. В партийных билетах коммунистов был девиз «Ум, честь и совесть эпохи», а в советском народе их стали называть «новым дворянством», «импотентами мысли и дела».
«…Всю жизнь занимался не тем, чем надо». В. М. Фалин, составитель текстов речей для нескольких советских руководителей, в письменном виде предложил главному идеологу СССР М. А. Суслову реформировать идеологическую работу в СССР.
Последовала резолюция М. А. Суслова: «Автор этой бумаги хочет сказать, что я всю жизнь занимался не тем, чем надо».
Леонид Баринов