Итоговая сессия Казгордумы превратилась в сеанс признания ошибок мэром Казани и раисом республики Рустамом Миннихановым.
Власти Казани ответили на критику самоиронией
Традиционная отчетная сессия Казгордумы на этот раз прошла не в ратуше – там сейчас идет ремонт к саммиту БРИКС, к тому же в здании потекла крыша. Коммунальные проблемы не обходят стороной и местные власти, поэтому мероприятие состоялось в здании администрации Советского района. О депутатской сессии и приезде ВИПов свидетельствовали дорогие авто у входа, среди которых выделялся белый Aurus. Выступление Ильсура Метшина началось с небольшого сеанса самоиронии. На видео, где красочно были представлены достижения местных властей за 2023 год, закадровый голос отметил, что городские службы все проблемы решают стремительно, ну или почти, сказал диктор, комментируя появление кадров с уборкой снега. Эту животрепещущую тему в ходе выступления затронул и сам градоначальник, причем в неожиданном ключе, почти извиняясь.
– Безусловно, мне как мэру стыдно, что мы не могли предусмотреть такой объем снега и доставили огромные неудобства всем жителям. Будем стараться работать лучше, – заявил Метшин.
А вот доходами жителей столицы Татарстана мэр, похоже, доволен. По его данным, зарплата на крупных и средних предприятиях в городе составила в среднем 74 тысячи рублей. По этому показателю Казань идет на четвертом месте среди городов-миллионников.
– Но если пересчитать ее без учета районных, «северных» коэффициентов, то среди городов-миллионников мы занимаем первую строчку, – уверял градоначальник.
Раис и мэр думают, как обустроить транспорт и ЖКХ
Недолго музыка играла, ведь в ходе выступления раиса Татарстана Рустама Минниханова Метшину прилетела «ответка»: глава республики заявил, что 48 тысяч казанцев имеют доходы ниже прожиточного минимума. Также на 162 местных предприятиях платят зарплаты, которые не достигают уровня МРОТ.
– Что это такое? Вы знаете, сколько это? К этим вопросам, Ильсур Раисович, надо подключить и мэрию. Потому что это качество жизни, это достаток людей. Может, конечно, дело и в «конвертных» выплатах, – допустил Минниханов.
Признал Метшин и непростое положение городского общественного транспорта. За пятилетку из 14 перевозчиков шесть разорились, Казани не хватает 920 водителей и 820 кондукторов. По итогам года график движения автобусов соблюден только на 54%.
– Есть вопиющие случаи. Например, маршрут на Сухую Реку обслуживают всего два автобуса из предусмотренных 18. Выигравший конкурс перевозчик просто лишился ресурсов. Такое положение дел вызывает справедливое недовольство горожан, причина – проблемы, которые назрели в данной отрасли в целом по стране, – оправдывался Метшин.
Нехватку кондукторов городские власти решают внедрением бескондукторной системы оплаты на электротранспорте. Это новшество планируют распространить и на автобусы. А вот решать проблему нехватки водителей сложнее. Укомплектован ими общественный транспорт Казани лишь наполовину – кадры просто уходят к другим работодателям, которые готовы платить от 150 тысяч рублей в месяц и выше.
– Финансирование через субсидии за проезд льготников не позволяет перевозчикам осуществлять долгосрочное планирование и обновлять автопарк за счет собственных средств, – подсветил системные проблемы мэр.
Резюмируя блок об общественном транспорте, Ильсур Раисович заявил, что Казань предлагает конкретные методы решения данной проблемы на уровне всей страны, но конкретики не привел. Однако попросил помощи у руководства республики и федерального центра.
Ошибаются власти, а страдают простые люди
Еще одно откровение от Метшина – признание ошибочности застройки пригородов. Но сейчас, по заверению градоначальника, все будет по-другому, прежних ошибок власти не повторят. Любой проект планировки теперь составляется таким образом, что сперва учитывается возможность постройки объектов инфраструктуры.
– Куюки и Салмачи – это градостроительная ошибка, которая была допущена в 90-х годах. Когда Советский Союз распался, главы муниципальных образований радовались любому строительству, любому квадратному метру. Председатели колхозов разделили сотни гектаров земли, не устанавливая ни красные линии, ни участки под социальную инфраструктуру, – возмущался градоначальник.
Состоянием образования в Казани мэр доволен. Докладчик радостно отметил, что по количеству призеров олимпиад на 100 тысяч жителей столица Татарстана идет на первом месте в стране, опережая Москву и Санкт-Петербург. Но трудности с кадрами в этой сфере тоже есть: если в 2018 году на одного учителя приходилось около 19 учеников, то теперь 22.
А депутат Казгордумы от КПРФ Александр Серов в ответном докладе заявил, что нужно избежать ситуации, когда есть «две Казани» – одна для туристов, другая для горожан. И сфокусировался на болевых точках городского хозяйства. Так, согласно исследованиям, после 20:00 в столице Татарстана количество транспорта значительно сокращается, а отсутствие студенческих проездных и условия пользования транспортной картой не соответствуют современному положению Казани.
– Отсутствует реальная связанность между видами общественного транспорта. Нет работающих, перехватывающих парковок, чтобы жители близлежащих населенных пунктов могли доехать до какой-то узловой станции, оставить там машину и далее перемещаться на автобусах, троллейбусах, трамваях. Но как саранча расползаются платные парковки, даже в тех местах, где нет транспортного коллапса. Это подрывает уверенность людей в том, что проект платных парковок связан с нормализацией городского трафика, – полагает депутат-коммунист.
Решать транспортные проблемы Серов посоветовал развитием муниципальных предприятий и уменьшением коммерциализации. Беспокоит народного избранника и возможное увеличение пробок из-за планов по дальнейшей застройке пригородов, например поселка Самосырово.
«Тарифы должны быть в 4,5 раза выше»
Директор МУП «Водоканал» и депутат Госсовета Андрей Егоров, по традиции, риторику своего выступления решил не менять и «запел» о проблемах городских коммунальных сетей. Большинство были проложены в 1930–1970 годах. Поэтому им необходима масштабная реконструкция: более двух тысяч километров коммуникаций изношены свыше чем на 70%.
– Запас прочности исчерпан! – охарактеризовал состояние коммуникаций Егоров.
На реконструкцию казанских сетей водоснабжения и водоотведения нужно 53 миллиарда рублей, а с учетом необходимости модернизаций насосных станций, водозаборов и других сооружений эта сумма доходит до 127 миллиардов рублей! Уровень тарифов при этом должен быть в 4,5 раза выше по сравнению с действующими, отметил докладчик. Но горожане платить такие деньги не готовы. И поэтому директор Водоканала попросил у раиса Минниханова помочь с выделением бюджетных денег.
Заместитель начальника Управления МВД России по Казани полковник полиции Ильнур Хаялиев признал, что по сравнению с 2022 годов за 12 месяцев прошлого года зарегистрировали на 7% больше преступлений. Силовик связал это с ростом числа дистанционных мошенничеств и краж с банковских карт. Также зафиксирован практически двукратный рост количества преступлений, связанных с экстремизмом. А предпосылок для начала войн между преступными группировками в столице Татарстана нет. За прошлый год в Казани предотвратили 25 «сходняков» криминальных группировок, но все они носили только бытовой характер.
Минниханов в Казани не чувствует себя ущербным
Глава республики в своем выступлении осыпал Казань комплиментами. Минниханов радостно признался, что не чувствует себя ущербным, сравнивая столицу Татарстана с другими городами в зарубежных поездках. Впрочем, совсем без критики не обошлось. Тезисы депутата Серова о слабых местах городского хозяйства Казани руководитель Татарстана признал справедливыми. Также Рустам Нургалиевич покритиковал низкие результаты ЕГЭ в некоторых казанских школах, как бы полемизируя с оптимистичными данными градоначальника.
– У нас есть 131-й лицей – мирового уровня, лицей Лобачевского, IT-лицей. Но средние результаты ЕГЭ в некоторых школах Казани ниже среднего. А ведь Казань всегда должна быть примером, здесь все условия созданы! Вы должны проанализировать ситуацию, профессиональный состав этих школ, – обратился раис к властям.
Интересно, что сеанс признания ошибок продолжил и Минниханов. И тоже говоря о ситуации в пригородах столицы Татарстана.
– Не могут Казань и три ближайших района развиваться отдельно. Была большая наша ошибка. Сейчас создан институт (Институт пространственного планирования Татарстана. - «ВК»). У нас должен появиться мастер-план Казанской агломерации. Он практически готов, – заявил глава республики.
У выхода из здания администрации Советского района так же неожиданно, как и прозвучавшие извинения руководителей города и республики, стоял плакат с обращением к мэру с просьбой помочь вернуть отобранный бизнес. Самого протестующего видно не было – то ли плакат у него забрала охрана, то ли растроганный признанием властями ошибок недовольный казанец сменил гнев на милость.
Автор материала: Рамиль Акберов