История сия начинается в в 1844 году, плетёную сетку и станок для её производства изобрел Чарльз Бернард (Charles Barnard) из Нориджа. При чем здесь он? А, при том, что 1848 году Жозеф-Луи Ламбо, когда задумал строить свою лодку (о ней в статьях не писал только ленивый), он приценивался к октогональной (шестиугольной) сетке англичанина, но счет ее слишком дорогой.
Но он применил для своей лодки обычную прямоугольную проволочную сетку. Он представил свою бетонную лодку Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Что потом? Спустя год лодка утонула в озере. Все? Отнюдь нет. Спустя 130 лет лодку подняли и... она была в идеале. Не верите? Она и по сию пору стоит в музее Бриньоля. Вот она. Чудеса? Таки-да.
Жозеф-Луи Ламбо не запатентовал свое детище, но идея не канула в Лету. В 1867 году французский садовник Монье запатентовал изобретение. Сначала он делал железобетонные кадки для цветов. Садовник назвал арматуру, находящуюся в ж/б – железом Монье. Потом, начиная с 1860 года, было построено 46 бетонных речных барж (бельгийских, французских и голландских), которые плавали по европейским каналам.
В 1878 году Карл Рабиц (Carl Rabitz) изобрел свою "штукатурную сетку". Правда один австралиец меня упорно уговаривал, что сетка Рабица, на самом деле это "rabbits net", т.е. сетка от кроликов, и изобрели ее австралийцы для борьбы с завезенными грызунами (но, может у них своя альтернативная история, спорить не стал). Так или иначе эта сетка начала применять ся и в бетонном судостроении (но не сразу). Чаще всего, ее использовали немцы, но они включились в процесс намного позже.
В 1896 году итальянский инженер Карло Габеллини построил пять катеров и шхун из железобетона, но их длина была относительно небольшой. Жаль фотографий этой "мелюзги" сыскать не смог. Вернее, как... есть ОЧЕНЬ плохое фото двухмачтовой шхуны "Лигурия", и... все. Тем не менее верфь Urania di Muggia прославилась именно своими бетонными творениями. Шхуны «Нора» и «Манон», имели размеры 30 метров в длину и 6 в ширину. При осадке 1,10 метра и массе 950 тонн их три трюма вмещали до 250 тонн груза. Они были оснащены двигателем Satima Climax-Liesing мощностью 80 л.с. при 360 об/мин
Немцы и англичане начали строить баржи из бетона с 1908 года. Есть информация о том, что немцы строили бетонные баржи в своей колонии в Циндао (Китай) В 1914 году в Норвегии было спущено первое самоходное судно. Естественно, мортиры гребных валов, штевни, киль, фундаменты главной силовой установки были стальными, но, тем не менее судно "Namsenfjord", длиной 26 метров было самоходным и бетонным. Автор проекта N.K. Fougner даже книгу издал по этому поводу (кстати, она есть в сети).
Автор пишет о том, что в Норвегии строились бетонные несамоходные лихтера (баржи), не отвечающие требованиям правил, идея была в том, чтобы построить самоходный грузовой лихтер.
Обычно на этом авторы, рассказывающие о бетонных кораблях и останавливаются. В реальности, это была целая серия бетонных самоходных судов, построенных под надзором Det Norske Varitas (DNV). Следующим стал "Stier" (дедвейт 600т).Следующая серия судов имела дедвейт 990 тонн.
"Askelad" и "Сoncrete" были почти однотипными. Автор достаточно подробно разбирает экономику, и в принципе, получается так, что их строительство было достаточно выгодным (в тех экономических условиях).
Вообще, конечно, немного необычно, что Норвегия увлеклась этой темой. Почему? Все дело в том, что у бетона есть еще один недостаток: его нельзя укладывать в мороз. Нет, есть конечно присадки к бетону, которые немного "исправляют" этот недостаток (но лишь в определенном диапазоне температур), но в целом.... Норвегия страна не южная.
А, потом, автора этих проектов позвала... Америка. В октябре 1917 года правительство США пригласило Фаугнера возглавить исследование возможности строительства судов из железобетона в Соединенных Штатах. Американцы в том же октябре построили свою бетонную шлюпку (еще до прибытия проектанта).
Воспользуюсь картинкой, дабы показать еще один аспект бетонного судостроения. Мы когда считали вес бетонного корабля, мы немного упустили один нюанс (давно не занимался этим вопросом, забыл). Соотношение по весу корпусу судна между сталью и бетоном не такое большое, как мы прикинули. Все дело в том, что использование бетона позволяет не вводить в конструкцию ряд "ребер". Бетонный борт сам по себе несет эти функции, что существенно упрощает конструкцию. На схемке это видно.
Созданная проектантом компания "Fougner Concrete Shipbuilding Company", (зарегистрирована в Флашинг-Бэй, Нью-Йорк), на основании предыдущего опыта, сообщила, что расчетная стоимость строительства бетонных судов составит 290 долларов за тонну дедвейта. Достаточно дорого, но на тот момент, в связи с войной очень сильно выросли цены на сталь. Был еще один нюанс. Не хватало мощностей судостороительных предприятий и квалифицированных рабочих.
12 апреля 1918 года президент Вудро Вильсон одобрил программу Emergency Fleet Corporation, которая курировала строительство 24 железобетонных судов для военных целей. Американское бюро судоходства (ABS) начало разработку своих правил для железобетонного судостроения, началась интересная "глава" в развитии этой отрасли (но об этом в следующей статье).