Найти тему
Спортс“

Как понять «Зенит» через картины Эрмитажа

Гид Вадима Кораблева для легионеров и не только.

Эрмитаж – один из важнейших музеев мира и самый узнаваемый бренд Петербурга. В нем более трех миллионов экспонатов: чтобы увидеть каждый, нужно пройти не меньше 20 километров.

«Зенит» – тоже один из символов Петербурга, который объединяет город и чьи домашние матчи соседствуют с Эрмитажем в туристических гидах. Но если в Эрмитаже иностранцев все меньше, «Зенит» активно подписывает легионеров, которые мало знают об истории клуба, его героях, мифах и мемах.

Это вдохновило нас на текст-выставку: мы взяли значимые эпизоды из истории «Зенита», его легенд и образы, сложившиеся в массовом восприятии, и посмотрели на них через картины Эрмитажа. Чтобы помочь новичкам разобраться и, возможно, самим увидеть что-то новое.

Революция Павла Садырина – «Черный квадрат», Казимир Малевич

-2

«Черный квадрат» объявил эру супрематизма. Малевич не показывал полотно, пока не написал манифест, в котором заявил, что его работа – это вызов. Он хотел отказаться от изображения реальности и изобрести новый мир, нацеленный на простейшие геометрические формы. Малевич создал четыре «Черных квадрата» (два находятся в Третьяковке, еще один – в Русском музее), они отличаются цветом, рисунком и фактурой. В Эрмитаже выставлен последний – это одна из немногих картин художника, которые после его смерти оставались в семье.

Революцию в «Зените» осуществил Павел Садырин, перевернувший мышление и историю клуба. В 1984-м он стал первым (и единственным) тренером, с которым «Зенит» выиграл чемпионат СССР. Садырин – второй среди тренеров клуба по количеству побед (лидер – Семак), а еще у него 11 сезонов в качестве игрока и 6 – в статусе капитана.

-3

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 334

Михаил Бирюков, единственный человек, причастный ко всем чемпионствам – «Завтрак», Диего Веласкес

-4

Одна из первых картин Веласкеса относится к популярному в XVII веке в Испании жанру бодегон («погребок», «таверна») – такие сюжеты украшали трактирные вывески или залы таверн. На полотне изображены мальчик, молодой мужчина и внимательно слушающий старик – аллегория взросления человека.

Множество стадий в «Зените» прошел Михаил Бирюков. Он единственный причастен ко всем 10 чемпионствам – сначала в советской (как игрок в 1984-м), а затем и российской лиге (как тренер вратарей в 2007-м, 2010-м, 2012-м, 2015-м, в 2019-2023-м). Бирюков – седьмой по количеству матчей за клуб и первый вратарь-капитан в истории.

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 239

Связка Аршавина и Кержакова – «Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

-5

Связка Аршавин-Кержаков – иконический образ «Зенита», уважаемый даже заклятыми соперниками. «Апостолы Петр и Павел» – один из бриллиантов Эрмитажа. На картине противопоставлены два темперамента. Слева – Петр, в его взгляде печаль, раскаяние и покорность. Справа – Павел, который, наоборот, решителен, категоричен и властен.

Обоих апостолов называют первоверховными, то есть самыми значимыми и почитаемыми святыми. Связка Кержакова и Аршавина – самая значимая и почитаемая в Петербурге. И вряд ли в ближайшее время ее затмит другая.

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 240

Кувырки Аршавина и Кержакова после гола «Спартаку» в 2001-м – «Танец», Анри Матисс

-6

«Танец» – культовая работа Матисса в двух версиях. Одна находится в Нью-Йорке, но наиболее популярная – именно в Эрмитаже. Пять обнаженных фигур красного цвета кружатся в хороводе на фоне синего неба и зеленой земли (Матисс называл синий, зеленый и желтый «первичными элементами, которые будоражат наши чувства»). Упрощенные формы помогли сделать картину динамичнее и экспрессивнее, хотя на первых салонах ее героев называли «дикими». Матисс рассказывал, что создал полотно сразу после похода в ресторан на Монмартре, где танцевали фарандолу (прованский народный хороводный танец). Эксперты считают, что еще он мог вдохновляться, например, античной керамикой.

Столько же динамики, единения и эмоций было в культовом праздновании Аршавина и Кержакова – кувырках после гола «Спартаку» в 2001-м. Они не вдохновлялилсь фарандолой, но получили энергию от хорошего настроения и погоды (так рассказывал Александр). А в 2022-м повторили трюк.

-7

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 440

Вознесение святого Домингеса – «Вознесение и коронование Мадонны», Питер Поль Рубенс

-8

На полотне, которое предназначалось для Антверпенского собора, но так и не стало его частью, Рубенс объединил «Вознесение» и «Коронование» Мадонны – две разные темы западной иконографии.

Вознесение святого Домингеса – символ коронования «Зенита»-2007.

-9

На 89-й минуте в Раменском Баффур Гьян головой пробил в девятку, и пока Малафеев обреченно наблюдал за мячом, его с линии вынес Домингес. «Зенит» продержался еще четыре минуты – и взял первое чемпионство в российской истории.

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 247

Победа в Кубке УЕФА и Суперкубке Европы – «Похищение Европы», Лука Джордано

-10

Сравнение очевидно: в 2008-м «Зенит» Дика Адвоката похитил Европу, забрав Кубок УЕФА и уложив «Манчестер Юнайтед» в Суперкубке. На картине живописца итальянского барокко Джордано популярный мифологический эпизод: похищение дочери финикийского царя Европы Зевсом. По легенде, Зевс явился девушке в виде белого быка и увез на спине на остров Крит. Там преобразился в прекрасного юношу и овладел ей.

Так же напористо и стильно действовал «Зенит» – подтвердят «Байер», «Бавария», «Марсель», «Вильярреал» и другие. Проиграл четыре матча в кампании, но неизменно пролезал дальше. Вышел на финал без лучшего бомбардира, но без проблем забил два. Посадил на скамейку в Суперкубке живую легенду Аршавина, но победил «Манчестер Юнайтед» благодаря заменившему его новичку Данни.

-11

Где смотреть картину: нет в постоянной экспозиции, появляется на временных выставках

Возвращение Владимира Быстрова из «Спартака» – «Возвращение блудного сына», Рембрандт

-12

«Зенит» обыгрывал картиной Рембрандта подписание контракта с Далером Кузяевым: перед этим он ушел свободным агентом, пытался устроиться в Европу, но так и не нашел клуб. Впрочем, если бы соцсети цвели в 2009-м, «Зенит» бы зацепился за сюжет драматичнее – возвращение Владимира Быстрова из «Спартака», которому обрадовалась часть болельщиков, но не принял фанатский вираж.

-13

Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» за несколько месяцев до смерти. Это финальный эпизод новозаветной притчи, где сын, однажды потребовавший часть наследства и ушедший из дома, возвращается к отцу. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти». Считается, что в этом сюжете Рембрандт подвел итог жизни и работы. Эксперты противопоставляют картину одному из автопортретов в молодости, на котором Рембрандт, как любитель выпить, потратить деньги и подраться, изобразил себя с бокалом в руке и женой на коленях.

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 254

Эпоха Лучано Спаллетти – «Мадонна Литта», Леонардо да Винчи

-14

Возможно, главный шедевр Эрмитажа – директор Михаил Пиотровский называл его символом музея. «Мадонна Литта» обозначила новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения. Мария, кормящая Христа, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Из окон открывается горный пейзаж (кстати, сине-бело-голубой), напоминая о гармонии мироздания.

Эпоха Спаллетти в «Зените» – как раз про мягкое новаторство, гармонию и любовь.

-15

При итальянце клуб доминировал дольше сезона: два чемпионства подряд, выход в плей-офф Лиги чемпионов – такого в истории еще не было. Петербург до сих пор согревается обаянием Спаллетти: он говорил, что любит игроков сильнее жены, делал подарки персоналу и устроил забег с голым торсом по снежной арене после тутула-2010.

Где смотреть картину: Большой Эрмитаж, зал 214

Алексей Ионов и алкоголь – «Абсент», Пабло Пикассо

-16

«Абсент» (одна из картин серии, самая популярная – «Любительница абсента» – тоже в Эрмитаже) рассказывает об одиночестве и растерянности. Напиток здесь – это портал в другой мир, свободный от терзаний и неудач и позволяющий забыться. Людей за столиками кафешек очень любили писать импрессионисты, которыми и вдохновился Пикассо.

Лицо абсента в «Зените» – Алексей Ионов: его арестовывали за пьяную езду, сажали на безалкогольный карантин, он исчезал с тренировок и ругался из-за этого со Спаллетти. Лучано пытался его утихомирить, но все закончилось трансфером в «Кубань». История Ионова, в отличие от многих других на нашей выставке, не про славные победы, но про давление большого клуба, под которым иногда ломаются юные таланты.

Где смотреть картину: Главный штаб, зал уточняется

Разговор Широкова с фанатами – «Разговор», Анри Матисс

-17

Матисс изобразил себя и жену Амели во время напряженного разговора. По одной из версий, художник сообщает, что живопись для него всегда будет на первом месте.

Обратите внимание, что Матисс держит руки в карманах – прямо как Роман Широков во время напряженного разговора с фанатами «Зенита» в 2012-м. Конфликт вспыхнул еще после чемпионского матча с «Динамо» и добрался до игры с «Рубином» в Казани. В аэропорту Широков, которого тайно сняли на телефон, произнес культовую фразу русского футбола: «Можешь дома сидеть».

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 440

Мощь Халка – статуя Юпитера, неизвестный автор

-18

Сила и атлетичность Халка точнее передаются через скульптуру, а не картину. Статуя Юпитера (верховного бога мифологии) в Эрмитаже – одна из крупнейших античных скульптур, которые сохранились в музеях мира. Ее высота – 347 сантиметров, вес – 16 тонн, объем мышц – неизмерим. Прямо как у Халка.

-19

Скульптуру нашли во время археологических раскопок на вилле императора Домициана (81-96 гг. н.э.). Ее создал неизвестный римский мастер эпохи Флавиев, при которых Рим превратился в столицу цивилизованного мира. Мастер сочетал мрамор, позолоченное дерево и гипс, имитировал отделку золотом и слоновой костью.

Римский публицист Дион Хризостом размышлял: «Кто станет перед этим образом, тот забудет обо всем, что терзает и огорчает человеческую жизнь». При виде Халка защитники РПЛ забывали, кажется, обо всем.

Где забыться перед скульптурой: Новый Эрмитаж, зал 107

Отъезд Семака в Париж, без которого могло не быть тренерства и «Зенита» – «Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро

-20

В 2004-м Семак так устал от свирепых сборов Валерия Газзаева, что думал закончить с футболом, но подвернулся вариант с «ПСЖ». Сергей провел там всего один скомканный сезон, но его хватило, чтобы перезагрузиться и заново влюбиться в игру. В 2018-м он признался, что через 5-10 лет мечтает вернуться в Париж – особенно в статусе тренера.

-21

Когда Семак перечисляет любимые места, всегда называет Монмартр. Импрессионист Камиль Писсарро посвятил бульвару отдельный цикл из 30 полотен: снял номер в Гранд Отеле де Рюсси, наблюдал за жизнью улицы и писал ее в разную погоду – в Эрмитаже зафиксирован пасмурный день. Мир впечатлен, как феноменально Писсарро передал темперамент и душу Монмартра. Неудивительно, что такие пейзажи вернули Семаку вдохновение.

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 405

«Зенит» Рио-де-Жанейро – «Рыбак», Тарсила Ду Амарал

-22

Единственный художник из Бразилии в Эрмитаже – модернистка Тарсила Ду Амарал. После замужества с поэтом-авангардистом увлеклась фольклором и перешла к «культурной антропофагии». Ее смысл в том, что Бразилия как поздняя культура должна подпитываться идеями Европы, но не забывать про афроамериканские элементы. Картины Турсулы Ду Амарал в приемах кубизма и сюрреализма отличаются красочными цветами тропической природы.

«Зенит» Рио-де-Жанейро – особенный и не менее красочный этап в истории «Зенита». С финтами Малкома, танцами Клаудиньо, фокусами Вендела, выверенностью Дугласа Сантоса. И, конечно, трофеями. При этом у болельщиков остается запрос на «культурную антропофагию» – с воспитанниками у клуба серьезные трудности.

Где смотреть картину: нет в постоянной экспозиции, появляется на временных выставках

Проблемы с воспитанниками – «Юноша с лютней», Караваджо

-23

Единственное произведение великого Караваджо в России. В центре сюжета юный музыкант, который поет и играет на лютне, но особое внимание к деталям: оборванные струны скрипки, помятая нотная тетрадь, лопнувшая корзина фруктов. Самая популярная интерпретация ведет к термину Vendis (жанр живописи эпохи барокко) – о недолговечности всего земного. Другая – к угасанию любви.

Недолговечность – точная характеристика успехов академии «Зенита» и политики клуба по воспитанникам. В Петербурге уже давно не растят суперзвезд, а имидж сверхпродуктивной школы растворился в нулевых. И если «Юноша с лютней» в 2017-м прошел масштабную реставрацию, юноши «Зенита» пылятся в дубле или пробиваются в других командах.

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 232

Образ богатого наглеца – «Бобовый король», Якоб Йорданс

-24

На картине фламандского художника – застолье в честь праздника Богоявления. В этот день в католических странах к столу подавался особый пирог с сюрпризом – запеченным бобом, орехом, фигуркой Христа или монеткой. Тот, кому доставался сюрприз, провозглашался Бобовым королем, возглавлял праздник и выбирал королеву под крики «Король пьет! Да здравствует король!»

Составители каталога фламандской живописи в Эрмитаже Наталья Бабина и Наталья Грицай увидели в картине аллюзии на фламандские и голландские пословицы. Например, изображение собаки, просящей подачку у мальчика, намекает на Res immoderate cupido est («Жадный не знает меры»). Надувший щеки волынщик – на Met ееn goed gevulde buik wil het zinger beter Iukken («С хорошо набитым животом лучше поется»).

Таким же везунчиком, наглецом и жадиной многие сторонние зрители воспринимают «Зенит»: крупнейший бюджет в лиге от «Газпрома» когда-то позволял платить по 40 миллионов евро за одного игрока, а сейчас помогает выглядеть пижоном даже в острый кризис.

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 248

Покупки у конкурентов по РПЛ – «Поцелуй украдкой», Жан Оноре Фрагонар

-25

Жан Оноре Фрагонар – французский художник эпохи позднего рококо. Он писал в разных жанрах, но самыми удачными считаются сюжеты о любви и отношениях. В картине «Поцелуй украдкой» юноша целует девушку и уводит ее, сжимая руку и держа возле себя. Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, опасаясь, что кто-то войдет и увидит их.

Покупки важных игроков конкурентов (например, Матео Кассьерры, лучшего бомбардира лиги второй команды сезона-2021/2022) – тоже своеобразный поцелуй украдкой.

Где смотреть картину: нет в постоянной экспозиции, появляется на временных выставках

Елена Илюхина – «Портрет дамы в голубом», Томас Гейнсборо

-26

Единственная работа Гейнсборо в России, одного из самых известных британских портретистов и пейзажистов. Он писал женщин, вдохновляясь Ван Дейком – не Вирджилом, а Антонисом. Мечтательный взгляд, тонкие линии тела под тяжелой прической, парящее движение рукой – в этом портрете так много воздуха, несмотря на аристократизм модели. Кто она – неизвестно. Считается, что это дочь одного английского адмирала Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор.

Герцогиня «Зенита» – Елена Илюхина, председатель совета директоров клуба и заместитель генерального директора «Газпром нефти». Именно она представляет «Зенит» в исполкоме РФС.

Где смотреть картину: Зимний дворец, зал 298

Михаил Боярский – «Дама в черной шляпе», Кес Ван Донген

-27

В музее хватает достойных шляп – ближе к Боярскому тот же «Портрет молодого человека в шляпе» Жана-Батиста Греза. Но есть нюанс: такой изящной шляпы, как у Кеса Ван Донгена, в Эрмитаже не найти. Нидерландский художник творил в Париже и стал известным светским портретистом, которого выделял интенсивный свет. Обратите внимание на большие глаза – обязательный элемент, приближавший заказчиц к эталону. Правда, у «Дамы в черной шляпе» нет прототипа – это вымышленный «образ мечты».

Михаил Боярский в шляпе и шарфе «Зенита» – неизменный образ актера и символ болельщиков команды.

-28

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 430

Песни о «Зените» – «Таитянские пасторали», Поль Гоген

-29

Бытовые зарисовки из жизни обитателей Таити. По сюжету это не очевидно, но картина в первую очередь посвящена музыке (обратите внимание на девушку со свирелью, которая играет, пока ее подруга стирает белье в тазу): общая торжественная тональность, убаюкивающий покой и единение со средой.

У «Зенита» музыка – это ярко выраженная черта идентичности. Среди десятков песен о клубе и исполнителей-болельщиков – от шнуровского «Ленинграда» и Розенбаума до группы «Кирпичи» – особо выделяется, конечно, «Город над вольной невой». Гимн, основанный на вечерней песне и приятной тоске по родному любимому месту.

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 411

Чемпионская гонка с «Краснодаром» – «Арена в Арле», Винсент Ван Гог

-30

В 1888 году Ван Гог перебрался из Парижа в прованский Арле и написал там свою самую спортивную картину. На ней изображен древний амфитеатр, где проходит коррида. При этом главные герои не бык или тореадор, а страстная публика. Спустя несколько недель после завершения работы Ван Гог отрезал мочку уха. Это просто факт – события не связаны.

«Зенит» впервые за много лет получил мощное сопротивление – от «быков» из «Краснодара».

-31

На этой неделе так же горячо, как зрители на картине Ван Гога, мы продолжим следить за чемпионской гонкой РПЛ.

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 413

Подписывайтесь на телеграм-канал Кораблева 50 важнейших людей в истории «Зенита»

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Александр Вильф; Gettyimages/Phil Cole; Zenit/Twitter.com, Alexandr Kulebiakin/Interpress, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Photoagency Interpress/Global Look Press/Global Look Press; fc-zenit.ru; East News/JACQUES DEMARTHON / AFP; en.wikipedia.org