Найти тему

Теория выбора

Вы никогда не задумывались, почему раньше, во времена, когда наши бабушки и дедушки были ещё молоды, люди создавали пары и жили вместе всю жизнь? Почему люди устраивались работать на одно предприятие и работали там до самой старости? Или почему покупали один автомобиль и ездили на нем десятки лет? Да просто потому, что у людей не было выбора. Точнее он был ограничен двумя-тремя вариантами. Вот человек и выбирал из всех зол меньшее, а отсутствие вариативности он называл постоянством или верностью. Да, понятно, что и в те времена в мире существовали тысячи разных машин, сотни предприятий и миллионы других людей. Но это было где-то там, за пределами восприятия. В системе ограниченного выбора проще принять решение, проще определить критерии. Потому и система ценностей была более устойчивой. Однажды выбрав человека, прожив с ним с десяток лет, когда всё твоё социальное окружение ограничивалось лишь рабочим коллективом, соседями в пятиэтажке и родственниками, создавалось устойчивое ощущение отсутствия иного выбора. Отрафировалось само желание пробовать новое, потому что нового-то ничего не было десятки лет. Точнее, конечно было что-то новое, но оно не маячило перед глазами, создавая тот самый импульс, который разжигает в человеке интерес.

-2

Но что мы видим сегодня? Что поменялось? Произошёл информационный скачок! С развитием систем передачи информации, с появлением и развитием визуального контента, мы увидели перед собой возможности выбора вселенских масштабов. Теперь нам не хочется ездить на одной машине всю жизнь, потому что мы знаем, что существуют сотни других марок и моделей, и что некоторые чем-то похожи друг на друга, но всё равно они разные. Разный дизайн, разная мощность, разный комфорт, размер и прочее. И мы не просто это знаем - мы это видим и ощущаем каждый день.

-3

И абсолютно тоже самое можно сказать о выборе партнера. Сегодня вокруг нас такое изобилие разных людей. И речь не про толпу в метро. А про индивидуальность сотен людей, которых мы можем рассматривать, изучать и общаться. Социальные сети ежедневно показывают нам жизни других людей. Сайты знакомств предоставляют нам выбор на любой вкус, цвет, рост и вес. У нас так много выбора, что мы сами не можем понять чего мы хотим. Высокую, рыжую, большая грудь, упругая попа? А может вот эта миниатюрная блондинка? Одно дело - внешность. Но существуют ещё: характер, мировоззрение, навыки, сексуальные фетиши, увлечения, бытовой запрос. Да просто куча параметров. И если раньше человеку приходилось идти в чём-то на компромис, мириться с какими-то недостатками, соглашаться, то сегодня, имея такой огромный выбор, нам просто незачем идти на подобное самопожертвование. Зачем? Зачем мне терпеть его пьянство или пытаться бороться? Зачем мне терпеть её истерики и впахивать на работе до поздна, ради того, чтобы удовлетворить её хотелки? Зачем все эти лишения и страдания, когда можно с легкостью найти другой вариант? Тем более, что предложений более, чем достаточно.

Вот и получается, что сегодня мы видим непостоянство выбора. Это закономерный итог развития общества и технологий. И ненужно пенять на поколение, отсутствие морали и воспитания. Это просто мир в котором мы живём. Социальная среда и технологии задают нам условия, к которым мы либо приспосабливаемся, либо страдаем в изоляции собственной ограниченности.

И если принять эту систему развития, то сразу всё встанет на свои места. Всё предельно ясно: почему всё больше людей не вступают в брак, почему всё больше людей отказываются заводить детей и т.д. Всё как всегда на поверхности. И только понимание этих причинно-следственных связей позволит нам видеть целостную картину и перестать быть ограниченными собственным невежеством.