Найти тему
Инна

Драконы, оборотни

Драконы, оборотни и золото Колчака. Легенды предгорий Алтая

Фото источник интернета
Фото источник интернета

Истории давнего прошлого помнят только старожилы и краеведы

В Горном Алтае мифы и легенды знают и любят. Алтайцы передают сказания о богатырях и красавицах из поколения в поколение в семейном кругу. И с удовольствием рассказывают их туристам.

В Алтайском же крае, который так же стремится развивать туризм, молодёжь с местными легендами знакома, обычно, мало. Их собирают только местные краеведы, да могут припомнить старожилы. Одним из таких был житель Локтевского района Николай Капёнкин, который много лет интересовался историей своей малой родины.

Колдуны и оборотни

По его словам, раньше на юге Алтайского края водились оборотни. Они встречались ещё в 50-60-е годы прошлого века. Так, бывало, гуляет ночью сельская молодёжь, возвращается из клуба, а на яру их встречает свинья - бегает, бросается под ноги, визжит. И так много раз. Причём все подмечают – незнакомая свинья, не сельская, с пятнами по бокам. Старики молодёжи советовали от этой свиньи держаться подальше – мол, и не свинья это, а ведьма-оборотень – старая, живущая на отшибе села бабка Кобзиха. В свои 80 лет она была очень энергичной и даже заговорами умудрялась уводить по ночам соседского коня и возить на нём какие-то мешки – конь к утру был весь мокрый и усталый. Про то все знали, а вот поймать бабку за этим занятием так и не смогли.

Другая история Николая Капёнкина – про монашеский скит и золото Колчака, зарытое в Чарышском районе. Уже после революции и Гражданской войны останавливалась на ночлег у его матери старушка – мальчишкой он слышал их разговор. Потом в 40-е годы приезжал кто-то, выяснять судьбу старушки и всё, что с ней было связано. А уже позже краевед сам попытался разобраться в истории, которая запала в память в раннем детстве.

Выходило так, что в глухих местах на реке Кумир на границе с Усть-Канским районом Республики Алтай стоял до революции женский монастырь. Когда началась Гражданская война, монашки спрятали от партизан и местных разбойников монастырские ценности – в одной яме похоронили золотые и серебряные чаши, кресты. В другой яме, в деревянном сундуке, спрятали ценные старые религиозные книги. Хорошенько замаскировали. Тайну кладов знали только несколько служительниц монастыря, многие из которых не пережили смутное время. Примерно тогда же, спасаясь от наступавших красных и убегая в Монголию и Китай, несколько белогвардейских офицеров закопали недалеко от монастыря часть золотой казны Колчака. В 40-е годы кто-то из них нелегально перешёл границу и попытался отыскать спрятанное золото. А монашки – отыскать клад с чашами и крестами. Удалось это им сделать или нет – неизвестно. Но краевед был убеждён, что клад со старинными христианскими книгами так и остался не найденным и они до сих пор лежат где-то там, в отрогах Коргонского хребта.

Легенду другого, уже не исторического плана, знают жители села Александровка Солонешенского района. По словам старожилов, в крутых отрогах Бащелакского хребта раньше жил дракон. У него была огромная, похожая на конскую, голова, но являлся он людям только в трудные, переломные годы – во время Гражданской войны или весной 1941 года. Что с ним стало и есть ли он там сейчас – людям не ведомо.

Великаны и полозы

О легендах предгорий Алтая писал ещё исследователь края XIX века Николай Ядринцев. Особенно его поразили скалы-останцы в районе Колыванского озера – причудливые по форме, напоминающие профили застывших животных или развалины замков. По мифам - древние великаны, которые наравне с богами участвовали в устройстве мироздания, соревновались друг с другом в мастерстве скульпторов – кому из них удастся выложить из камней наиболее причудливые фигуры. Исчезновение великанов на Алтае старожилы объясняли по-разному. Кто-то говорил, что погибли во время войны с громадными полозами. Кто-то – что их победили люди с помощью заговоров и сонной травы. Оставшиеся скалы – напоминание их величия.

Местные жители, среди которых в то время всегда отыскивалось два-три колдуна, рассказывали учёному о змее-огнёвке красного или рыжего цвета, необычайно ядовитой, совершающей прыжки в несколько метров и нападающей даже на всадника. Или рассказывали о случаях заползания змей внутрь человека, уснувшего на покосе с приоткрытым ртом. Такая змея поселяется в желудке, и выгнать её можно только выпивши лошадиного пота. Но главной историей был рассказ о громадном полозе, живущем в пещерах и старых штольнях. Этот змей, похожий на удава или анаконду, оставлял на земле следы как от бревна и его очень боялись лошади. Интересно, что одной из причин, почему часть старых, ещё до Демидова, выработок в Змеиногорском и Курьинском районах оказались брошенными задолго до истощения запасов драгоценных металлов, так же назывался страх перед змеем.

Чудь вернётся с сокровищами

В Змеиногорском районе старожилы так же показывали раньше на Караульную сопку, близ вершины которой бьёт ключ, и убеждали, что гора внутри пуста и имеет подземное озеро, по коему плавает струг Ермака Тимофеевича, гружёный червонным золотом.

Отдельный пласт легенд, связанный с Алтаем - предания о прежних хозяевах алтайской земли – чуди. Чудь жила в ямах в лесу и прятала под землёй клады. Николай Рерих, посетивший Алтай в 20-х годах, приводит слова старика-старовера: «Когда Белый царь пришёл Алтай воевать, и как зацвела белая берёза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царём. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Когда вернётся счастливое время, и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами»...

Пока легенды Алтайского края, а они есть, вероятно, в каждом районе, известны небольшому кругу людей – местным краеведам, историкам, увлечённым сельским учителям. Но для привлечения туристов, развития исторической памяти жителей края, можно было бы сделать их общеизвестными, красиво и литературно обработать, «привязать» к местности, как это давно принято в национальных республиках – Хакассии, Бурятии или в соседнем Горном Алтае. Ведь на том же Урале, благодаря Павлу Бажову, собирателю уральских сказов, каждый знает и про Хозяйку Медной горы и про Бабку Синюшку. И не только на Урале - теперь это достояние всей страны.

✅ Спасибо , что прочитали .