Найти в Дзене
Песни дезертира™

John Cale • Vintage Violence ℗ 1970

Вырвавшись в 1968 году на оперативный простор из удушающих объятий «Бархатного подполья» (Velvet Undeground), авангардной американской рок-группы, стремительно приобретшей в конце шестидесятых годов нездоровую (культовую) популярность в узких кругах так называемой цыганщины (по-французски - богемы), с ее эксцентричным, уродливо-извращенным образом жизни, английский (а, точнее валлийский) музыкант-многостаночник, композитор, текстовик и продюсер Джон Дэвис Кейл (John Davies Cale) стал подвизаться в роли сеансового инструменталиста, звукорежиссера и продюсера. При его непосредственном участии на свет появилась внушительная серия полнометражных пластинок, которые сейчас, вне всякого сомнения, относятся к разряду классических произведений рок-н-ролла. Назовем хотя бы несколько из них в качестве иллюстрации: Morning Glory «Two Suns Worth» (1968), Нико «The Marble Index» (1969) и «Desert Shore» (1970), The Stooges «The Stooges» (1969), Ник Дрейк «Bryter Layter »
John Cale, UK, Progressive Rock, Baroque Pop
John Cale, UK, Progressive Rock, Baroque Pop

Вырвавшись в 1968 году на оперативный простор из удушающих объятий «Бархатного подполья» (Velvet Undeground), авангардной американской рок-группы, стремительно приобретшей в конце шестидесятых годов нездоровую (культовую) популярность в узких кругах так называемой цыганщины (по-французски - богемы), с ее эксцентричным, уродливо-извращенным образом жизни, английский (а, точнее валлийский) музыкант-многостаночник, композитор, текстовик и продюсер Джон Дэвис Кейл (John Davies Cale) стал подвизаться в роли сеансового инструменталиста, звукорежиссера и продюсера.

-2

При его непосредственном участии на свет появилась внушительная серия полнометражных пластинок, которые сейчас, вне всякого сомнения, относятся к разряду классических произведений рок-н-ролла. Назовем хотя бы несколько из них в качестве иллюстрации: Morning Glory «Two Suns Worth» (1968), Нико «The Marble Index» (1969) и «Desert Shore» (1970), The Stooges «The Stooges» (1969), Ник Дрейк «Bryter Layter » (1970).

-3

В 1969 году, собрав весьма скромную по количеству штатных единиц сопровождающую группу, которая отчего-то решила именовать себя «Пингвином», Джон Кэйл приступил к записи своего дебютного сольного альбома. Пластинка, изданная мажорной виниловой этикеткой «Колумбия» появилась на прилавках музыкальных магазинов 25 марта 1970 года. Хотя альбом не пылился на торговых стеллажах в ожидании уценки, но и не произвел никакого фурора среди знатоков и любителей рок-н-ролла, он не заработал ни «золото», ни «платину», ему не была присвоена музыкальная премия «Грэмми», ни прочие напыщенные буржуазные бирюльки. Но именно этим эта музыкальная коллекция и интересна, поскольку в ней есть главное – музыкальная эстетика и неброский художественный вкус.

-4

«Винтажное насилие» (так переводится название этого диска) – пластинка весьма скромная по бюджету (на ее создание было потрачено около 15 000 долларов) и может быть по этой причине начисто лишенная вычурного самолюбования, свойственного многим именитым исполнителям, вставшим на самостоятельный путь творческого развития. Здесь нет ни помпезных аранжировок, ни вальяжных струнных и духовых, ни дюжины темнокожих вокалисток сиреноподобно подвывающих на заднем плане что-нибудь типа «бейби, бейби, бейби». Никаких рекламных трюков в виде привлечения громких звездных имен, чтобы они пару раз тряхнули тамбурином на записи какой-нибудь проходной вещицы.

-5

Это и в самом деле очень простая и честная пластинка. Но в тоже время - изысканная и изящная, несмотря на свою внешнюю неприметность. И в том нет ничего удивительного - присмотревшись к биографии Джона Кэйла можно обнаружить разгадку, того, почему этот британец стал в свое время центральной фигурой в «Бархатном подполье» в музыкальном плане. Лу Рид был идейным лидером группы, а вот главным эстетом, вне всякого сомнения – Кэйл.

-6

В семь лет Джон Кэйл начал овладевать премудростями игры на фортепиано, в двенадцать – уже играл на органе в церкви, затем на альте в школьном оркестре. В 1957 году в составе уэльского юношеского оркестра отправился на свои первые зарубежные гастроли. При содействии известного американского композитора Аарона Копленда Джон Кэйл в 1963 году перебрался в Соединенные Штаты, где проходил обучение у величайших авангардных имен эпохи. Принимал участие в экспериментальной музыкальной формации Ла Монте Янга под названием «Театр вечной музыки» (позже - «Синдикат мечты»). Так, что сомневаться в его культурном и художественном превосходстве над остальными участниками «Бархатного подполья» не приходится.

-7

Понятно, что двум медведям в одной берлоге не ужиться. Лу Рид считал, что идеи Кэйла окончательно оторвались от реальности и с его присутствием в группе надо кончать. В результате предъявленного ультиматума Джону пришлось отправиться из «Подполья» с вещичками на выход. Барабанщица Морин Такер вспоминает:

«Было очень скверно на душе, когда Джон ушел. Его уход отразился на нашей музыке – он ведь был сумасшедшим. Мы стали нормальнее, и это неплохо. У нас было много хорошо песен, но наша музыка уже не была прежней. Просто безумный фактор исчез…»
-8

Однако свойственное Джону Кэйлу музыкальное безумие никак практически не проявилось при записи дебютного диска британского артиста. Пластинка выглядит на первый взгляд абсолютной нормальной. Да и на второй – тоже. Слегка американизированная, преимущественно среднего тема бесхитростная музыка сознательно упрощенная до первородного минимума. Но в этом весь фокус и есть. Почувствовать натуральный вкус подлинного музыкального материала, неиспорченного всякого рода специями и ароматизаторами. Вернуться назад к изначальной природе звука. К истинной гармонии.

-9

Единственным настоящим проявлением сумасшествия на альбоме является дурацкая обложка, идущая вразрез со сложившимися к этому времени маркетинговыми тенденциями рок-н-ролла, как составной части шоу-бизнеса. На концептуальной фотографии Иси Валерис лицо Джона Кэйла, на голову которого надет нейлоновый чулок, снято через стеклянную маску. Он словно бы говорит слушателям – на этой записи вы не сможете разглядеть мою истинную сущность.

-10

Слушать
Первоисточник

John Cale | Песни дезертира™ | Дзен