«Когда меня спрашивают про профессию, я шутливо объясняю: «Видели в детективных сериалах «всезнающих специалистов», которые на месте происшествия что-то ищут, исследуют и обязательно находят важные улики, которые приводят к раскрытию преступления? Так вот это – мы!»улыбается подполковник полиции, начальник экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г. Дзержинску Ирина Лукьянова.
Еще будучи начинающим экспертом, она за год установила личности 33 преступников! Ее рекорд с тех пор не был побит. Ирина Лукьянова – героиня нашей традиционной рубрики «Доска почета».
Уральский характер
«Я с Урала, и этим многое сказано»,смеясь, отвечает Ирина Петровна на вопрос, откуда родом.
Папа – агроном, председатель колхоза, мама – повар в столовой. Семья жила в селе Филипповка, неподалеку от знаменитой Кунгурской ледяной пещеры. Неимоверной красотой этого природного заповедника Ирина Петровна не устает восхищаться до сих пор.
Сельские ребята к труду приучены с детства. Обычное зимнее утро в дружной семье нашей героини начиналось не с телевизора и уже привычного кофе. Первым делом надо было выгрести золу из печи, принести дров, затопить печь. Потом накормить домашний скот (а для этого порой приходилось расчищать от снега путь к хлеву), сходить за водой на колонку. Ну а после можно и самим сесть за стол – позавтракать.
Ира очень любила учиться. Характерный курьезный случай. Наказали ей сидеть с младшим братом в будний день. «Нет, я не могу! Мне же в школу надо!» – решила девочка. Укутала братишку потеплей, посадила в санки и повезла в детский садик, где без обиняков заявила: «Забирайте его – я после школы за ним зайду!». Факт, что на тот момент брат садик не посещал, Иру ничуть не смутил: ей же надо было учиться!
«В садик брали с трех лет, а Саше тогда было чуть больше двух. Но он показал себя таким самостоятельным, что заведующая пошла против правил и согласилась его взять»,вспоминает Ирина Петровна «семейную легенду» устройства брата в дошкольное учреждение.
Ирина была не только хорошей ученицей, но и физкультурницей. Выступала за школу на различных соревнованиях, имела в своем активе значки ГТО. Как и мечтала (причем очень легко), поступила в Пермский медицинский институт.
Интернатуру проходила уже в Дзержинске, куда переехала после замужества в 1990 году. В ее «послужном списке» – должность участкового терапевта 4-й поликлиники и врача бригады скорой и неотложной помощи.
«Стращать врача скорой помощи – дело безнадежное!»
«Времена были трудные, зарплату задерживали. И муж, юрист по образованию, предложил пойти в милицию, где было более или менее стабильно»,объясняет Ирина Лукьянова, как она оказалась в правоохранительных органах.
Пришла молодая женщина устраиваться в экспертно-криминалистический отдел (ЭКО), которым на тот момент руководил Валентин Васильевич Коробков. Отговаривали ее всячески: «Мы имеем дело с трупами!». Она в ответ лишь улыбалась: «Стращать врача скорой помощи – дело безнадежное!».
Проштудировала учебник по криминалистике. Начальник лично проверял, насколько прониклась предметом, всё ли усвоила. Несколько раз съездила на осмотр места происшествия в качестве стажера. И спустя чуть больше месяца уже стояла в графике дежурств!
«Боевое крещение» было запоминающимся – убийство сестер-близняшек.
«Не было никакого страха. Отработала с пониманием алгоритмов работы, четко осознавала, как нужно действовать»,отвечает она на вопрос «Не тряслись ли руки от волнения?».
От профессионализма специалиста при проведении осмотра места происшествия во многом зависит успех всего дела, поэтому работать нужно хладнокровно, вдумчиво, уделяя внимание деталям. Одним словом, почувствовать себя Шерлоком Холмсом. Ведь главная задача эксперта – установить (идентифицировать) преступника по оставленным следам.
Логическое мышление и внимательность, специальные знания в области криминалистики – залог качественной работы.
«Приехали – оцените обстановку. Смоделируйте поведение преступника: как он мог передвигаться, где мог оставить следы»,так сейчас учит подполковник полиции своих экспертов.
«Не хотите завалить работу отдела – ставьте Лукьянову»
…Но вернемся в 2000 год. Капитана милиции Лукьянову вызывает начальник ЭКО и огорошивает предложением: «Мой заместитель собрался на пенсию, хочу тебя на его место поставить». Времени на раздумье дал лишь выходные.
«Одно дело за себя отвечать, а другое – за весь отдел. Не справлюсь»,размышляла молодая женщина.
Валентин Васильевич выслушал отказ и удивил еще сильнее:
«Вообще-то, я сам в отставку ухожу. Пока буду в отпуске, исполняешь мои обязанности. Ну а потом – на мое место».
Были в отделе и более опытные специалисты. Причем мужчины. Так почему же выбор Коробкова пал на Лукьянову? Не потому ли, что у нее были самые высокие показатели? Шутка сказать: за год установила личности 33 преступников! И на самые сложные и щепетильные дела начальник отправлял именно ее: знал, что не подведет! Поэтому на сомнения областного руководства о кандидатуре своей ставленницы (ну ведь простой эксперт, даже не старший – и сразу в начальники?!) прямо ответил: «Если не хотите завалить работу дзержинского отдела – поставьте именно ее».
Интуиция опытного криминалиста не подвела. Ирина Лукьянова руководит ЭКО уже 24 года. Возглавляемый ею коллектив – один из самых стабильных в городском УВД. Причем Дзержинский экспертно-криминалистический отдел и в области на хорошем счету. На протяжении долгих лет он был лидером по внедрению передового опыта.
«Криминалистика – это наука»
«Мы занимались, в сущности, научными исследованиями. Например, опытным путем выясняли, при каких температурных режимах и на каких поверхностях лучше работает та или иная слепочная масса. Или работали над улучшением состава дактилоскопических порошков. Забавно вспоминать: через капроновые колготки просеивали порошок, чтобы добиться его мелкой дисперсности, сушили и добавляли в него канифоль для лучшей адгезии. И, между прочим, такой порошок работал безотказно на любых поверхностях»,рассказывает Ирина Петровна.
Вообще, любая экспертиза, уверена подполковник полиции, – это маленький научный труд. А их в ЭКО УВД по г. Дзержинску проводится огромный спектр: дактилоскопические, трасологические, баллистические (исследование огнестрельного оружия и патронов), почерковедческие, портретные, исследования холодного и метательного оружия, техникокриминалистическая экспертиза документов. Плюс специальные виды – физико-химические исследования наркотических средств, ядовитых, сильнодействующих веществ и их прекурсоров, а также товароведческие исследования.
«Вы особенные. Много ли в России экспертов-криминалистов? Вы представители эксклюзивной профессии. И этому должны соответствовать»,говорит она своим коллегам.
Каждый из сотрудников ЭКО – «универсальный солдат». Все выезжают на осмотр места происшествия, проводят экспертизы и исследования, осуществляют проверки по учетам (учеты – это картотеки следов, изъятых с мест не раскрытых преступлений). Конечно, существует негласное деление по направлениям исследований. К примеру, одни специализируются на дактилоскопии, другие – на баллистике. По каждому виду экспертиз нужно сдать экзамен и получить самостоятельный допуск на их производство! Причем подтверждать свои знания нужно периодически.
Сама Ирина Лукьянова – поклонница, если можно так сказать, почерковедческой экспертизы:
«Преступники пытаются исказить свой почерк, обмануть нас. Если всё очевидно – не так интересно. В сложных случаях, когда приходится прилагать дополнительные усилия, анализировать, даже дома не можешь «отпустить» тему. Занимаешься другими делами, а в голове визуализируешь, сопоставляешь…«Работала с документом – отказом от доли собственности, заверенным нотариусом. В документе рукописная запись была выполнена скорописью, а у человека, который оспаривал достоверность данной записи, на момент проведения экспертизы был каллиграфический почерк, близкий к печатному. Казалось бы, очевидно, что передо мной два разных почерка. Но интуитивно что-то меня насторожило, и я продолжила исследование. Меня заинтересовало написание одной буквы. Проштудировала толстую тетрадку с записями этого человека и все-таки нашла одно совпадение! А потом, запросив дополнительный сравнительный материал (его школьные тетради), доказала свою правоту!»вспоминает начальник ЭКО.
«За всё судьбу благодарю»
Ирина Петровна – счастливая жена, мама и бабушка. Любимый супруг Андрей Николаевич – пенсионер силового ведомства. Дочь Екатерина окончила с красным дипломом Московский государственный лингвистический университет, владеет несколькими иностранными языками, замужем, многодетная мама.
С появлением внуков подполковник полиции открыла в себе новые таланты, среди них рукоделие. Как-то раз старшая внучка попросила помочь сделать поделку в садик – и началась еще одна, творческая страница жизни эксперта-криминалиста. Теперь Ирина Петровна и крючком игрушки вяжет, и букеты из разных материалов создает, и украшения из бисера… Словом, мастерица на все руки.
«Внукам это всё интересно, а мне еще интереснее!»смеется наша героиня.
Интересно до сих пор ей и на работе. Это воодушевление совсем иного рода.
«Нужно искренне любить дело, которым занимаешься. Работа эксперта-криминалиста – каждодневный нелегкий труд. Но понимание того, что он важен для общества, очень воодушевляет! Служение своей стране и закону – одно из самых благородных занятий во все времена. А если рассматривать службу как науку, искусство, тренировку ума, то, наверное, у меня одна из лучших работ на свете! И я очень рада, что однажды судьба меня привела именно сюда»,говорит подполковник Лукьянова.
Напомним, полицейский из Дзержинска спас замерзающего человека в лесу.
Екатерина КОЗЛОВА