Были тихи, мирны, незлобны, гостеприимны. Лицо у них было плоское, желтое, скуловатое, с узкими глазами, прямые густые черные жесткие волосы на голове и редкие на бороде и усах
Для Красноярского края 2024 год - юбилейный. Ему исполняется 90 лет. Немногим старше Саянский район, который насчитывает уже вековую историю. В 2024 году ему исполняется 100 лет.
Всего лишь век назад на саянской земле жили люди, чей уклад и язык значительно отличались от привычного нам. Кто же они - аборигены Канского уезда?
Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое, в двадцатые годы XX века, и "побываем в гостях" у камасинцев в Абалаковском улусе, на месте которого сейчас стоит деревня Абалаково Саянского района Красноярского края.
В 1912 и 1914 годах народы Канского уезда изучал известный путешественник Кай Доннер. В 1921 году быт и традиции жителей верхнего Кана исследовал знаменитый краевед Дмитрий Семенович Каргополов. В этот же период, в 1926 году были опубликованы материалы на основании данных, полученных директором Красноярского городского музея А.Я. Тугариновым, полученных им во время экспедиций к камасинцам Абалаковского и Угумакова улусов в 1925 году. Итак, как же жили таежные люди всего век назад?
Дмитрий Каргополов поделился увиденным осенью 1921 года в «Старой деревне», расположенной вблизи села Агинского на реке Анжа. По его словам, иноземцы при себе всегда имеют нож, так как кроют свои надворные постройки берестой. Вместо обычных земляных сибирских балаганов, жители ставят крытые берестой юрты, по примеру своих предков. Родной язык они забыли и более того, стесняются своего происхождения. Охота у них была главным промыслом, а хозяйство побочным занятием.
Абалаковский улус
Изучал Каргополов и язык коренных жителей Абалаковского уезда, где нашел смешение таежно-самоедского языка и коренным образом отличающихся от него степных минусинских наречий (тюрских). Исследователь отметил сложность таежно-самоедского языка, в котором встречаются гортанные звуки и очень краткие гласные буквы. Описывал Каргополов и облик камасинцев Верхнего Кана, которые, по его словам, были тихи, мирны, незлобны, гостеприимны. Лицо у них было плоское, желтое, скуловатое, с узкими глазами, прямые густые черные жесткие волосы на голове и редкие на бороде и усах. Туловище у них было длинное на коротких ногах. Женщины и мужчины курили табак.
Об образе жизни населявших Абалаковский улус людей он пишет так: Абалаковские жители начали заниматься земледелием только в начале ХХ века. В подтаежной зоне хлебный урожай плохой. До этого они занимались только охотой. Пушнину сбывали в с. Агинском по низким ценам. Но между собой преобладал натуральный обмен, деньгами пользовались редко.
По мнению Каргополова, оседлый образ жизни у камасинцев Верхнего Кана начался во второй половине ХIХ в. На это указывает тот факт, что старожилы улуса помнят кочевую жизнь в Саянах. Хозяйство носило второстепенный характер. Рогатый скот предназначался исключительно на мясо. Коров доили в теплое время года, а зимой жили без молока. Лошади и коровы почти всю зиму питались в поле подножным кормом. От кочевой жизни остались юрты, покрытые берестой. Камасинцы ставили их у себя во дворе и летом жили в них. Надворные постройки юрт были покрыты дранкой или тесом, а также имели внутреннюю подкладку из бересты. Домашнюю утварь они мастерили из дерева. Умели плести ковры из трав. Из привычек, оставленных от предков, он отметил предпочтение сидеть на полу, поджав под себя ноги. Так же как и предки, носили в летнее время теплую одежду.
Самодийский язык
После сибирской административной реформы 1822 г. Камасинская землица перестала существовать как самостоятельная единица. Вместо этого в Канском округе Енисейской губернии числилось пять отдельных улусов:
- Угумаковский,
- Абалаковский,
- Багин,
- Пантыков,
- Шалошин.
Однако, уже в 40-х годах XIX в. во время поездки Кастренакамасинцы, разделявшиеся, по определению местных жителей, на степных и лесных (таёжных), составляли всего три улуса: Угумаков, Абалаков и Агульский.
Можно сделать вывод, что в XVIII и начале XIX в.в. Камасинская землица по этническому составу была смешанной. Она состояла преимущественно из самодийскоязычных, а также из кетоязычных элементов, часть которых входила в XVIII в. в состав Койбальской, Канской Удинской землиц. Эти же различные самодийскоязычные группы в XVII в. входили в состав населения Качинской, Яринской, Кашинской, Камасинской, Канской, Тубинской и Удинской землиц. Будучи по своему происхождению потомками самодийско-кетоязычного населения перечисленных землиц XVII в., камасинцы (в первую очередь «степные») в течение XVIII и XIX вв. восприняли тюркский качинский язык. Однако они местами сохранили в памяти и свой родной язык до половины XIX века.
Так называемые «лесные» камасинцы помнили свой самодийский язык вплоть до 20-х годов XX в. Большая часть населения Канской землицы в конце XVIII и начале XIX вв. слилась с местным русским крестьянским населением, от которого и усвоила русский язык. В силу того, что эта часть населения полностью восприняла оседлость и русский народный быт, она была причислена после 1822 г. сначала к «оседлым инородцам», а затем и просто к крестьянам.
После разделения Сибирской губернии в 1822 г. и образования на территории Ачинского и Минусинского округов Енисейской губернии степных инородческих дум, ясачное население Канского округа оказалось совершенно изолированным от тех групп ясачного населения Минусинского и Ачинского округов, которые сформировались в хакасскую народность.
Вячеслав Хлебников